В Украине участились случаи интернет-мошенничества. Киберпреступники достаточно изобретательны и постоянно совершенствуют способы обчистить карманы сограждан. В последний месяц на первое место вышли фейковые магазины и кража денег с чужих банковских карт. В обоих случаях очевидно: мошенники продвинулись в своих знаниях как о выманивании денег, так и о конспирировании.
Обманутых – в черный список
По данным киберполиции, в марте в Киеве вскрыли схему из 11 фейковых магазинов. Схема действовала с 2013 г. и охватывала такие сайты, как konfitel.com, layaway.com.ua, docamarket.com, elman.com.ua, tradestar.com.ua, etorg.biz, zumer.com.ua, kievplasma.com.ua, kucha.com.ua, domotech.kiev.ua, tehnogarant.com.ua. Мошенники не просто торговали несуществующей техникой – компьютерами, телефонами, аксессуарами, они тратили средства для ее рекламы в Сети и даже создали через подставных лиц фиктивные предприятия. Для своей работы злоумышленники использовали карточки УкрСиббанка и Райффайзен Банка Аваль, Приватбанка, Альфа-Банка, Ощадбанка Украины.
Номера карт и счетов мошенников (данные киберполиции):
АО «УкрСиббанк»
№ 26058000002413 (МФО 351005 / ОКПО 2675724536).
АО «Райффайзен Банк Аваль»
№ 2625482095 (МФО 305653 / ОКПО 3487215639)
№ 66122625482095
№ 4119-9790-0391-8567
№1070101800
260543815481 (МФО 305653 / ОКПО 2675724536)
№ 0853725100
№ 4239-2270-0003-3674.
ПАО КБ «Приватбанк»
№ 26009541739
№ 26001052666825 (МФО 320649 / ОКПО 40944579)
№ 26007052669149 (МФО 320649 / ОКПО 41062608)
№ 5168-7553-5909-6258
№ 5168-7556-2546-0908
№ 4405-8858-2416-2074
№ 5168-7572-3965-2250
№ 6762-4620-5663-1382
№ 5168-7555-0934-4756
№ 5169-3305-1007-6661
№ 5168-7423-2991-3564
№ 5169-3305-1011-6590
№ 5577-2127-1720-6612
КБ «Альфа-Банк»
№ 2924701 (МФО 300346 / ОКПО 23494714)
№ 26256003461166
№ 5168-0017-2046-8185
АО «Государственный сберегательный банк Украины»
№ 5167-4900-5915-8205
№ 5167-4900-5915-8210.
Но и это еще не все. Мошенники создали «колл-центры» указанных выше магазинов, так что у покупателей было мало шансов заподозрить неладное. Договоры о предоставлении услуг магазинами также оформлялись на подставных лиц. Операторы «колл-центров» вели учет заказов, высылали клиентам реквизиты, а телефоны обманутых заносили в черный список.
Перечисленные обманутыми покупателями деньги тут же снимали из банкоматов. Чтобы обеспечить инкогнито участников преступной группы, им запрещали пользоваться телефонными терминалами и абонентскими номерами, а координация проходила через мобильное оборудование, подключенное из 3G-интернета. На гаджетах преступники установили себе приложение, позволяющее создавать запароленные чаты с автоудалением сообщений после просмотра. Использовались также программы для шифрования и смены IP-адресов.
Общая сумма «заработка» умельцев, обнаруженная киберполицией, составила около 1 млн грн, но правоохранители подозревают, что это не все деньги. У организатора нашли наличкой порядка $19 тыс., восемь банковских карт, четыре ноутбука, планшет, восемь мобильных, около 50 сим-карт, скретч-карты от использованных симок, два модема и даже одежду для маскировки мошенников.
Подобные схемы действуют не только в Киеве, но и в Южноукраинске Николаевской области также обнаружили 10 таких магазинов по продаже материнских плат, мобилок и другой техники. Десятки тысяч пользователей также «ведутся» на предложение о сильно заниженной цене на товар и оплачивают покупку со 100%-ной предоплатой или даже частично. Конечно, ни товара, ни денег они потом не видят. В Кировоградской области мошенники, например, напродавали «запчастей» на 40 тыс. грн. Они размещали объявления на бесплатных ресурсах и исчезали сразу же после перевода клиентом залога за товар.
В киберполиции признают, что уровень заметания следов преступления за последние пару лет сильно вырос – теперь найти мошенников стало сложнее. Всего за прошлый год мошенники обчистили онлайн-кошельки украинцев на сумму почти в 64 млн грн (вдвое больше показателей 2015 г.).
Копируют карты
Кроме случаев, когда украинцы сами вводят реквизиты своей карты и платят за воздух, растет и число случаев мошенничества с банковскими картами непосредственно. Данные банковской карты копируются преступниками при заполнении онлайн-форм и даже при использовании банкоматов (возле отверстия для входа карты крепится специальное устройство, которое полностью копирует данные карты, включая пин-код).
После этого мошенники делают копию карты и спокойно снимают деньги в ближайшем банкомате. В этом случае не спасает пресловутое подтверждение снятия через телефон – оно чаще работает при попытке снять деньги без карты, но не с картой. Мало того, СМС об операции может дойти с большим опозданием. Суммы, которые пропадают со счетов в таких случаях, могут колебаться от 500-1000 грн до нескольких тысяч. В этом случае банк редко говорит что-то внятное. Скорее, мол, ну было же снятие в банкомате, причем тут мы, а полиция по отдельным заявлениям работает не так и быстро. То есть карту-то банк заблокирует, а вот средства не факт, что вернет, оставив все полиции.
Выманивают данные и более «классическими» способами – просто разговаривая с гражданами по телефону. Например, выражая готовность купить кресло, объявление о продаже которого вы разместили в интернете, или же подписать договор об аренде квартиры, предварительно скинув вам залог на карточку. Мошенники умудряются выспросить у людей все личные данные карты и потом воспользоваться ими. В 2016 г. кибермошенники украли с банковских карт украинцев 339 млн грн (вчетверо больше, чем в 2015-м).
Игнорировать спам и проверять сервисы
По словам специалистов, сложности в поиске таких мошенников возникают из-за слабой регуляции Законом об «Электронной коммерции» деятельности онлайн-магазинов. Ведь тут основатель сайта и продавец могут оказаться разными лицами, а установить юридический адрес конторы может быть нереально. Тем не менее юристы советуют всегда обращаться к правоохранителям (писать заявление в полицию с приведением скриншотов переписки, СМС с уведомлениями о снятии средств и т. д.), а также в банк с целью блокирования карты афериста и выяснения его личности.
Что касается личных методов «профилактики» от мошенничества, то стоит пользоваться картами с чипом (их сложнее скопировать), обязательным согласованием покупок через телефон, а также – с целью меньше «светить» карту у банкоматов – возможностями снятия без карты.
В мире интернет-шопинга не стоит бросаться на самую привлекательную цену, если вам неизвестен адрес сайта или продавец. Лучше поискать отзывы о самом интернет-магазине (в интернете зачастую могут легко «заваляться» жалобы на мошенничество) и выбрать в случае сомнений более надежный. То же – с пополнением счета через подозрительный сервис, есть риск просто подарить данные мошеннику. Кроме того, при наличии крупной суммы на счету используйте другую карту для оплаты интернет-покупок, ограничьте возможности снятия денег и введите лимит на интернет-покупки. Так в случае мошенничества вы потеряете, по крайней мере, не все деньги.
Очевидно, не стоит спешить покупать товары, предложенные вам «спамом» в почте, использовать в случае с сомнительным продавцом вариант с частичной или 100%-ной предоплатой и отвечать по телефону на вопросы о реквизитах. На все сто, судя по постоянно модернизируемым способам обокрасть сограждан, это не поможет, но все же уменьшит шанс попасться на удочку мошенника.
Автор: Александра ЗАХАРОВА, DSnews