Короли чужих иномарок. Что воруют, где воруют и как с этим бороться

Сегодня ситуацию с угонами можно охарактеризовать как исключительно стабильную. Со знаком «минус». Тенденция роста угоняемых машин налицо. По мнению оперативников МУРа, сегодня в столице денно и нощно работает хорошо укомплектованная мотомеханизированная летучая дивизия автоугонщиков численностью от четырех до шести тысяч человек! О том, кто, что и как ворует. 

Мы, наивные автолюбители, паркуя свою машину у подъезда дома, как все нормальные люди, не думаем о том, что через пять минут на ее месте может оказаться только воздух. Все мы питаем благостную надежду, что это может произойти с кем угодно, только не с нами. К сожалению, в карманах судьбы много сюрпризов…

Для разогрева – сухая статистика: в прошлом году в стране было угнано и похищено более 100 тысяч автомобилей. Из этого табуна размером с десяток футбольных стадионов каждая седьмая жертва «меняла» хозяина в первопрестольной. Как сообщили нам в пресс-службе МУРа, на сегодня в среднем в столице уходит «налево» минимум по 15 – 20 машин в день.

Но в высокий сезон (сентябрь – октябрь) и с учетом событий в Осетии и Абхазии число ежедневных угонов в столице, по мнению оперативников, может зашкалить за сотню. Уже сейчас в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии и в бескрайних степях Башкирии и Казахстана формируется пакет заказов на иномарки, за которыми профессиональные угонщики открыли охоту. Так что же день грядущий нам готовит? И как не стать жертвой хищников, бороздящих столичные трассы? В этом с помощью московских оперативников мы и попытаемся разобраться.

«Да мы их всех знаем!»

По мнению экспертов, на сегодняшний день ситуацию с угонами в Москве можно охарактеризовать как исключительно стабильную. Только со знаком «минус». Тенденция роста угоняемых машин налицо. По мнению оперативников МУРа, сегодня в Москве денно и нощно, не смыкая глаз и не жалея шин, работает хорошо укомплектованная мотомеханизированная летучая дивизия автоугонщиков численностью от четырех до шести тысяч человек. (Это без учета тех рекрутов из Осетии и Абхазии, о которых мы говорили ранее.)

И несмотря на все старания столичных оперативников, ненавидящих «подонков на колесах» животной ненавистью, меньше их не становится. Скорее наоборот. На место тех, кто усилиями оперов отправляется в «бетонный отель» (так грузинские воры в законе именуют тюрьму), встают те, кто только что из этого «отеля» выписался.

«Дембеля» вновь принимаются за старое. Потому что как-то по-другому жить автоугонщик уже не может. Иногда (очень редко) он переквалифицируется в «барыгу» (скупщика и реализатора краденых машин). Кстати, на днях с поличным был взят широко известный в узких кругах бывший угонщик, пять раз сидевший за воровство машин, а ныне барыга по прозвищу Хряпа. Выйдя четвертый раз из зоны, Хряпа решил навсегда завязать с тяжелой и наполненной сложными эмоциями жизнью автоугонщика.

«Очень тяжело сохранить нервную систему в девственной неприкосновенности, когда легавые после каждого неудачного скачка начинают проводить в своем околотке опыты, изучая, как далеко отлетит твоя голова после удара об стенку», – еще месяц назад философствовал передо мной Хряпа в своем гараже, попыхивая доминиканской сигарой.

Раньше здесь отстаивались ворованные иномарки, а теперь Хряпа ремонтирует те «лайбы», за которыми в свое время рысачил по всей Москве. Но старые друзья-подельники опять сбили Хряпу с пути истинного, подогнав парочку свежеугнанных иномарок по бросовой цене – с целью дальнейшей перепродажи. Глаза Хряпы алчно взблеснули, и старый вор сломался. «Жадность фраеров губит, ну ты-то, тертый калач, зачем за старое взялся? – острил молодой опер, изучая фальшивые документы над Хряпой, который лежал носом в бетон рядом со своими трофеями.

– Опять нары полировать хочешь?!» Хряпа, изумленный до чрезвычайности таким поворотом событий, ловил ртом воздух, как выброшенный на берег карась. Оперативники МУРа меж собой прозвали Хряпу хроническим неудачником. «Скорее всего он соскочит с уголовного дела и покатит на суде в качестве свидетеля (подельники уже берут все на себя), – сообщили мне в МУРе. – Но нервов бывшему «шумахеру московских кварталов» это будет стоить немалых…»

Многостаночник и патентованный неудачник Хряпа далеко не одинок – по мнению столичных оперов, в самых разных тюрьмах страны уже не по одному разу отметились практически все автоугонщики, промышляющие в столице последние пятнадцать лет – как местные, так и приезжие…

«Да мы их всех знаем! – считает оперативник 7-го отдела МУРа Константин Проскурин. – Все они прошли через наши руки и российские зоны. Если бы за каждый доказанный угон и отсидку угонщикам отрубали хотя бы один палец, как в Турции (в этот момент глаза оперативника плотоядно взблеснули. – И. М.), тысячи угонщиков ходили бы по Москве с культяпками, на которых не было бы ни одного пальца. А если бы за доказанное воровство, как в Иране, на лоб ставили клеймо «Вор», после пары-тройки клейменых этот бизнес сразу бы сошел на нет…»

Но Москва – не Стамбул и не Тегеран. В области наказания за совершенное преступление мы уверенно дрейфуем в сторону Европы, где срок преступникам в суде «нарезают» только за последнее доказанное преступление. Все остальные просто не берутся в расчет, потому от всех преступлений на суде уголовник на голубом глазу обязательно и всенепременно откажется. И суд ему поверит. Потому и воруют на Западе иномарки еще похлеще, чем в Москве. Ими буквально напичкана Албания, Хорватия, Черногория и другие анклавы, где местные правоохранительные органы смотрят на этот бизнес сквозь пальцы…

Так как работают угонщики обычно вдвоем или втроем, после принятия их оперативниками один, как правило, берет все на себя и идет на зону «паровозом». Выгода здесь тройная.

Во-первых, преступление, совершенное одиночкой, по сравнению с групповым карается куда менее строго (срок сокращается минимум в полтора-два раза).

Во-вторых, те, кто в процессе раскрутки соскакивает в свидетели, на воле берут на содержание семью «паровоза».

В-третьих, барыга гарантирует неудачнику заказы после его возвращения из «отеля». Отчасти поэтому те, кто занимается автоугонами, не расстаются со своим преступным промыслом до деревянного бушлата. Если, конечно, не потеряют свою квалификацию за время отсидки…

Кстати, «отель» угонщики меж собой называют «санаторием» – здесь они хотя бы отсыпаются и частично восстанавливают расшатанную от непосильных эмоциональных и психологических нагрузок нервную систему. Работа у «угонял» действительно нервная, «на измене» – впору молоко выдавать.

Отчасти поэтому многие из них не понаслышке знакомы с «герычем» и «коксом»: стресс снимать как-то нужно. «У автоугонщика, как и у наркомана, сон короткий, а жизнь нервная, – считает опер 7-го одела МУРа Вячеслав Галяминский. – Работают они, как стахановцы на конвейере: приняли одну тачку, скинули ее барыге, отоспались, ширнулись, повалялись в анабиозе, оклемались, встряхнулись и снова – на трассу. Волка ноги кормят, а угонщика – колеса. Вот так по замкнутому кругу и куролесят, пока мы их на очередном скачке не примем…»

Что воруют

На этот вопрос оперативники сначала отвечают стандартно: все подряд – от «помоек» (старых «Жигулей» и «Запорожцев») до «Майбахов» и «Бентли». И тем не менее определенная классификация в кражах все-таки прослеживается. Старые машины – так называемые лохматки («Запорожцы», «Москвичи», «Жигули» классических моделей, дряхлые иномарки и другой металлолом) угоняют подростки и наркоманы.

Как правило, «лохматки» не оборудованы никакими противоугонными средствами – цена обычной сигнализации подчас сопоставима со стоимостью самого автомобиля, и поэтому заводятся и срываются с места в одно касание. Подростки берут «лохматки» просто покататься либо выдернуть из нее магнитолу, части двигателя, резину. У наркоманов цель другая – «слить лохматку барыге на запчасти» и получить свою пару-тройку доз.

«Профессиональные» навыки угонщиков «лохматок» – ниже плинтуса. Максимум, на что хватает их мастерства – соединить напрямую провода зажигания и свернуть замок рулевой колонки. Невысок и интеллектуальный уровень этих воров: за плечами большинства либо неоконченное среднее, либо профтехучилище. Кражи пэтэушники совершают порой спонтанно, в состоянии сильнейшего подпития.

Другая, более профессиональная ниша – новые «Самары», «Лады», «Волги» и подержанные иномарки. В последнее время к ним неумолимо приближаются «Фольксвагены» 92 – 96-го годов выпуска. Как острят оперативники: «Вот и у нас «Фольксваген» стал народным автомобилем».

Профессионализм угонщиков этой категории выше, чем у подростков. Эти воры неплохо разбираются и в самих автомобилях, и в их электронных «мозгах». В их арсенале – классные инструменты и специфические приборы – сканеры для считывания кода сигнализаций (не суперсовременные, конечно, но вполне пригодные для нейтрализации сигнализаций средней ценовой категории).

У них – свой фирменный стиль. Во-первых, работают группами. Во-вторых, только на заказ. После получения заказа подбирается подходящая машина, которой «приделывают ноги» в первый же в подходящий момент. Потом автомобиль на несколько дней бросают в соседнем дворе (пока поулягутся страсти) или отгоняют в заранее подготовленный (как правило, съемный) гараж – «на базу». Во время перегона зачастую впереди ворованной машины едет напарник вора, который, завидев инспекторов, сознательно нарушает правила движения, тем самым отвлекая на себя внимание милиционеров.

На базе машины либо разбирают (в первую очередь это касается подержанных иномарок), либо скидывают барыгам. При продаже на машинах перебиваются номера агрегатов, потом их заново регистрируют в МРЭО (через «своего» человека в ГИБДД), после чего заново рожденную тачку десантируют на другой конец страны.

«Рентабельность» угонов подержанных иномарок и новых «Лад» невысока: доход с одной машины может составлять от одной до пяти тысяч долларов, поэтому эти воры прочесывают златоглавую не покладая рук.

Статистика летних угонов подержанных иномарок в столице такова: по-прежнему вне конкуренции был, есть и остается VW Passat (за лето в городе поменяли хозяина свыше 300 автомашин). За ним с большим отрывом идет Toyota Camry (180 краж за три месяца). На пятки японцу наступает BMW 5-й серии (150 краж). Потом – по убывающей: Toyota Avensis (142), VW Golf (103), разнообразные Lexus и Audi 80, Mercedes S-Class, Audi 100 – 94 и Mercedes E-class (порядка 100 штук каждой марки).

Высокоспециализированных угонщиков, кто мог бы угонять дорогие иномарки, оснащенные суперсовременными противоугонными системами, не так уж много – даже в столице. Техническое и электронное оснащение таких профи сравнимо со стоимостью новой иномарки. Например, только сканер стоит порядка 20 тысяч долларов. Такую роскошь может позволить себе далеко не каждый «шумахер». Но имеются в Москве и таковые…

Этим летом их жертвами в столице стали BMW 5-й серии (более 150 угнанных авто), Mercedes S (почти 100 угонов), Mercedes E (86 краж), Audi A6 (60 штук), BMW 7-й серии (57 авто), BMW X5 (46), Mercedes ML (32), Toyota Land Cruiser Prado (24), Mercedes GL (24) и Porsche Cayenne – 14 штук.

Верхом равнодушия столичных угонщиков по-прежнему остаются Renault (9 угонов с начала года) и Peugeot – всего 5 угнанных машин… Кстати, есть мнение, что по Porsсhe работает недавно появившаяся в Москве «албанская бригада». «Они называют себя сербами, но по виду – истовые мусульмане, – считает Хряпа, имевший с ними когда-то общие дела. – Появляются в Москве на пару-тройку недель, возьмут нужную тачку и тащат ее по своим каналам в Европу…»

А что касаемо «Майбахов» и их подозрительно быстрого обнаружения, то дело в том, что в этих случаях угонщики действовали без заказа, надеясь на авось. И жестоко просчитались. Своровали-то они их без труда – это оказалось ничуть не сложнее, чем «принять» какой-нибудь «Фольксваген», а вот с реализацией – того… неувязочка вышла. Никому не нужны оказались машины с именными запчастями. И пока угонщики метались по Москве в поисках потенциального покупателя, оперативники вышли на след самих угонщиков.

Как воруют

При угоне ночью от подъезда первыми жертвами воров становятся «пищалка» и «светотехника», дабы они не тревожили безмятежный сон хозяина. Затем уже с помощью отвертки, молотка и доброго слова удаляется вся электроника (замки «сворачиваются» специальной скруткой или обычной отверткой).

Потом обезоруживаются механические противоугонки: «Мултилоки» легко рассыпаются под действием жидкого азота, а «кочерга» с руля снимается подгибом рулевой колонки. Замки с педалей снимаются вместе с самими педалями – с помощью пилы. Если замок на рычаге переключения скоростей вдруг выдержал испытание заморозкой, его тоже попросту спиливают, а на его место ставят обрезок трубы. В общем, вся эта механика опытными руками перебирается всего за пару часов.

Многие угонялы ищут своих жертв по интернету. Сначала вор ищет подходящее авто по объявлениям в интернете, потом, в процессе встречи с владельцем (обязательно на его территории – чтобы потом его было проще вычислить.), машина тщательно осматривается на предмет «секретов». Фотоаппаратом мобильника вор незаметно снимет внутреннее оснащение машины и ключ зажигания. Затем по снимкам, выведенным на монитор компьютера, будет изготовлен дубликат ключа… Теперь дело за малым – подловить машину и перегнать в гараж…

Если вы поставили коня на охрану, тогда воры с брелка просто перехватят в эфире его код, после чего автомобиль снимается с охраны, а жулик проникает внутрь салона. Далее счет идет на секунды: быстро ломается замок зажигания, а чипованный ключ заменяется заранее заготовленным оборудованием. Штатный иммобилайзер на машинах одной модели (и даже марки!) устроен одинаково, и угонщик к борьбе с ним готов, как пионер. После подбора кода брелка снятая с охраны сигнализация отключает блокировки двигателя и уже не препятствует угону.

Спутниковую систему глушат, вводя в эфире сильную помеху на частоте ее передачи. Если на машине имеется спутниково-поисковая система, то в момент взлома блок системы добросовестно связывается со спутниками глобальной системы позиционирования и получает координаты, широту и долготу… А вот передать эти данные не может: канала GSM-связи-то нет…

Если технических навыков угонщику не хватает, а автомобиль защищен хорошо, в ход зачастую идет банальное мошенничество. Привязав к заднему бамперу машины пустую консервную банку или наклеив на заднее стекло лист бумаги, воры спровоцируют водителя выйти из машины, оставив в замке ключ зажигания..

Где воруют

Да где ни попадя. Кто-то нарезает круги по всей Москве. Кто-то дежурит у супермаркетов, автосервисов или рядом с автосалонами. Кто-то садится на хвост приглянувшимся иномаркам, после чего хозяева зачастую превращаются в «парашютистов» (так оперативники называют тех водителей, которых злодеи вышвыривают прямо из-за руля).

Так «поработал парашютистом» в свое время известный сатирик Михаил Жванецкий, которого вышвырнули из-за руля его «Гелентвагена» абреки ингушской бригады. Кто-то работает ключником в супермаркетах, кто-то предпочитает находить клиентов в пафосных ночных клубах. По мнению оперативников, на сегодняшний день в столице нет ни одного клуба, где бы не тусовались угонщики. Кстати, одним из излюбленных мест тусовки «угонял» был широко известный в узких кругах «Дягилев», выгоревший дотла при так и не выясненных обстоятельствах.

Публика там тусовалась богемная донельзя, воздух порой просто курился от «ангельской пудры» (кокаина – на сленге оперативников). Самим оперативникам и оперативникам наркоконтроля вход в клуб был категорически воспрещен, а вот всевозможные наркобарыги и угонщики заворачивали на огонек «Дягилева», как к себе домой. И зачастую выходили с ключами от чужой иномарки. Вот она, волшебная сила бумажно-денежного механизма!

На самом деле – никакой фейс-контроль не остановил бы завсегдатая московских пафосных клубов Лашу Кикалишвили по прозвищу Лаша-Стартер. Здесь милого узнавали «по походке» – обаяние хлестало из Лаши водопадом: одевался Стартер исключительно в дорогие английские костюмы, манеры имел изысканные, волосы бриолинил тщательно, коктейль заказывал «Леди Кокаин», а доминиканские сигары запаливал изысканно-блатным жестом, чиркнув длинной спичкой о подошву собственного ботинка… Ну кто заподозрит в таком денди банального автовора?

Советы непостороннего

Если вы хотите максимально снизить риск угона, то:

– покупайте автомобиль только в салоне или через хороших знакомых;

– не берите машину по доверенности (желательно снять автомобиль с места предыдущего учета вместе со старым владельцем);

– если вам предлагают авто практически задарма или продавец готов сбросить тысячу долларов, лучше не покупать: тачка «паленая» или ее уже «пасут»;

– избегайте авто с неродными элементами кузова, несущими VIN; на иномарках стоит проверить, совпадает ли VIN-код на металлических табличках и множестве дублирующих его этикеток (их количество порой достигает 25 штук);

– держите автомобиль на охраняемых автостоянках;

– покупайте сигнализацию, которая передает сигнал тревоги на пейджер, телефон или специальный радиоприемник (передающая антенна должна быть скрытой, иначе ее просто отломят), в состав «противоугонки» должен входить антисканер – он предупредит о попытках перехвата код-сигнала;

– установите в укромном месте «секретку» – устройство, блокирующее работу двигателя (тот же электроклапан, перекрывающий топливопровод).

И вообще – будьте внимательны.

Оперативники МУРа считают, что именно разноплановый комплекс мер позволит свести риск угона к минимуму.

…По мнению экспертов из аналитического отдела криминальной милиции столичного ГУВД, денежный оборот от реализации угнанных автомобилей только по одной Москве колеблется от 6 до 8 миллиардов рублей в год. Поэтому и вербует криминальный автобизнес все новых и новых рекрутов в свои периодически редеющие ряды. И летят из машин «парашютисты», и свистят по дорогам России ворованные иномарки. Похоже, без отрубания пальцев рук и выжигания тавра на лбу с этим социальным злом в нашей стране эффективно бороться действительно не представляется возможным…

Игорь Моисеев, Мосправда
 

You may also like...