Как защитить себя от бандитов и не попасть за это в тюрьму

Важнейшую роль в эффективности самообороны играет психологический настрой. Наличие оружия, опыт его применения, владение приемами рукопашного боя – факторы, безусловно, важные. Но совершенно бесполезные без желания и готовности себя защитить. Какой от них прок, если мозг парализован страхом?

Ведь все решения о защитных действиях, оценка ситуации и наблюдение за ней, анализ имеющихся возможностей, словом, все процессы, реакции и рефлексы проходят через мозг. Но какой от этого прок, если мозг парализован страхом?
 
Известно много случаев, когда люди боялись действовать, не решались использовать оружие, мешкали, тянули до последнего, пока уже не становилось поздно. Однако есть и не меньшее количество случаев, когда совершенно безоружные люди не имея, казалось бы, шансов, дрались до последнего сразу с несколькими противниками и успешно отбивались от них. 
 
К сожалению, данная статья не сможет сама по себе изменить вашу психологию, но она содержит предпосылки, ответы на наиболее распространенные страхи, заблуждения, опасения и комплексы, связанные с применением оружия и вообще с самообороной. Словом, все то, что можно назвать «блоками». Возможно, в этой статье вы найдете нечто, присущее и вам, даже такое, о котором вы особенно и не задумывались – не было подходящей ситуации… пока…
 
Итак, все «блоки», закрепощающие защитные действия, условно делятся на три большие группы, связанные со временем нахождения в опасной ситуации. Делятся именно условно, так как могут перетекать из одной группы в другую или действовать на протяжении всей ситуации, связанной с необходимой обороной. Критерий разделения  связан, в первейшую очередь, с моментом причинения ущерба или угрозы такового ущерба вашему здоровью и имуществу.
 
1.  До ситуации, связанной с противоправным причинением ущерба: 
 
– боязнь попасть в ситуацию; 
 
– надежда, что все обойдется;
 
– надежда на помощь посторонних лиц. 
 
2.  Во время ситуации, связанной с противоправным причинением ущерба: 
 
– нежелание поверить в то, что «все уже действительно началось»;
 
– сделать защитные действия первым, т.е. вообще начать;
 
– боязнь своими защитными действиями, их попыткой или подготовкой к ним спровоцировать преступника на дальнейшие активные насильственные действия;
 
– боязнь нанести телесные повреждения преступнику;
 
– боязнь убить преступника, пусть даже законно;
 
– опасение превысить пределы необходимой обороны, т.е.нарушить закон;
 
– начать самооборону в ситуации, когда это на самом деле её не было;
 
– неверие в себя и свои силы.
 
3.  После ситуации, связанной с необходимой обороной, обычно боятся следующих последствий: 
 
– стать жертвой случайного или намеренного «искажения» закона и предвзятости, халатности или небрежности правоохранительных или судебных органов;
 
– «нарваться» на всяких «крутых», «безбашенных» или «бандитов», которые, например, могут попытаться мстить и т.п.
 
Рассмотрим их подробнее и убедимся, что не все так печально. И на все страхи и опасения есть очень здравые контраргументы, которые развеивают любые сомнения. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Итак, расшифровка основных опасений, заблуждений и несбыточных надежд, ну и, конечно, «противоядие» к ним. 

Боязнь попасть в «ситуацию» 

Это самый популярный страх. Никакой нормальный человек не хочет попасть в ночной переплет в темной подворотне, да еще с несколькими подвыпившими хулиганами, к тому же еще и вооруженными. Какой то внутренний защитный механизм говорит: это опасно! избегай этого! бойся этого! Правда?
 
Это самый популярный страх. Никакой нормальный человек не хочет попасть в ночной переплет в темной подворотне, да еще с несколькими подвыпившими хулиганами, к тому же еще и вооруженными. Какой то внутренний защитный механизм говорит: это опасно! избегай этого! бойся этого! Правда? 
 
Однако этот самый страх на самом деле не является каким-либо защитным механизмом. Людей ведь убивают и калечат не потому, что у них притуплено или отсутствует чувство страха, так? Наоборот, этот страх не только не гарантирует «непопадание», но и усугубляет все тем, что вы совершенно не готовы и не хотите воспринимать происходящее. Более того, если вы уже попали, страх только усиливается, нередко парализуя и без того скованные и неумелые защитные действия.
 
Что ж, банальные советы типа «никуда не влезать», а тем более «не стоит бояться» тут явно не подходят. Выход только один – подготовиться. Изучить вопрос, рассмотреть правовые основы самообороны, тактику защитных действий, выбрать и приобрести подходящее оружие, усвоить технику его применения, потренироваться с кем-либо, в конце концов.
 
Да, для этого необходимы определенные усилия, затраты времени, сил, денег, в конце концов. Но лучше все же сделать эти затраты заранее и добровольно, чем быть покалеченным на всю жизнь, ну или в лучшем случае ограбленным или униженным. Скорее, это даже не затраты, а инвестиции в свою безопасность. И безопасность своих близких, которые будут спокойны и благодарны вам потому, что вы в любой ситуации сможете их защитить. 
 
Ибо в жизни любого человека может быть даже один, всего один опасный, иногда даже ключевой момент, когда навыки самообороны могут быть важнее любых вместе взятых знаний, навыков и умений, которые приобретены за всю жизнь. Важнее того, какая машина, насколько престижна работа, как велика зарплата, сколько книг прочтено или сколько бизнесов запущено, важнее того, какой «брэнд» на вас одет и что лежит в портфеле. Ибо только от одного навыка самообороны может зависеть дальнейший смысл всех перечисленных вещей. 
 
И тогда любая неожиданная и непредвиденная ситуация станет предвиденной и ожидаемой. И вместо сумбурных вопросов и прогнозов в голове будет только четкий навык применения оружия и ощущение своей правоты, основанной на знании Закона. 
 
А страх – его просто не будет… Он просто вытеснят ваши новые знания и навыки, ваша готовность и даже, возможно, ваши желания показать свою силу и решительность. Поверьте, именно так и будет. 
Надежда на помощь посторонних лиц 
 
Попав в кризисную ситуацию, можно остро испытать надежду, что кто то поможет, защитит, кто-то вмешается, появится милиция, знакомые или друзья, в конце-концов случайные прохожие.
 
Попав в кризисную ситуацию, можно остро испытать надежду, что кто то поможет, защитит, кто-то вмешается, появится милиция, знакомые или друзья, в конце-концов случайные прохожие. 
 
К сожалению, случайный прохожий вероятнее всего пройдет мимо, по понятным причинам не желая встревать в чью-то «разборку», рискуя своим здоровьем или даже жизнью. Тем более, что со стороны ваша ситуация может выглядеть совсем не как конфликтная, а как обычный уличный разговор. Да и по внешнему виду постороннему человеку может быть проблематично определить, кто «агрессор», а кто «жертва». Разве что, вы начнете кричать о помощи, однако это скорее приведет к тому, что преступник сразу попробует вас «успокоить», чтоб вы не поднимали лишнего шума. 
 
Просто ответе на вопрос: вы бы сами вмешались и попытались бы защитить какого-то постороннего и неизвестного вам человека, если бы ситуация была действительно серьезной и по настоящему опасной? Возможно, именно вы и вмешаетесь, но в наше время, к сожалению, чувство гражданского долга и взаимовыручки явно не в моде. Поэтому в случае чего вам не стоит особо рассчитывать на помощь другого такого же ответственного и сознательного человека. 
 
Надежда на помощь сотрудников милиции, к сожалению, также весьма призрачна. При всем желании МВД не может  патрулировать одновременно все улицы и охранять каждого отдельно взятого гражданина – для этого штат сотрудников должен был бы равняться численности охраняемого населения. Да и происходят «наезды» и ограбления как правило в местах, где милиция появляется редко. Такая уж специфика уличной преступности, извините. 
 
Вывод один: если хочешь что-то хорошо сделать, то надо делать только самому. Как? Этому и посвящен наш цикл статей о самообороне. 

Надежда, что все обойдется 

Надежда с особой силой начинает теплиться и тогда, когда, остановив вас на улице, преступник не начинает сразу требовать деньги, а просит закурить, заводит разговор и вообще ведет себя не агрессивно. Возможно, он даже и не преступник никакой, и не собирается грабить, а просто очень хочет покурить. Такое ведь часто бывает. Или даже не закурить, а просто поболтать со случайным прохожим. И дружки его тоже просто хотят покурить… или просто поболтать… особенно вон тот лысый, со шрамом на лице и татуировкой в виде черепа…
 
Надежда с особой силой начинает теплиться и тогда, когда, остановив вас на улице, преступник не начинает сразу требовать деньги, а просит закурить, заводит разговор и вообще ведет себя не агрессивно. Возможно, он даже и не преступник никакой, и не собирается грабить, а просто очень хочет покурить. Такое ведь часто бывает. Или даже не закурить, а просто поболтать со случайным прохожим. И дружки его тоже просто хотят покурить… или просто поболтать… особенно вон тот лысый, со шрамом на лице и татуировкой в виде черепа… 
 
Можно даже допустить, что никаких дальнейших насильственных действий со стороны «желающих закурить» может так и не последовать. Хулиганы, например, могут просто «побазарить» с вами и уйти. Такое тоже бывает. Вот такая надежда, которая умирает последней, вернее, предпоследней, поскольку за ней иногда умирает и сам носитель этой надежды.
 
Ведь может быть и так, что преступник просто присматривается к вам, выбирает дистанцию и вообще ожидает подходящего момента, когда ваши иллюзорные надежды на мирное сосуществование с таким вот «экземпляром» могут быть бесцеремонно прерваны внезапным (и не однократным) ударом в челюсть (и не только) с последующим освобождением карманов вашей одежды от лишних денег, а то и от самой одежды, сумки, часов и мобильного телефона, кошелька с фотографией любимой девушки, а то и самой девушки.
 
В такой «непонятной» пограничной ситуации следует если и не атаковать первому, то во всяком случае извлечь имеющееся у вас оружие и быть готовым его применить. Без лишних слов – достали, и все! Пусть ваш «визави» это видит и воспринимает как угодно – во всяком случае он будет видеть, что вы готовы к любому сценарию. 
 
Ну а уж если преступник вооружен, или их много, и их физические данные и поведение указывают на то, что у вас могут быть «серьезные проблемы» – не мешкайте и атакуйте первым: Закон в этом случае на вашей стороне, как и фактор внезапности. Конечно, это может и не привести к вашей победе, но с другой стороны, и альтернатива у вас, к сожалению, не большая – остается только покорно стать очередной жертвой криминальной статистики, мелькнув в каком-нибудь очередном информационном сообщении местного телеканала или радиостанции…
 
Поэтому надеяться, что все обойдется, и преступник просто «отвалит», утратив к вам интерес, просто глупо – уж явно не для этого он к вам «подвалил». И если он сразу не начал насильственные действия, то может быть только потому, что оценивает вас, ваш силовой потенциал, прикидывает, сколько у вас может быть денег, ну и конечно выжидает удобного момента для внезапного нападения. На ум приходит только одна из известных фраз Макиавелли: Войны нельзя избежать, её можно только отсрочить к выгоде противника.
Нежелание поверить в то, что «все уже действительно началось» 
 
Эта проблема нередко состоит в сложности перехода защищающегося лица из одного состояния в другое, т.е. из обыденного состояния в состояние обороны, осознании этого пограничного момента. Агрессор может попытаться «сгладить» момент подобного перехода или вообще удерживать вас в «обыденном», так сказать, состоянии, поскольку в нем вы наиболее безопасны для него.
Эта проблема нередко состоит в сложности перехода защищающегося лица из одного состояния в другое, т.е. из обыденного состояния в состояние обороны, осознании этого пограничного момента.
 
Агрессор может попытаться «сгладить» момент подобного перехода или вообще удерживать вас в «обыденном», так сказать, состоянии, поскольку в нем вы наиболее безопасны для него. 
 
Но есть еще один момент, связанный, как то ни странно, с самообманом жертвы. Осознание факта преступного посягательства (или подготовки к нему) обычно должно быть связано с началом каких либо защитных действий. Значит, надо принимать решения, надо что-то начинать предпринимать, как-то готовиться к обороне, или даже контратаковать первому. Надо, в конце концов, брать на себя ответственность за происходящее, а не быть покорным зрителем. 
 
Однако для неподготовленного человека это может быть очень сложно. Как ни парадоксально, иногда человек готов «получить по голове», лишь бы ничего не делать – и такой человек обычно называется словом трус. К тому же, с другой стороны, если никаких агрессивных действий не делается, то и защищаться как бы нет необходимости.
 
Так, к сожалению, могут рассуждать некоторые люди с психологией «жертвы». Отговаривая себя под всяческими предлогами, например, рано еще… А вот когда действительно начнут убивать, тогда я буду защищаться, ох как я защищусь… ну а пока… И если преступник действительно начинает внезапные агрессивные действия, то и тут можно найти большой плюс. Так, якобы внезапность нападения впоследствии может оправдывать трусливое бездействие в своих глазах, или глазах окружающих. Такое поведение хоть и редко, но все же встречается.
 
Алексей Сотников, юрист, Человек и Закон
 

You may also like...