Что ожидает иностранца, несанкционированно пересекшего границу Украины…
Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основополагающих прав человека. В Украине оно гарантировано Конституцией (ст. 29), а также Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод (ст. 5). При этом действие таких гарантий распространяется не только на граждан Украины, но и на иных лиц, по тем или иным причинам пребывающих на территории государства. Касается это и лиц, несанкционированно пересекающих границу.
Кем и как соблюдаются права иностранцев и лиц без гражданства в Украине, попыталась разобраться «Судебно-юридическая газета».
Дела судебные
В 2005 г. был принят Кодекс административного судопроизводства. В его переходных положениях обозначалась необходимость внесения изменения в Закон «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Было уточнено, что органы внутренних дел или охраны государственной границы могут задержать и принудительно выдворить из Украины иностранца или лицо без гражданства только на основании постановления административного суда.
Таким образом, административные суды получили неприсущие им полномочия — принимать решения о задержании физических лиц. При этом в ст. 50 КАСУ случаи, когда субъект властных полномочий мог бы обратиться в суд с иском о задержании физического лица, предусмотрены не были. Судам предложили руководствоваться нормой о принудительном выдворении «в других случаях, установленных законом», что противоречило европейским стандартам.
Как бы то ни было, административные суды постановили, что исходя их принципа диспозитивности и действуя в рамках закона, должны принимать иски о задержании физических лиц от субъектов властных полномочий. Однако таких исков не поступало. Субъекты властных полномочий предпочли задерживать нарушителей границы и помещать их в пункты временного содержания самостоятельно. И вот тогда административным судам пришлось столкнуться с обращениями нарушителей границы, которые жаловались на незаконное помещение в подобные пункты.
Итоги дискуссии
Рассматривая обращения и руководствуясь ст. 29 Основного Закона, суды начали отменять постановления субъектов властных полномочий о помещении иностранцев в пункты содержания. Например, в постановлении от 2013 г. Волынский окружной административный суд признал противоправными действия Волынского пункта временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства и обязал освободить заявителей из этого пункта. При этом суд сослался на ст. 29 Конституции, а также решение Конституционного Суда Украины от 2011 г., в котором сказано, что право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено только на основаниях и в порядке, определенном законом, через призму ст. 8 КАСУ, т. е. применение принципа верховенства права.
В свою очередь, субъекты властных полномочий начали уверять суды, что пункты содержания физических лиц являются настолько комфортными, что пребывание в них нельзя рассматривать как лишение свободы. Однако суды позицию правоохранителей не поддержали, и содержание в пунктах было приравнено к лишению свободы. Такая позиция вызвала многочисленные дискуссии, в ходе которых соответствующие службы потребовали предоставить им полномочия по задержанию иностранцев и лиц без гражданства.
Итогом споров стало дополнение КАСУ ст. 183-7 (май 2016 г.), которая вместила множество материальных положений, определила процедуру рассмотрения такой категории дел, основания, а также порядки, необходимые для задержания и выдворения иностранцев или лиц без гражданства. Исходя из ч. 2 этой статьи, суды получили полномочия по задержанию лиц при принудительном выдворении, если иностранец или лицо без гражданства не имеет документа, предоставляющего право на выезд из Украины, уклоняется от исполнения решения о его принудительном выдворении, препятствует проведению процедуры выдворения, или существует риск его побега.
Кроме того, исходя из положений закона о статусе иностранцев, судом могут быть приняты решения о задержании иностранцев и лиц без гражданства с целью идентификации. Предусмотрено и взятие лица на поруки предприятием, учреждением или организацией, а также обязательство иностранца или лица без гражданства внести залог.
Европейские стандарты
Рассматривая указанную категорию дел, суды руководствуются не только национальным законодательством, но и стандартами, сформированными в европейском пространстве. В частности, такие стандарты содержатся в наработках Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Например, в его отчете о содержании мигрантов под стражей указано, что иностранец может быть лишен свободы в случае нарушения законодательства об иностранцах, в частности незаконного въезда, проживания и т. д. Часто такое задержание называют содержанием мигрантов под стражей, что в большинстве стран-членов Совета Европы оно является видом административного задержания.
Кроме того, указывается, что согласно положениям ст. 5 Конвенции, этот вид лишения свободы позволителен, если касается лица, в отношении которого производится процедура депортации, или с целью предотвращения неразрешенного въезда лица в страну.
В то же время, лишение свободы нелегалов-мигрантов не должно осуществляться своевольно или быть автоматическим последствием нарушения норм законодательства об иностранных гражданах. Иными словами, содержание мигрантов под стражей должно быть исключительной, пропорциональной и индивидуальной мерой, необходимой для предотвращения нелегальной миграции.
В соответствии со своей административной природой, содержание мигрантов под стражей не должно носить карательный характер. Это не является санкцией или наказанием. Поэтому, считают в Европе, всем мигрантам, которые содержатся под стражей, должны быть обеспечены необходимые условия, соответствующие ситуации.
Кроме того, Комитет отмечает, что содержание под стражей должно быть крайней мерой, которая применяется после скрупулезного изучения каждого дела, а продолжение такой меры должно быть предметом периодического пересмотра. Альтернативные меры, не предусматривающие содержание под стражей, должны применяться во всех возможных случаях.
Слово экспертам
Как отмечают судьи административных судов, в законодательстве Украины достаточно четко расписаны основания для применения залога и взятия на поруки. При этом иностранцу разъясняются возложенные на него обязательства письменно. Конечно, если иностранец не выполняет эти обязательства, к нему применят содержание в соответствующем пункте.
Размер залога по нашему кодексу — от 50 до 100 размеров минимальной заработной платы. Он должен вноситься в течение 5 рабочих дней с момента принятия судом решения о внесении залога. Если залог не будет внесен, изменяется мера пресечения.
Сроки содержания предусмотрены следующие. Сначала суд может применить срок содержания, который не превышает 6 месяцев. В дальнейшем этот срок может быть продлен, но не более, чем на 12 месяцев. В совокупности срок может составить 18 месяцев. Через каждые 3 месяца соответствующий субъект властных полномочий должен обращаться в суд с ходатайством о продолжении этого срока.
«На наш взгляд, такое урегулирование соответствует международным стандартам. Также можно говорить о том, что субъекты властных полномочий не допускают своеволия», — отмечают судьи ВАСУ.
Автор: Катерина Беляева, «Судебно-юридическая газета»
Tweet