Рейдерство как диагноз украинского бизнеса и политики

В Украине между терминами «корпоративный захват» и «недружественное (враждебное) поглощение» до сих пор ставится знак равенства. Почитайте рейдерскую беллетристику, печатные и электронные средства массовой информации, где цинично описывается, как люди теряют имущество, здоровье, а иногда жизнь в борьбе за средства производства. Ознакомьтесь с «научными» исследованиями по данной проблематике, и у вас в голове останется терминологическая солянка. Цель любой экономической, к cлову, как и политической деятельности, — получение прибыли при максимальной власти. Функцию создания единых конкурентных условий максимизации дохода, включая поддержание политико-правового порядка в отношениях собственности, общество исторически делегирует государству. Соответственно, в условиях несовершенной конкуренции окончательное распределение прав собственности становится зависимым от величины ресурсов, направленных на их приобретение. Невыполнение государством функции координации конкуренции в масштабах национального хозяйства выливается в появление разнообразных политико-экономических и правовых «уродцев» переходного периода. Рейдерство из их числа. В данном случае «рейдерство» и «недружественное поглощение» действительно нельзя смешивать.

«Недружественное поглощение», «корпоративный конфликт», «незаконное установление контроля над предприятием» — вот лишь немногие синонимы рейдерства, принятые в Украине. Скупка акций, инициирование банкротства, реприватизация — это рейдерство. Силовой захват, подделка документов, мошенничество — это тоже рейдерство. Подкуп судей и судов, влияние на правоохранительные органы и использование спецслужб при захвате собственности, «крышевание» этих действий со стороны политических институтов и институтов власти тоже является рейдерством.

В англосаксонской правовой трактовке недружественное поглощение означает банальную скупку акций на рынке, осуществляемую против воли неэффективного менеджмента и нерасторопных крупных акционеров. В общем смысле поглощение — это процесс, в результате которого активы компании становятся собственностью покупателя. Заметьте, покупателя, а не захватчика. Поглощение происходит, когда одна компания приобретает контроль над другой. Именно прозрачно приобретает, а не перехватывает.

Где граница между этими категориями? Как отличить рейдерский захват от недружественного поглощения? Критерий прост — законность действий стороны, заинтересованной в контроле над активами. Соблюдение законодательства — вот тот водораздел, что разграничивает враждебное поглощение, виной которому ошибки в управлении компанией, и рейдерство, взращенное на почве коррупции, подкупа, административно — правового ресурса и физической силы. Рейдерство — это противоправное перераспределение собственности во всех сферах общественного бытия. Даже вполне законная операция по поглощению активов становится рейдерским актом, если хотя бы на одном этапе применяются незаконные методы.

Как пример, рассмотрим «гринмейлерство», или, проще говоря, корпоративный шантаж. Основная цель гринмейлерства — получение материальной выгоды без установления контроля над компанией. Чаще всего гринмейлерство реализуется через «закошмаривание» менеджмента или собственников компании — миноритарным акционером, а то и вовсе посторонним лицом. Механизм гринмейлерства состоит в подаче судебных исков по всевозможным поводам, оспаривании решений собраний акционеров и руководства предприятия, организации негативных публикаций в прессе, проведении акций «народного протеста» и т.д. Скажите, что здесь незаконного? Ничего. Между тем, как правило, гринмейлеры своих целей добиваются: «уступают» свои мизерные пакеты по цене, на порядки превышающей рыночную, «продавливают» нужные контракты да просто получают отступные «откаты». Принятие условий гринмейлеров объясняется двумя причинами — нежеланием нести значительные организационные издержки и психологическим давлением на собственников.

Рейдерство, или противоправное перераспределение прав собственности, должно быть классифицировано. Поскольку мы условились считать классификационным признаком законность действий заинтересованной в перераспределении собственности стороны, сгруппируем возможные способы по двум полюсам.

ЗАКОННЫЕ ФОРМЫ

Скупка акций. Старый добрый способ поглощения. Реализация происходит путем добровольной купли-продажи (мены, дарения) акций с целью получения блокирующего или контрольного пакета.

Проведение дополнительной эмиссии акций. Такой же древний способ поглощения, как и предыдущий. В комментариях не нуждается.

Банкротство. Затратный способ поглощения. Для его осуществления необходимо факторинговое приобретение кредиторской задолженности у бизнес-партнеров, заключение договоров цессии с банковскими и другими финансовыми организациями, формирование конкурсной массы.

Реприватизация. Юридический способ поглощения. Сущность заключается в судебной отмене и последующем пересмотре приватизации. Иск может быть подан как миноритарными акционерами, так и представителями государства. Разумеется, с целью последующего перераспределения собственности.

Корпоративный шантаж, он же юридический террор, он же информационный террор, он же гринмейл, он же политико-правовой террор, может применяться как сопутствующая поглощению или рейдерству услуга, но чаще является самостоятельным высокодоходным видом бизнеса, не предусматривающим установление контроля над компанией.

НЕЗАКОННЫЕ ФОРМЫ

Силовой захват. Классика рейдерства. Для осуществления силового захвата нужно несколько десятков физически развитых граждан и сфальсифицированное судебное решение. Причем в роли физически крепких парней могут выступать не только представители организованных преступных группировок. Силовое перераспределение собственности может осуществляться с помощью службы судебных приставов, специальных подразделений правоохранительных органов, спецслужб или частных охранных структур.

Мошенничество. Будни рейдерства. «Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» — так трактуется действующим УК Украины мошенничество — может совершаться различными способами. Например, в виде мошенничества с реестром акционеров предприятия, мошенничества путем обмана регистрирующих органов, мошенничества через повторное приобретение ранее выкупленных компанией акций. Всего не перечислишь, современный рейдер отличается изобретательностью и смекалкой.

Установление контроля над менеджментом. Гримаса бандитских истоков рейдерства. Данная форма реализуется путем подкупа, шантажа или угроз по адресу руководства компании.

Преднамеренное или фиктивное банкротство. Неудачная пародия на законную форму враждебного поглощения. Отличительные признаки — нарушение законодательства о банкротстве, искусственное создание налоговой или кредиторской задолженности, «продавливание» своего конкурсного управляющего.

Коррупция. Необходимое усло вие рейдерства. Этот способ предполагает наличие у государственного или муниципального служащего незаконных личных либо имущественных интересов, волшебным образом воплощаемых при помощи рейдеров. Способ особенно актуален при перераспределении государственной или коммунальной собственности.

Если объект рейдерской деятельности всегда один — собственность компании, то субъектов противоправного перераспределения множество. Это и бедолаги-собственники, и финансово- промышленные группы, и правоохранительные органы, и криминалитет, и органы государственной власти, и менеджмент, и даже социальное окружение компании.

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ

Итак, в Украине сформировался новый предпринимательский риск — риск противоправного перераспределения собственности. Такой же, как риск банкротства, правовой риск или риск экономического кризиса. По статистике в 2005—2008 годы по итогам рейдерских захватов правохранительными органами Украины возбуждено свыше 754 уголовных дел, зарегистрировало свыше 830 обращений о попытках незаконного передела собственности. И это фактажные данные. Более интересна статистика судебных решений, но это, отдельная тема для беседы.

Несомненно, риском рейдерства можно и нужно управлять. Элементарная стратегия риск- менеджмента состоит из следующих этапов: выявление риска, разработка методов и инструментов управления, мониторинг результатов и оценка изменения стоимости компании после проведения мероприятий, минимизирующих факторы риска.

Начнем с главного — выясним, угрожает ли компании риск рейдерства. Специально для такого случая разработана несложная подсказка: факторная методика оценки риска (см. таблицу). Все факторы разбиты на пять групп: организационная структура компании, наличие и состояние собственности, финансово- экономическое положение, показатели качества менеджмента, внешнее окружение. Простота применения методики заключается в том, что в ней учитываются только те факторы, которые могут негативно повлиять на наступление риска. Положительные факторы не рассматриваются — что о них говорить, если и так все хорошо? Веса для каждой группы не предусматриваются, поскольку практика рейдерских захватов, содержание уголовных дел и экспертные мнения показывают: все группы равнозначны, любой фактор может выступить катализатором реализации риска.

Можно себя успокаивать, бравировать принадлежностью или близостью к политической «тусовке», к чиновничеству, криминальным покровительством или постоянной материальной помощью правоохранительным органам т.д. Пустое. Каждому овощу — свой срок.

Логика изложения подвигает к рассмотрению всех возможных методов управления риском противоправного перераспределения собственности. Классический набор методов управления риском включает отказ от мероприятий, повышающих риск, снижение риска, передачу ответственности за риск-последствия сторонним организациям и принятие вероятности его реализации. Заметим, что инструменты каждого метода часто пересекаются. Ничего удивительного: риск-менеджмент — системный процесс. Не будем перечислять, какие способы управления риском рейдерства присущи каждому методу. Представим их по группам факторов риска.

Организационная структура. Простейшими ходами на пути минимизации риска должны стать концентрация акционерного капитала или выкуп долей у участников, не принимающих участия в деятельности ООО, а также постоянный мониторинг изменений в составе акционеров. Не лишней будет реструктуризация подразделений с изменением их организационно-правового статуса. На случай атаки нужно быть готовым к контрскупке акций и дополнительной эмиссии.

Перейдем к собственности. Прежде всего, необходимо определиться с правовым статусом собственности, получить подтверждения законности сделок по приватизации и реструктуризации активов, поставить на балансовый учет имущество, а если уже стоит — провести его переоценку. В условиях высокого риска будет полезной структуризация собственности с использованием дочерних структур, не нужно бояться наложения обременений, например, посредством передачи недвижимости и иных активов в обеспечение займов. Задумайтесь о перераспределении собственности между подконтрольными организациями.

Сколько раз в размышлениях о финансово-экономическом положении компании вы приходили к мысли о снижении доли серых доходов? Реализуйте мечты, заодно исключите саму вероятность просрочки платежей по «кредиторке», а возможность задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды забудьте как страшный сон. Если вам кто-то должен и не торопится с возвратом, сообщите должнику о желании продать его долг. Не исключено, что его уже окружили браконьеры экономического леса.

Мотивация и стимулирование — два столпа работы с менеджментом и персоналом. Если не согласны, можете относиться к сотрудникам как к кадровому мусору, вступать во внутренние конфликты, показательно разрывать трудовые отношения. Очень скоро вы получите внешний очаг напряженности, причем о его наличии вы даже знать не будете. Если же ваш оппонент акционер или обладатель доли в уставном капитале — ситуация взорвется почти наверняка. Напомню, что по Закону «О хозяйственных обществах» участники, доли которых составляют не менее чем 10% уставного капитала, могут в судебном порядке потребовать исключения из общества любого участника, «который грубо нарушает свои обязанности или делает невозможной деятельность общества».

Во избежание рейдерской атаки, а также чтобы облегчить возбуждение шума в обществе, установите контакт с внешним окружением. Попробуйте поучаствовать в государственных и муниципальных программах, ознакомьтесь с концепцией социальной ответственности бизнеса, задумайтесь о своей деловой репутации. И, конечно, не забывайте своего регистратора, а также возьмите за правило периодически запрашивать выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о себе любимых. Может быть, вы уже и не собственник вовсе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Парадигма существующего государственного регулирования экономики убеждает нас в том, что в настоящее время надеяться на эффективные правовые меры бесполезно. Рейдерские войны в самом разгаре, и пока собственность не будет перераспределена между коррупционным политическим истеблишментом, финансово-промышленными группами и экономическими «дочками» правоохранительных структур, никакого существенного улучшения ситуации с правами собственности не наступит. На сегодняшний день большая часть уголовных дел — возбужденных правохранительными органами — прекращена, либо приостановлена. До суда дошла лишь ничтожная часть этих дел. Получается, что остальные либо так называемые висяки, либо искусственно тормозятся обеими процессуальными сторонами.

Когда же процесс политико- экономического передела в основном закончится можно быть уверенными, что собственники будут заинтересованы в установлении в прозрачных и стабильных правилах игры, подкрепляя их действующими законами и новыми статьями и главами в кодексах. Но все это мы увидим не ранее чем через 4—8 лет, а пока власть и собственность находятся в политико — правовом шпагате, «слабые» и «крайние» по словам пролетарского поэта и трибуна — «посторонитесь».

Сергей ТЕЛЕШУН, заведующий кафедрой политической аналитики и прогнозирования НАДУ при Президенте Украины, доктор политических наук, профессор, профессор КНУВД

Наталья ПАВЛОВСКАЯ, кандидат юридических наук, доцент КНУВД

Газета «День»

You may also like...