Телефонное хулиганство: «пранкеры» вышли на тропу войны

Телефонные хулиганы стали проблемой давно. Многим кажется, что это весело – подшутить над человеком, который тебя не видит. Но сейчас, когда мобильная связь стала быстрой и более доступной, телефонных хулиганов, или, как они себя называют, пранкеров (от английского prank – «выходка», «проделка», «шалость»), становится все больше. Украинские пранкеры заявили о себе в 2000 году. Думаю, в детстве многие развлекались телефонными розыгрышами. Кто из нас, будучи в переходном возрасте, не шалил, названивая ради прикола в милицию или по случайным номерам, чтобы спросить у незнакомого человека, какой длины у него телефонный шнур? Однако став взрослыми, многие не забывают о таком способе развлечений.

Телефонные хулиганы стали проблемой давно. Многим кажется, что это весело – подшутить над человеком, который тебя не видит. Но сейчас, когда мобильная связь стала быстрой и более доступной, телефонных хулиганов, или, как они себя называют, пранкеров (от английского prank – «выходка», «проделка», «шалость»), становится все больше.

Украинские пранкеры заявили о себе примерно в 2000 году. Несколько друзей тогда организовали в Киеве команду шутников, основной задачей которых было «доставать» гостей теле- и радиоэфиров. Во время всех этих разговоров велись диктофонные записи, которые пранкеры прокручивали своим друзьям и размещали на специализированных сайтах в Интернете. Теперь же дело, задуманное как веселое развлечение, приобрело угрожающие масштабы.

Сегодня телефонным хулиганством увлекаются бесчисленные группы подростков и студентов. Розыгрыши стали гораздо злее, и шутки о «торчащих из трубки ушах» уже мало кто вспоминает. Чаще всего пранкеры пытаются вывести людей из себя разными оскорбительными замечаниями, записывая при этом разговор на диктофон, после чего размещают свои записи в Интернете.

Основными жертвами пранкеры выбирают экстренные службы города. Во-первых, звонки туда бесплатные, а во-вторых, многие твердо уверены в своей безнаказанности и считают, что никто ловить их не будет, ведь работа людей на том конце провода – принимать сообщения от граждан, пусть, мол, и принимают. Только вот от звонков «любителей разговорного жанра» страдают горожане, которые не могут дозвониться в «скорую» или к пожарным.

Пранкеры выходят на тропу войны

По информации пресс-службы Главного управления МЧС в Харьковской области, за сутки на номер «01» поступает около двух тысяч вызовов, и половина из них – от хулиганов. Наверное, таким образом харьковчане развлекаются, но вот пожарным не до шуток.

Диспетчер уже утром успела наслушаться такого, о чем вслух не отваживается говорить. Оскорбления и ненормативная лексика, которые звучат из трубки, мешают не только сосредоточиться на работе, но и принимать звонки с просьбами о помощи.

Хуже всего, когда шутки приводят к выездам пожарных. Спасатели предупреждают: помощь рискуют не получить те, кто в ней действительно нуждается.

Такое понятие, как ложный вызов, знакомо и сотрудникам других служб.

Телефонные террористы постоянно звонят в службу «02». В Центре общественных связей харьковской милиции сказали, что на пульт дежурного ежедневно поступает 1 200-1 300 звонков и всего 200 из них требуют немедленного реагирования.

По словам дежурных, звонки бывают самые разные. Одни жалуются на то, что у них кровь высасывают, другие – что мозги выкачивают, за некоторыми НЛО наблюдает…

Что с такими звонками делают? Выслушивают. Правда, без особого энтузиазма. Во-первых, они отвлекают дежурных. Во-вторых, занимают и без того перегруженную линию.

Серьезной проблемой, по словам дежурных, являются и шутники-«взрыватели». Только за 2007 год в милицию поступило 12 анонимных и ложных сообщений о «взрывных устройствах», заложенных» в людном месте.

Однажды на пульт дежурного оператора службы «02» Главного управления МЧС в Харьковской области позвонил неизвестный и сообщил о «заминировании» самолета, следующего рейсом Харьков–Стамбул и находящегося в этот момент в воздухе на расстоянии более 100 км от Харькова. Руководство управления полетами решило вернуть лайнер в аэропорт.

На место происшествия выехали оперативно-следственные группы управлений СБУ и МЧС в Харьковской области, а также специалисты взрывотехнической службы. Они эвакуировали пассажиров и занялись осмотром самолета, его внешних люков и багажа, однако взрывчатых веществ и устройств не обнаружили.

Увы, предугадать, насколько правдиво сообщение о заложенной мине, невозможно. А ведь на место предполагаемого взрыва, кроме взрывотехников, обязательно выезжают бригады МЧС, «скорой помощи», милиции, СБУ и ряда других служб.

Подобные шутки, как подчеркивает начальник взрывотехнической службы Сергей Бабак, очень дорого обходятся. По подсчетам специалистов, один вызов взрывотехников обходится как минимум в 10 000 гривень. И если личности «шутников» устанавливают и их удается задержать, с них через суд взыскивают ущерб, нанесенный государству ложным вызовом.

Сотрудники Службы безопасности Украины предупреждают, что анонимные звонки, которые пранкеры считают шуткой, квалифицируются согласно статье 296 Уголовного кодекса Украины как хулиганство. Поэтому виновным придется отвечать за содеянное в установленном законом порядке, а в некоторых случаях – еще и компенсировать убытки, понесенные государством.

«Скорая помощь» тоже страдает от телефонных хулиганов: диспетчеров службы «03» пранкеры порой доводят до нервного срыва. И люди, от которых зависят вопросы жизни и смерти, находятся в состоянии постоянного нервного напряжения.

За сутки операторы «скорой помощи» принимают до 100 звонков от пранкеров, а это – треть всех обращений. В основном звонят дети и подростки. По таким шутникам, говорят диспетчеры, часы можно сверять: как только в школах начинаются перемены – сразу поступают звонки. Несмотря на довольно юный возраст «звонарей», в выражениях они не стесняются. Диспетчеры говорят, что от такого отборного мата даже взрослые краснеют.

В «скорой» на вызовы от детей стараются не реагировать, потому что диспетчеры достаточно разбираются в интонациях и по голосу могут определить возраст звонившего. Но иногда попадаются и «актеры».

– Недавно был случай, – рассказывает врач «скорой помощи» Ольга Марченко, – когда на вызов девочки немедленно отправили дежурную бригаду – настолько убедительно сыграла свою роль маленькая хулиганка. А после того как машина вернулась на базу ни с чем, девочка опять позвонила и поинтересовалась, ездили ли по ее вызову «дурачки», а после, по уже сложившейся традиции, обложила диспетчера трехэтажным матом.

Врачей в этой ситуации печалит другое: в то время как дети отпускают по телефону пошлые шуточки, тот, кому действительно необходима помощь медиков, не может дозвониться в «скорую». А ведь иногда бывают ситуации, когда дорога каждая секунда!

Спите спокойно? Тогда мы звоним вам!

Пранкеры терроризируют не только экстренные службы города: некоторые телефонные шутники звонят своим знакомым или же случайным абонентам.

– Однажды ночью в моей квартире раздался телефонный звонок, – рассказывает Никита, «жертва» пранкеров. – Какой-то парень требовал, чтобы я немедленно убрал машину из-под его окон. «Какую машину, – говорю, – у меня и машины-то нет». – «Нет, это ваш автомобиль, – не унимался парень. – Приезжайте и выключите сигнализацию!» «Вы ошиблись номером», – сказал я и повесил трубку.

Телефон зазвонил опять, но я выдернул шнур. Собственно, про этот нелепый звонок я бы и позабыл, если бы на следующую ночь все не повторилось. А вообще я к таким звонкам отношусь с юмором и иногда даже включаю телефон на громкую связь, чтобы все в компании слышали. А недавно был такой случай: как-то ночью, часа в три, раздается звонок… Снимаю трубку, из которой доносится не поддающийся возрастной идентификации женский голос, который как ни в чем не бывало произносит: «Привет, это я…». Честно говоря, в три часа ночи я не особенно был настроен к тому, чтобы играть в «угадайку», поэтому тут же задал вполне логичный, на мой взгляд, уточняющий вопрос: «Кто – я?» Реплика, последовавшая на том конце провода, была категоричной и многообещающей: «Кто-кто… Конь в пальто!». Не могу сказать, что именно такой ответ я больше всего ожидал услышать, но ситуация начала забавлять. Уже стало интересно, что же будет дальше… «Очень приятно, – говорю, – а я – тыгыдымская лошадь. Будем знакомы». Вероятно, это было неожиданностью для моей новой знакомой, поэтому после некоторой паузы, пробормотав что-то неопределенно-невнятное, «конь в пальто» ушла в телефонное небытие… А так хорошо все начиналось!

Вопрос «Все ли в порядке с психикой у телефонных хулиганов?» напрашивается сам собой. «Мы просто хотим, чтобы было прикольно и весело», – говорят пранкеры. Один из шутников сообщил, что пранк помогает ему «развивать речь, мышление, чувство юмора и учит общаться с людьми». Ну а настоящие фанаты пранкерского движения свое дело называют не иначе как «новой культурой». Они ведут архивы, развивают пранк-сообщества, устраивают слеты…

У психологов же иное мнение: они говорят, что пранкеры развлекаются не просто так, от скуки, а ищут, где бы им самоутвердиться. Маленьким человечкам с комплексом Наполеона хочется влиять на других людей. Зачастую в реальном мире это довольно замкнутые и неуспешные люди, втайне ищущие самовыражения, либо неоперившиеся подростки, считающие забавным терроризировать незнакомого человека.

Как бороться с пранкерами?

Вирус телефонного хулиганства пока, к сожалению, не побежден. И сегодня никуда не деться от детей и взрослых, у которых не хватает мозгов найти себе достойное нормального человека занятие. А людям остается только набраться терпения, запастись валерьянкой, научиться молчать и ждать, пока шутники перебесятся. Кстати, сами пранкеры признаются: «Мы никогда не будем доставать молчаливых людей, потому что раздражает тишина в трубке».

Как можно наказать телефонного хулигана, чтобы у него навсегда пропала охота набирать ваш номер? Для начала попытайтесь не идти на провокацию – посмейтесь вместе с телефонными хулиганами. Они поймут, что разозлить вас не удастся и оставят в покое. Можно, конечно, отключить телефон на какое-то время – к сожалению, это помогает ненадолго.

Хорошую защиту от телефонных хулиганов предоставляют телефоны с автоматическим определителем номера. Большинство из них дают возможность заблокировать звонки от неугодных вам абонентов.

Если же телефонное хулиганство в отношении вас и вашей семьи приобретает продолжительный и целенаправленный характер, то самым уместным будет обратиться в телефонную компанию. Фиксируйте точное время всех звонков и сообщайте о происшедшем диспетчеру телефонного узла, который вас обслуживает. Сообщите причину, по которой вам следует установить номер звонившего, свое имя и фамилию, домашний адрес, спросите также фамилию диспетчера, который зарегистрировал ваше заявление. Далее следует обратиться в ближайшее отделение милиции и написать заявление, указав данные, полученные от телефонной компании, и четкое содержание всех разговоров с пранкерами. Передайте заявление оперативному дежурному отделения под роспись на копии (копию эту оставьте у себя). По поступившему заявлению в установленный законом срок будет принято решение, о котором вам письменно сообщат.

Кроме того, в нашей стране, помимо официальных органов власти и официального порядка рассмотрения заявлений, есть, скажем так, не вполне официальные… Да, иногда это дорого, но далеко не всегда. Поэтому не стоит думать, что пранкеров поймать невозможно: любого человека – хоть Васю Пупкина, хоть Басаева – можно найти всего за несколько суток.

Но в любом случае, подвергаясь телефонному террору, сохраняйте присутствие духа. Это вам поможет сориентироваться в ситуации и найти решение, наилучшее именно для вашего случая.

Елена Морозова

Случалось ли вам становиться жертвой пранкеров? С этим вопросом я обратилась к харьковчанам.

Людмила Семеновна, воспитатель:

– И днем и ночью звонят, телефон прямо разрывается от звонков! Я валидол все время пью! А последнее время вообще трубку стараюсь не поднимать: надоело слушать мат и хамские шуточки. Я уж и телефон отключала, но не помогло: опять трезвонить начали.

Мария, школьница:

– Я считаю, что пранк – это весело. На мой взгляд, шутки пранкеров не нравятся лишь людям с ограниченным чувством юмора.

Михаил, предприниматель:

– Меня на протяжении многих лет доставали телефонные хулиганы: то музыку включали, то чушь несли… Иногда будили по ночам. По-хорошему бы отловить этих пранкеров, нарядить в оранжевые жилеты, в руки дать мешки для сбора мусора – и отправить на несколько месяцев чистить улицы родного города. Все на пользу обществу! А там глядишь – и мысли дурацкие в голову лезть перестанут… Труд сделает из пранкера человека!

Газета «Новый день»

You may also like...