«Ликвидация»: как это было на самом деле
Прототипом Давида Гоцмана в нашумевшем телесериале «Ликвидация» стал одессит Давид Михайлович Курлянд – заместитель начальника одесского УГРО. Его дневник воспоминаний, написанный в 1988 году, хранится в Одесской музее милиции на улице Еврейской. Предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми отрывками, посвященными как раз тому времени, которое показано в фильме. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые расследовал Давид Курлянд с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски, а где по-одесски, с юмором. Дневник – кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание: «Оборотень», «Колюня», «И оружие не помогло», «Телефонный звонок», «Флегмона или…», «Заказная» кража», «Зачем мошеннику оружие», «Случайное» задержание», «Нападение на участкового», «Утренние гости», «Курортники», «Дубровский», «Неудавшаяся гастроль»,«Моца и К и другие», «Губернатор», «Задача с одним неизвестным», «Засада», «Импортный макинтош», «Золото», «Котиковая шуба», «Яшка китайчик», «Марущка+Соколов».
Об этом дневнике много разговоров было: якобы режиссер «Ликвидации» Сергей Урсуляк, и сам Владимир Машков, который сыграл Гоцмана, был в музее, читал дневник и придумывал сценарий.
– Никто из съемочной группы «Ликвидации» не интересовался и воспоминаниями опера Давида Курлянда. – утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. – Ни Машков, ни Урсуляк их не читал.
При всем при этом общие сходства сюжета с историями, рассказанными Курляндом в дневнике, есть.
Города особого списка
В Одессе Курлянд появился в апреле 1944 года, работал сотрудником УГРО. А в 1948-м уже стал заместителем начальника.
«Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе. Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах… Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей».
«В 1948 году Одесса входила в состав городов особого списка. В связи с этим меня назначили на должность заместителя начальника УГРО. Так решила Москва».
– Что означает города особого списка? – поинтересовались мы у знатока тех времен, а ныне одесского писателя, автора «Бандитской Одессы» академика Виктора Файтельберг-Бланка.
– Города особого списка определялись по уровню бандитизма. Одесса была первым городом, где зашкаливал бандитизм. В Украине таких городов было примерно три: Одесса, Умань и Николаев.
Под горевшим фонарем
«В бегах один день» – так называется дело об убийстве старушки с целью ограбления в районе Молдаванки. В убийстве подозревался некий Абрамов.
«Я взял с собой трех сотрудников, один из которых знал Абрамова, и мы решили его встретить, как только он выйдет из дома. К 22 часам из подъезда указанного дома вышли 2 человека, и мы насторожились. Наш опознаватель ничего пока сказать не мог, но один из них имел некоторое сходство с Абрамовым. Оба пошли в сторону улицы Чкалова. По пути один из них вернулся, а тот, что имел сходство с Абрамовым, пошел дальше. Надо было хотя бы одного сотрудника послать за тем, который вернулся, но я решил этого не делать. Потому что со мной сотрудников было мало. Наш опознаватель обогнал неизвестного с таким расчетом, чтобы встретиться с ним под горевшим фонарем в светлом месте. Там наш сотрудник в неизвестном опознал Абрамова. И мы тут же его задержали».
Как Шариков фальшивую «ксиву» в камере делал
В 1946 году Курлянд вел дело, которое в своих мемуарах назвал «Пропуска без очереди». Жулики изготавливали фальшивые пропуска на проезд по железной дороге.
«Они (пропуска) выдавались паспортным отделом правления милиции. С большим трудом был установлен изготовитель фиктивных пропусков – Шариков. Чтобы убедиться, как изготавливаются пропуска, я предложил Шарикову, чтобы он изготовил один бланк и заполнил его. Шарикова мы перевели в отдельную камеру, дали ему его же литографский камень, бумагу, краску…
На следующий день утром я пришел в камеру к Шарикову, и он мне дал изготовленный бланк пропуска, заполненный его рукой. Он ничем не отличался от пропусков, изъятых при обыске в квартире Шарикова и изъятых нами у граждан, которые пытались такими пропусками воспользоваться».
Кстати, в «Ликвидации» есть жулик, который рисовал военные пропуска на военные склады (по сценарию его подозревают в смерти Фимы Полужида, именно его повесил в шкафу диверсант-гимнаст, который был внедрен в УГРО).
Убийства к дню рождения
«Как-то в выходной день в вечернее время в клубе завода им. Кирова собралась молодежь. В клубе находился участковый инспектор Жовтневого РОВД товарищ Джуматий. Вскоре после того как стемнело на улице, в клуб зашел один молодой человек и обратился с просьбой к участковому выйти на улицу, т. к. возле здания клуба хулиганы напали на женщину. Джуматий вышел на улицу и увидел, что в темном месте стоят несколько человек. Один из них подошел и каким-то твердым предметом дважды ударил участкового по голове. Джуматий упал и потерял сознание. Молодые парни забрали из кобуры пистолет ТТ с патронами и скрылись.
Как позже стало известно, эти преступники уже имели револьвер наган. Преступники на улице Пушкинской остановили автомашину такси и под угрозой оружия высадили шофера. Выстрелили в его сторону 2 или 3 раза, считая, что он убит. Один из преступников сел за руль автомашины, и все они выехали за город. Там они оставили машину и вновь остановили такси. И все проделали, как в первом случае. Вернувшись в город, они зашли в один из буфетов, расположенных в полуподвальном помещении, с расчетом забрать дневную выручку. Это было около 22 часов вечера. В буфете за одним из столиков ужинал участковый инспектор милиции Центрального РОВД Федоров. Один из преступников убил Федорова, а второй забрал у него пистолет ТТ с патронами и деньги из кассы. И на угнанном такси они скрылись.
Все эти преступления были совершены на протяжении около двух часов. На протяжении десяти дней наши сотрудники проводили различные мероприятия по поимке преступников в Одессе. В Жданове была установлена родственница одного из преступников Сергеева. Окольным путем было установлено, что к ней из Одессы приезжал двоюродный брат с одним товарищем. Таким образом, мы вышли на Жданов. Эта командировка мне хорошо запомнилась потому, что 1 февраля – день моего рождения. Занимаясь там допросом арестованных, я ожидал разрешения этапировать преступников в Одессу».
Особые курортники
«Я хочу рассказать о курортниках, которые приезжали в Одессу без путевок, без курсовок, без автомашин и даже без денег. Как-то в июле в районе Большого Фонтана появились двое «курортников» и, угрожая огнестрельным оружием, в вечернее время у одних отдыхающих отобрали немного денег, у других – наручные часы, у третьих – колечки, серьги и другие украшения.
Только на третьи сутки одна оперативная группа, находясь на 16-й станции Большого Фонтана, в шестом часу утра обратила внимание, что из кукурузного поля вышли два заспанных парня, имеющих сходство с разыскиваемыми. Как только они увидели наших переодетых сотрудников, оба пытались бежать, но были настигнуты и задержаны. Задержанные на допросе назвались Николаевым и Тимофеевым. Оба документов при себе не имели и назвать свое место жительства отказались. В результате допросов наш следственный отдел выяснил, что были убиты двое работников милиции в Туле и Харькове».
18-летний губернатор
«Был в Одессе один молодой шкодливый парень которого в среде таких же, как он, называли не по фамилии или имени, а просто Губернатор. Он, как и его друзья, честно трудиться не хотели, а искали то, что плохо лежит. Губернатор, несмотря на свои 18 – 20 лет, уже успел побывать в исправительно-трудовой колонии. Как-то вечером он и трое молодых парней были навеселе. Этого оказалось им мало, и они стали искать чего-то большего и нашли.
Подвыпившие друзья остановили двух проходивших женщин около 22 часов ночи. Угрожая ножами, изнасиловали их. Сняли с них обувь и скрылись на автомашине. В 2 часа ночи на такси парни подъехали к одному магазину и стали заглядывать внутрь. Сторож крикнул: «Что вам надо?» Неизвестные испугались, а сторож запомнил номер машины, т. к. она остановилась под фонарем. Из всего, что мы выяснили об ограблении с изнасилованием двух женщин и из сообщений Овидиопольского райотделения милиции, мы пришли к выводу, что в обоих случаях действовали одни и те же преступники.
Нами был поднят с постели уже известный шофер такси и приведен в УГРО. К 6 часам утра все задержанные были у нас, и мы преступили к их допросам. Так, находясь почти сутки на ногах, работники быстро изолировали опасную группу преступников, вооруженную холодным оружием, которую возглавлял ранее судимый преступник Губернатор».
Как Курлянд Сталина назвал дураком
О том, каким человеком и оперативником был Давид Курлянд, нам рассказали ветераны милиции, работавшие с ним: начальник секретариата городской милиции Николай Иелтуховский и начальник УГРО Жовтневого райотдела Владимир Олейниченко.
– В 1946 году Курлянд работал начальником отдела УГРО, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, – вспоминает Владимир Олейниченко. – Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: «Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!» Я взял трубку, на линии представился Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии. Я хотел, чтобы поговорил с ним по делу Курлянд, но тот отказался. Мне пришлось выслушать просьбу Сталина по поводу того, чтобы найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы.
– Внедрялся ли он сам в банды?
– Он этим не занимался, официальным работникам непозволительно было такое. Но с такими сотрудниками Курлянд имел контакт, и это была одна из его методик в работе. Он готовил такие кадры.
С 1958 года почти десять лет Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой.
– Жаль, что органы потеряли Курлянда, – говорит Владимир Олейниченко. – Однажды позвонил Курлянду начальник управления городской милиции и спросил: «Вы знаете, что ограбили Сбербанк?» Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: «Зачем вы тогда там сидите?» После этого Курлянд положил заявление на стол. Он посчитал: раз к нему так относятся, зачем работать…
Однако в своем дневнике воспоминаний Курлянд не упоминает этот факт, видимо, не хотел ворошить неприятное прошлое…
Из личного дела
Давид Михайлович Курлянд родился 1 февраля 1913 года рождения, самый младший из трех детей, в детском доме рос в 1920 – 1922-х годах, потому что мать не смогла прокормить детей. В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми – сыном и дочерью – жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер 15 лет назад.
С.Павлова, Jewish.ru