Автомобилистам на заметку: чистый выхлоп любой ценой

Чтобы вписаться в требования Euro-6, надо решить сложные технологические задачи, а технологическая сложность дорого стоит. Мировая автопромышленность переживает тяжёлые времена — американские и европейские производители стали заложниками технологического прогресса и борьбы за снижение вредных выбросов в атмосферу. Одни возлагают надежды на государственную поддержку, а кому-то приходится расчитывать исключительно на свои силы. Результаты масштабных экспериментов по поиску выхода из неприятной ситуации мы сможем оценить уже в ближайшие годы. 

Ряды недовольных новыми экологическими стандартами возглавили «американцы». Аргументы такие: стандарты приняты слишком жёсткие, переходить на них сейчас очень дорого, это приведёт к резкому сокращению продаж. Основания для критики понятны. Согласно принятым в конце прошлого года стандартам CAFE, предполагается рост экономичности по расходам топлива на 40% до 2020 года, до уровня 35 миль на галлон, причём с 2011 по 2015 годы ежегодно экономичность должна расти на 4,5%.


Двигатели автомобилей Hummer H2 2009 модельного года приспособлены для работы в режиме FlexPower. Это позволяет использоват этанол Е85, бензин или любое сочетание двух видов этого топлива, снижать количество отработанных газов при более высоком октановым числе и сокращать потребление нефти.
Фото (Creative Commons license): Mike Stone/© GM Corp.

Интересная ситуация складывается и с источниками развития автомобильной промышленности. Самый свежий пример — технологическая гонка за создание массовых электромобилей и автомобилей на альтернативном топливе. «Большая тройка» из Детройта (GM, Ford, Chrysler) просит на такие программы деньги в долг у правительства США. Производители утверждают, что без государственной поддержки не справятся, и тогда батареи для новых автомобилей будут исключительно азиатского происхождения.

Антон Вайнманн (Anton Weinmann), председатель правления компании MAN, выразилсяпо поводу возможных субсидий крайне резко: «[Подобное вмешательство государства] приводит к искажению конкуренции. В сфере производства следует положиться на действие свободного рынка». Стремление американских властей спасти национальный автопром воспринимается как покушение на основы рыночной экономики. Однако суровые реалии масштабного экономического кризиса состоят в том, что государству приходится вмешиваться. Вопрос заключается в том, будет ли такое вмешательство достаточным и успешным. При этом негодование европейских автопроизводителей понять можно — лидеры Евросоюза (EU) пока не идут на уступки в спорах вокруг ужесточения норм.

Перспективы американского автопрома серьёзно осложнил финансовый кризис. Ни одна из компаний «Большой тройки» не успела завершить перестройку производства, все три терпят убытки. Кроме срочного получения средств от государства, рассматривается ещё одна возможность — слияние или партнёрство автомобильных компаний. Судя по тому, что стало известно прессе, главным инициатором переговоров о слиянии стала General Motors. Пока инициатива не увенчалась успехом — руководители Ford отказались, а с Chrysler возникли разногласия.

Главный довод в пользу возможного союза — сокращение издержек на всех этапах, от разработки до производства и продажи. Противники союза придерживаются мнения, что объединение двух убыточных компаний не способно создать успешного автопроизводителя. Модельные линейки и General Motors, и Chrysler обременены непопулярными моделями. Обе компании (особенно Chrysler) слишком медленно переходят к производству небольших «зелёных» автомобильчиков, которые сейчас пользуются спросом.


Для выполнения требований «Евро-4» многие европейские автопроизводители ориентируются на систему SCR. Она представляет собой каталитический нейтрализатор, в котором оксиды азота восстанавливаются до чистого азота. Для осуществления реакции в нейтрализатор непрерывно подаётся жидкий реагент, представляющий собой 32,5-процентный водный раствор мочевины. SCR обеспечивает высокую степень нейтрализации оксидов азота, на уровне 80–90%. Применение этой системы позволяет улучшить топливную экономичность дизелей на 5–7% по сравнению с двигателями уровня «Евро-3».
Фото: Daimler AG

Кого задушит чистый воздух?

Европейские страны также поддерживают амбициозную программу ужесточения экологических требований к автомобилям. В частности, Евросоюз собирается сократить общие выбросы углекислого газа по меньшей мере на 20% к 2020 году и наполовину к 2050 году. Для достижения провозглашённых целей европейцы не ограничиваются разработкой новых автомобилей, они внедряют новые поведенческие стандарты для водителей — например, приёмы так называемого экологического вождения.

История ужесточения норм в Евросоюзе насчитывает уже около 15 лет. Первые стандарты Euro-1 появились ещё в 1993 году. В октябре этого года начинают действовать нормы Euro-5. По мнению экспертов, новые стандарты ещё не потребуют радикального переоснащения автомобилей. Выполнение Euro-5 и раньше поощрялось с помощью налоговых льгот в таких странах, как Германия и Дания, и удовлетворяющих этим нормам машин оказалось довольно много.

Но теперь они станут обязательными для всей новых продукции заводов. Для дизельных двигателей, используемых дляавтобусов и спецтехники, достаточно ограничиться технологией избирательного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR). Это позволяет сократить выбросы окислов азота и частиц до приемлемого уровня.

Проблемы могут возникнуть, когда придётся переходить от Euro-5 к Euro-6. Потребуются более радикальные и дорогостоящие изменения — технология рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation) вместо SCR. Такой переход может состояться в 2012 году. Вероятно, ситуацию для европейцев смягчит возможность воспользоваться чужим опытом — аналогичные стандарты должны появиться в США в 2010 году, а в Японии уже в 2009 году.

Что же касается поддержки со стороны властей, то здесь европейские автопроизводители не столь удачливы, как американские. Сначала дело пошло хорошо: в июне нынешнего года канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) и президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) пришли к согласию по спорному вопросу — сокращению выбросов углекислого газа.

Ранее Еврокомиссия приняла решение, что такие выбросы должны быть сокращены до уровня 130 г/км — на 17% по отношению к нынешним средним значениям, и сделано это должно быть до 2012 года. Компромисс Меркель и Саркози состоял в том, чтобы отложить введение новых норм до 2015 года и снизить штрафы за несоблюдение с €95 до €50на каждый автомобиль.

Однако попытка смягчить требования провалилась. Комитет по охране природы Европарламента не пошел на уступки. Когда дело дошло до голосования, предварительные договоренности о компромиссе были нарушены. Как объяснил Джос Тингс (Jos Tings), представитель инициативной группы за «чистый» транспорт (Transport and Environment pressure group): «Европейцам нужны автомобили, полностью сжигающие топливо, уже сейчас, а не через пять или десять лет».


Джон Флеминг (John Fleming) и Алан Мулалли (Alan Mulally) на презентации нового автомобиля Ford Ka. Парижский автосалон 2008 года.
Фото: Ford Motor Company

Лучше поздно, чем никогда?

Конечно, создатели автомобилей не сидят сложа руки в ожидании манны небесной от правительств. В ближайшие годы можно ожидать серьёзные изменения модельных линеек. Ключевая тенденция Парижского автосалона, который прошёл в октябре этого года, — стремление перейти к производству экономичных автомобилей, маленьких и «зелёных».

Пылкую речь произнёс главный управляющий Ford Motor Алан Мулалли (Alan Mulally), избрав в качестве трибуны сиденье городского автомобильчика Ford Ka. «Будущее автомобильной промышленности демонстрируется на Парижском автосалоне, и это будущее наступает сейчас. Требования потребителей по всему миру едины. Они хотят качества и экономичности без уступок по комфорту или мощности».

Двухдверный автомобиль Ka, в котором сидел Мулалли, идёт на смену прежней модели. Это совместная разработка с Fiat. Полная линейка небольших автомобилей Ford ещё не выстроена. В планах для американского рынка — запуск нового поколениякомпакт-кара Focus в европейской версии в 2010 году и субкомпакта Fiesta в 2010 году. Идут дискуссии о разработке ещё более миниатюрной и недорогой модели; не исключено, что нишу займёт обновленный Ka.

Серьёзность намерений компании доказывает тот факт, что целых четыре американских сборочных завода Ford будут производить небольшие автомобили. Ключевой вопрос: не поздно ли? Решающими в борьбе компаний за прибыль могут стать ближайшие месяцы.

Ставкой General Motors в этой гонке за размеры и экономичность станет компактный седан Chevrolet Cruze. Эта модель должна заменить непопулярный Chevrolet Cobalt. Производитель уверяет, что новый Cruze предложит невиданные для компакт-каровпростор и экономичность. Проблема снова в сроках — покупатели не увидят этот автомобиль до весны 2010 года.


Dodge Hornet 2006 года. Над его компактным вариантом совместно с Chrysler работали Renault-Nissan. Американцы в основном занимались внешним обликом. При самом благоприятном стечении обстоятельств новый автомобильчик появится на дорогах не ранее 2010 года.
Фото: Chrysler LLC

Кроме маленьких автомобилей, перед которыми готов пасть последний бастион — американский рынок, автопроизводители делают ставку на электромобили. На Парижском автосалоне такие модели практически заполнили подиумы. Однако главный изъян предложенного разнообразия — высокая цена. Поэтому в ближайшиегод-два трудно ожидать действительно массового производства — чаще всего речь идёт о сотнях авто.

Интересным концептом порадовал Nissan. Представители компании преподносят Nissan Nuvu как «новый взгляд» на городской транспорт — однако, скорее всего, такие притязания чрезмерны. Nissan Nuvu оснащен литиево-ионными батареями, способен разогнаться до 120 км/ч и проехать без подзарядки около 130 км. На крыше расположены солнечные панели — ещё один способ сэкономить энергию. Вряд ли Nissan Nuvu будет без изменений запущен в производство, однако разработчики обещают учесть этот опыт и предложить серийный электрокар в 2010 году.

Из более практичных вариантов на Парижском автосалоне была представлена электрическая версия популярного автомобиля Smart ED. Буквы названия означают «электрический привод» (Electric Drive). Предельная дистанция — примерно 145 км без подзарядки. Такие автомобили уже испытывали лондонские водители, а дальше в повседневных условиях Smart ED обкатают жители Берлина. Кампания Daimler обещает выпустить новинку ограниченной серией в конце 2009 года.


Smart ED. Миниатюрное и электрическое будущее автопрома. Фото: Daimler AG

Все электрокары, представленные в Париже, трудно даже перечислить. Кроме хорошо знакомого американского прототипа Chevrolet Volt, на подиуме можно было увидеть концепт Z.E. от Renault (на основе Kangoo), проект Peugeot Citroën и компании Venturi под названием Berlingo First (на основе Berlingo), а также оснащенный современными технологиями концепт Volage от Venturi.

В результате перехода к альтернативным автомобилям ситуация может измениться. Электрокарами начинают всё сильнее интересоваться компании, которые раньше не имели никакого отношения к автомобильной отрасли. Многих воодушевляет успешный пример Tesla Motors — разработчика спортивного электрокара Roadster. По меньшей мере 30 небольших компаний-стартапов готовы принять участие в гонке разработчиков альтернативных автомобилей. Эти стартапы находятся в Калифорнии, а финансируются теми же инвесторами, которые успешно вкладывали средства в информационные технологии.

И это не просто громкие слова — компания Kleiner Perkins, например, причастна к запуску Google и Amazon, а сейчас финансирует стартапы электрокаров. Одним из поддерживаемых проектов является компания Fisker Automotive — создатель подключаемого гибрида Karma. Это четырехдверный автомобиль, который может составить конкуренцию модели GM Volt.


На галлоне бензина (менее 4 л) гибрид Aptera может проехать свыше 350 км, что соответствует 1,14 л на 100 км. Производство Aptera должно начаться в конце нынешнего или в начале следующего года. Что радует разработчиков и печалит представителей «Большой тройки» Детройта, так это предполагаемая цена — всего около $30 тыс. Для такого аппарата — совсем недорого. Фото: Aptera Motors

Привлёк внимание и концепт Aptera. Подключаемый гибрид отличается оригинальным дизайном, едет на трёх колесах и своими формами напоминает самолёт. Инопланетного вида Aptera словно парит вдоль дороги. Модель уже была показана на «конкурсе элегантности» в Пэббл-Бич (Pebble Beach Concours d’Elegance) — и пользовалась большим успехом даже на фоне таких прославленных и дорогих автомобилей, как Rolls Royce, Bugatti, Ferrari, Lamborghini.

Стартапы из Силиконовой Долины в будущем могут составить конкуренцию «Большой тройки» Детройта. Добавим давних соперников из Японии и Германии, а также первые попытки китайских разработчиков. Борьба за приоритет обостряется, и пока непонятно, кто победит в этих гонках за альтернативными моделями.

Юлия Вертгейм, Вокруг света  

You may also like...