Как уберечь ребенка от интернет-сообществ, где подталкивают к самоубийствам
Киты — самые большие животные на Земле, а еще едва ли не единственные млекопитающие, которые могут совершать самоубийство. Поэтому «китами» называют себя участники сообществ в соцсетях (в первую очередь в «ВКонтакте»), которые проходят квесты, конечная цель которых — суицид. Известные названия таких групп — «Синий кит», «Море китов», «Тихий дом».
На днях Департамент киберполиции Национальной полиции Украины сообщил о выявлении одной такой группы, куда входило 209 пользователей из Украины. Сейчас сообщество заблокировано «за размещение материалов, которые оправдывают совершение суицида». «Если вы вступали в сообщество в поисках помощи и поддержки, советуем обратиться к специалистам по проекту «Твоя территория» (там оказывают психологическую помощь подросткам. — Авт.)», — говорится в сообщении на странице группы.
Напомним, что декабре 2016-го в Мариуполе совершила суицид 15-летняя девушка, которая была участницей одной из таких «групп смерти». Собственно, проблема появилась не вчера, в прошлом году «Новая газета» обнародовала расследование Галины Мурсалиевой «Группы смерти», где упоминалось, что в редакции насчитали 130 подростков в России, которые свели счеты с жизнью с ноября 2015-го по апрель 2016-го, и почти все они находились в таких сообществах. Недавно на влияние групп с «китами» обратили внимание в Казахстане.
СТРАШНЫЕ МИСТИФИКАЦИИ
Администраторы таких групп прибегают к разным мистификациям, используют психоделическую музыку и изображения, постят страшные видео и таинственные символы, чем создают атмосферу загадочности. Закрытость сообществ (как сообщает департамент киберполиции, администраторы групп утверждают кандидатуру, проводят с ней что-то наподобие собеседования в чате) дополнительно привлекает подростков.
Все это смахивает на манипуляции сознанием. Например, один из маркеров таких групп — 4.20 (одна из них так и называлась — «Разбуди меня в 4.20»). Нередко участникам сообществ выставляют требование быть онлайн в это время, выполнять определенные задания. «Регулярно в 4:20 администратор сайта дает задание. Ребенок в это время сонный, уже несколько ночей не спит, в напряжении ожидает. То есть барьеры психики, ресурсы функционируют на пределе», — говорит Анна Дердюк, директор школы психологической практики, психотерапевт.
После утверждения кандидатуры, новый участник группы получает задание. Всего дается 50 заданий, которые часто предполагают причинение себе боли, — например, выцарапать ножом на руке кита. Выполнение заданий обязательно снимается на видео. На выполнение каждого дают ограниченное время, если участник квеста не успевает его выполнить, то исключается из сообщества.
Финальное задание — совершить самоубийство, причем зафиксировать момент смерти на камеру в режиме online. «Видеозаписи в дальнейшем продаются в сети интернет или в Darknet», — добавляют в сообщении департамента киберполиции.
«ПРАВИЛО ТРЕХ «ДА»
«Для подростков ведущей деятельностью является общение, также они имеют активную психическую потребность принадлежать к определенному сообществу. Это биологически обусловленная потребность, вступать во всевозможные субкультуры нормально для подростков. При этом подростковый период — это кризис, все подростки очень уязвимы. Они одиноки, считают, что их никто не понимает. И ты заходишь в такую группу, видишь квест, а это интересное приключение, испытание. Те 50 заданий постепенно усложняются, с середине ты можешь понять, что что-то не то, но не будет воли как-то это прекратить», — обрисовывает ситуацию Анна Дердюк.
В зоне риска — дети, которые чувствуют себя одинокими, не имеют контакта с родителями. «Важна связь между родителями. Да, всегда есть подростковый кризис, ссоры, но если я чувствую, что родители меня любят, есть доверие, такого не случится. Ребенок знает, что родители на его стороне, поддержат его, и расскажет о проблеме», — продолжает психотерапевт.
Что касается манипуляций сознанием, Анна Дердюк отмечает: «Наша психика имеет определенные критические барьеры, которые фильтруют вредную или подозрительную информацию. Но есть определенные технологии, которые разрушают эти барьеры, например, нейролингвистическое программирование. В целом все это может сводиться к «правилу трех «да»: если вы ответили трижды подряд на какие-то вопросы «да», ваш критический барьер сломан. Раз выполнил задание квеста, второй, третий, и на 20-й ты уже практически зомби».
«РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ САМ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ»
Человек, который прибегает к суицидальным действиям, нуждается в помощи психиатра, отмечает Анна Дердюк. «В норме у нас есть инстинкт самосохранения, обусловленный биологически. Ребенок совершает самоубийство, только когда его психикой манипулируют, доводят до ручки. Ребенок не может сам покончить с собой. Это всегда доведение до самоубийства», — подчеркивает психотерапевт.
Еще до распространения интернет-технологий бывали случаи самоубийств из-за манипуляций сознанием. Так, в поселке Джонстаун (США) в 1978 году члены религиозной организации «Храм народов» совершили коллективное самоубийство, отравились цианидом, погибло 914 человек. Более близкий к нам пример разрушительного и массового влияния на сознание — «Белое братство», которое действовало в 1990-х и было основано в Киеве. «Сейчас все намного сложнее, потому что киберпространство очень трудно мониторить», — добавляет Анна Дердюк.
Киберполиция советует родителям уделять большее внимания психологическому состоянию ребенка, проверять его кожные покровы на наличие повреждений и особое внимание обращать на повреждения в форме кита. Добавим, что стоит обращать внимание и на специфическое творчество ребенка: рисунки китов, стихи о суициде тоже могут быть признаком угрозы. Стражи порядка советуют проверять акаунты ребенка в соцсетях, смотреть фото и видео в его гаджетах и вообще устанавливать функцию «родительский контроль» на его электронных устройствах.
«Если заметили ребенка в такой группе — он в беде, — акцентирует Анна Дердюк. — Точно не надо ругать ребенка. Его нужно вести к специалистам, также родители должны обеспечивать базовые условия безопасности ребенка, говорить, что ничего с ним не случится, его спасут, не нанесут ему вреда».
«ВЫХОД — ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ»
Общество активно среагировало на информацию о «группах смерти». На Facebook-странице украинской киберполиции люди регулярно оставляют сообщения о подозрительных сообществах. Как отмечают в Нацполиции, такие группы ежедневно блокируются администрацией соцсетей по обращениям пользователей или правоохранительных органов. При выявлении таких групп самостоятельно стражи порядка просят немедленно сообщать в киберполицию (cybercrime.gov.ua — круглосуточно), звонить по телефону на горячую линию (044-374-37-21) или обращаться в администрацию соцсетей, где обнаружили группу.
«Эти квесты — очень серьезная вещь. Большинство детей много времени проводит в телефонах, разных гаджетах. И гаджет замещает все: близость, заботу, интересные разговоры. Мы живем во время, когда люди постоянно находятся в виртуальном мире: и мамы, и папы, и дети», — резюмирует Анна Дердюк. Поэтому в киберполиции также советуют пытаться занять свободное время ребенка спортивными или культурными секциями. Важно, чтобы реальная жизнь сохраняла свою ценность.
«Чем больше любая проблема предается огласке и обсуждению, тем больше шансов ее решить, — убеждена Анна Дердюк. — То же насилие в семье «любит» тайну, закрытые двери, за которыми процветает. Если эти двери открыть — если журналисты будут рассказывать об этом, то достучатся до родителей, чьи дети в беде. Поэтому, думаю, выход один — говорить об этом».
Автор: Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Tweet