Борьба с коррупцией и VIP-преступностью. Украинская ФБР в вопросах и ответах

ГБР – в последнее время эта аббревиатура все чаще встречается в СМИ. В основном в контексте скандалов и проблем. Что это за структура, как происходит процесс ее формирования и чего ожидать в ближайшее время – журналисты разбирались с помощью простых вопросов и ответов.

Что такое ГБР?

Согласно закону о ГБР, «Государственное бюро расследований является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к его компетенции».

По сути, это независимый правоохранительный орган, расследующий преступления, совершенные высокопоставленными (кроме коррупционных, отнесенных к подследственности НАБУ), военными и правоохранительными органами.

ГБР уже работает?

Еще нет. Принят и вступил в силу закон, регулирующий его деятельность. Но структура бюро сейчас на начальной стадии формирования – с мая 2016-го продолжается конкурс на должность директора Государственного бюро. Заработать ГБР должно, согласно Уголовному процессуальному кодексу, не позднее 20 ноября 2017-го.

Зачем создавать какие-то новые органы?

требование общества

После Революции достоинства борьба с коррупцией и VIP-преступностью были и остаются основными требованиями, которые общество выдвинуло новой власти. В рейтингах проблем, которые беспокоят украинцев, коррупция уступает только военной агрессии России и иногда трудной экономической ситуации.

Отсутствие доверия к существующим организациям

Доверие к старым правоохранительным органам, уполномоченных противодействовать коррупции и преступности в высших эшелонах власти, – Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины – уже много лет является крайне низкой. По данным опроса Украинского института будущего, в 2016 году органам прокуратуры доверяло лишь 5,5%, на фоне 61,6% недоверия. В СБУ – 11,4% доверия, недоверия – 49,5%. Более 60% украинцев считают прокуратуру коррумпированной.

Требования международного сообщества

Международные организации неоднократно подчеркивали необходимость реформирования правоохранительной системы Украины для приведения ее в соответствие с международными стандартами.

Например, правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека в своем письме в Кабинет министров от 30 сентября 2014 отмечал, что Европейский суд в своих решениях по Украине неоднократно констатировал «непроведение эффективного расследования». В связи с этим советовал прислушаться к рекомендациям Комитета министров Совета Европы и как можно быстрее обеспечить создание Государственного бюро расследований. Amnesty International призвала Украину ускорить создание ГБР для осуществления независимого расследования преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, как одной из мер предотвращения пыток.

Но у нас и так много правоохранителей …

Они реформируются с учетом нового распределения полномочий. Поэтому сократится и численность. Генеральная прокуратура должна передать следственные функции ГБР после начала его работы. А с 1 января 2018 года численность ГПУ должна быть сокращена с 15 000 до 10 000 человек. Часть сотрудников прокуратуры при условии прохождения конкурсного отбора перейдет в ГБР – закон рекомендует создать Государственное бюро частично за счет штатной численности следственных подразделений Генеральной прокуратуры, соответствующих подразделений Национальной полиции и других органов, которые противодействуют преступности, конечно, через процедуру открытого конкурса.

По реформе СБУ, о ней, как и положено настоящей спецслужбе, говорят значительно меньше. Известно, что служба передает коррупционные производства Национальному антикоррупционному бюро . В рамках дальнейших реформ планируется отмена таких задач СБУ, как борьба с коррупцией и организованной преступной деятельностью в сфере управления и экономики, а также внесение ряда других изменений с целью внедрения европейских стандартов работы.

Кто будет руководителем ГБР?

На данном этапе конкурсного отбора осталось 19 кандидатов . Среди фаворитов эксперты и СМИ чаще всего называют главного военного прокурора Анатолия Матиоса, юриста-международника Алексея Горащенкова и руководителя управления процессуального руководства департамента ГПУ по расследованию особо важных дел в сфере экономики Ольгу Варченко . Объявление результатов конкурса ожидается в конце марта. До этого момента кандидаты должны пройти специальные проверки (в соответствии с законами «О предотвращении коррупции» и «О очистке власти»), проверку на полиграфе и психологическое тестирование.

Чего еще не хватает для старта работы ГБР?

Совершенствование законодательной базы. Эксперты называют недостатки профильного закона потенциально опасным фактором отсрочки старта полноценной работы бюро.

С подобными проблемами уже после старта работы столкнулось НАБУ – для повышения эффективности работы этого органа необходимо принять ряд изменений в законодательство. О них представители НАБУ неоднократно упоминали во время общения со СМИ. Также необходимы нововведения, указанные в последнем отчете Национального совета реформ по 2016 . Это необходимость ограниченного доступа к судебным решениям по расследований детективов Национального бюро, права на автономное прослушивания, ограничения неприкосновенности народных депутатов Украины и др. Также для того, чтобы расследование НАБУ завершались справедливыми приговорами, необходимо разработать законодательство по антикоррупционному суду. Впрочем, парламент с принятием нужных законов не спешит.  

Этот опыт уже учитывают претенденты на должность директора ГБР. Чтобы сделать работу структуры максимально эффективной с самого дня запуска, кандидаты указывают среди первоочередных шагов по созданию ГБР изменения в законодательство. Пожалуй, наиболее кратко и понятно необходимые предложения изложил в своей презентации видение первоочередных шагов по созданию этого органа кандидат на должность директора ГБР Алексей Горащенков. В частности это:

Снятие ограничения по перечню подразделений ГБР, которые могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Сейчас, согласно ст. 5 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», это лишь подразделения внутренней безопасности и обеспечения личной безопасности.

Такая норма значительно сужает функциональную способность бюро, ведь закон о ГБР предусматривает осуществление гласных и негласных оперативно-розыскных и следственных действий, необходимых для расследования преступлений, отнесенных к подследственности ГБР. Следовательно, логично, чтобы такие действия осуществлялись соответствующими подразделениями (Оперативным управлением, Управлением оперативно-технического обеспечения и т.п.), не представляется возможным по действующему законодательству.

Предоставление ГБР права на самостоятельное прослушивания. Для этого необходимы изменения в законодательство в части расширения полномочий ГБР о возможностях снятия информации с транспортных телекоммуникационных сетей, включив этот орган в специальных пользователей радиочастотного ресурса Украины (ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О радиочастотном ресурсе Украины») и предусмотрев возложение таких функций также на уполномоченные подразделения ГБР ( ч. 4 ст. 263 УПК ). Внесение этих изменений позволит сэкономить время и ресурсы, и, что самое важное, усилит гарантии независимости ГБР от других правоохранительных органов.

Оптимизация процедуры назначения сотрудников ГБР. Сегодня для назначения директоров территориальных подразделений, руководителей подразделений центрального аппарата и еще ряда категорий сотрудников законом предусмотрена та же процедура, как и для директора ГБР и его заместителей. Это означает, что комиссии нужно будет провести конкурс на назначение еще около 100 человек. Такой подход, очевидно, приведет к значительному замедлению процесса становления ГБР и его полноценного функционирования. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо внести изменения в ст. 13, 24 закона «О Государственном бюро расследований».

Я могу работать в ГБР?

Да, если вы дееспособный беспартийный гражданин Украины, не имеете непогашенной судимости, а также родственников в ГБР на постах непосредственно связанных с вашей должностью. Остальное зависит от квалификационных требований должности, которую вы хотите занять.

Также на начальном этапе формирования бюро существуют квоты.

Для следственных подразделений:

  • лица, которые в течение последнего года занимали должности следователей прокуроров – не более чем на 30%;

  • лица, которые в течение последнего года занимали должности следователей в других органах государственной власти, – не более чем на 19%;

  • другие лица, имеющие соответствующий стаж работы в области права, – не менее чем на 51%;

Для оперативно-розыскных подразделений, а также подразделения внутренней безопасности:

  • лица, которые в течение последнего года занимали должности в оперативно-розыскных подразделениях, – не более чем на 40%;

  • другие лица, имеющие соответствующий стаж работы в области права, – не менее чем на 60%.

Итак, когда ГБР заработает, мы сразу преодолеем преступность и коррупцию?

Пожалуй, не совсем сразу. Когда именно это произойдет, никто не может сказать наверняка. Можно только сравнить, за какое время подобный путь прошли наши соседи. Например, созданное в Латвии в 2002 году Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) «укротили» олигархов в 2011-м.

Общеизвестный успех Румынии в борьбе с коррупцией. Недавно граждане страны даже вышли на улицы, чтобы защитить достижения в этой сфере. Национальная антикоррупционная дирекция там также была создана в 2002-м, а значимых результатов достигла в 2013-м.

Удастся ли новым украинским «спецслужбам» быстро и эффективно справиться с преступниками во властных кабинетах? Как показывает опыт соседей, это во многом зависит от поддержки СМИ и гражданского общества.

Источник: ГЛАВКОМ 

 

You may also like...