Узаконенное беззаконие: 90 дней без средств к существованию. Как я получала пособие по безработице

То, что казалось относительно постоянным, рухнуло за четыре дня до Нового года. Начальство подсчитало, что содержать такое количество работников в условиях кризиса – непозволительная роскошь, ну и… формулировка в трудовых книжках: «по соглашению сторон». Мол, «по сокращению» было бы слишком жирно – и выходное пособие выплачивать надо, и за два месяца в известность сотрудников и службу занятости ставить. Но и «по собственному желанию» не заставляли писать – и слава Богу. И есть же Центры занятости!..

Столь щедрый подарок руководства позволял обделенным праздничным настроением, сотрудникам встать на учет в центре занятости и получать пособие по безработице, начиная с 8-го дня после обретения такового статуса. Ну и, конечно же, попутно искать работу – вот каков был план моих действий.

Центр, который оказался не в центре

Массу открытий пришлось мне сделать, прежде чем я попала в нужное мне место. Никогда прежде не знала, что городской центр занятости (тот, что на улице Федора Зайцева) обслуживает только жителей центральных районов города. Причем прописанных там жителей. Поскольку живу я на Калиновке, а прописана в другом районе, пришлось прокатиться из одного конца города в другой.

Перед выездом не удержалась и быстренько просмотрела имеющиеся вакансии по электронному каталогу. В принципе, если долго искать, можно найти что-то подходящее. Но, увы, не в моем случае – родине требуются трудовые профессии. И военные – реклама службы по контракту сулила если не манну небесную, то счастье и долгую жизнь – точно.

Зато в соседнем зале на выбор целая куча вакансий… страховых агентов. Что ж, возможно, это тоже чей-то кусок хлеба с маслом…

Кроме городского центра занятости, есть еще два, совмещенных – Кировско-Петровский и Буденновско-Пролетарский. Справочная выдала мне телефон (по которому никто не отвечал) и адрес. Оказывается, районный центр занятости находится в здании районного же управления труда и социальной защиты населения…
Стоит ли говорить о том, что ничего подобного не было?

– А он год назад как переехал в район больницы, – охотно пояснили мне пенсионеры из очереди за субсидией.
Прекрасно! Справочная служба Донецка за год не удосужилась проверить свою базу данных. Сколько еще таких бедолаг, как я, ищут центр занятости там, где его нет…

Пришлось в счет будущего пособия по безработице выделить энную сумму на такси, ибо я даже не представляла, в какой стороне находится какая-то больница. Но как же хотелось побыстрее разделаться с бумажной волокитой и наконец получить ясность в дальнейших действиях!

С таксистом мы быстро нашли искомое. По пути разговорились – водила пожаловался на общий «капец Украине», признался, что каждый день возит в центр занятости как минимум одного свежебезработного и посоветовал не падать духом.

С приподнятым – спасибо таксисту! – духом я вошла в помещение районного центра занятости и… мой боевой настрой улетучился. Такую очередь в последний раз я видела в 1992 году, когда в универсам моего родного микрорайона Текстильщик после трехдневного перерыва привезли хлеб…

Инспекторы – по сегодняшним талонам!

Очередь была молода, разнопола и грустна. Нелегко чувствовать себя безработным.

– Месяца секретарем не проработала – уволили, – жаловалась девушка своей подружке.

– На конфетную фабрику от центра занятости послали укладчицей, – говорила другая дама по мобильному телефону. – Ну, поработала чуть-чуть – и все, снова в центр пришла работу искать. Меня тут еще помнят.
Целью всех очередников была пожилая диспетчер-контролер, которая записывала будущих официальных безработных на собеседование с инспектором и выдавала крохотные талончики, как к зубному врачу.

– На сегодня есть только на вечер! – периодически выкрикивала она, приводя очередь в беспокойство. Видимо, это означало, что не все очередники смогут сегодня пообщаться с инспекторами.
– Ну, запишите на завтра, – предложил парень в спортивных штанах и зипуне.
Диспетчер ужаснулась.
– Вы что?! Запись только на сегодняшний день! Завтра приходите и в порядке живой очереди на завтра и записывайтесь. У меня такой приказ начальства, мне мое рабочее место дорого!

Очередь взволновалась не на шутку. Кто-то громким шепотом рассказал, что здесь в 8 утра уже толпа народу – вроде как еще ночью приходят и занимают очередь, так что к 10 часам уже все инспектора расписаны.

Дожидаясь встречи с диспетчером, я обошла холл центра занятости и перечитала все листочки с вакансиями, густо заполнившие стенды. Кто только не требуется: шахтеры разных специальностей, врачи (стоматологи, анестезиологи, педиатры), дворники, сантехники, водители, грузчики. Подавляющее большинство предприятий искало охранников.

Я как представитель сферы нематериальной, творческой, могла рассчитывать на место педагога-организатора или методиста в районо. На худой конец – музработника в детский сад, их тоже требуется немало. Эх, жаль, я не учитель истории и не преподаватель вокала – оказывается, и с ними дефицит.

То есть, решила я, теоретически работу найти можно. Если не перебирать и не привередничать, не требовать немыслимого оклада – переждать грозные времена, принося в дом живую копейку, вполне реально.

Тут подошла моя очередь к диспетчеру. Как ни странно, меня записали на вполне дневное время. Документы – паспорт, идентификационный код, трудовая книжка да диплом о высшем образовании – были при мне вместе со своими ксерокопиями, и меня уже ждала инспектор по имени Светлана Ивановна.

День большого облома

Светлане Ивановне было на вид лет 25. Ответственная работа по трудоустройству и оформлению безработных добавляла ей солидности. Правда, солидность была нарушена в первую же минуту: Светлана Ивановна озадаченно пыталась понять, к какому разделу КВЕД (классификатора видов экономической деятельности) отнести мою работу – компьютер отказывал признавать мою профессию существующей и автоматически не выдавал ничего, кроме ошибки. Втроем – Светлана Ивановна, компьютер и я – мы сошлись на разделе «Промышленность».

– Потом разберемся, – успокоила меня инспектор, вводя в электронные мозги все графы моей деятельности из трудовой книжки.

Закончив заполнение электронного формуляра, Светлана Ивановна провела для меня краткий ликбез. По нему выходило следующее.

Завтра я должна прийти на семинар, где мне расскажут о правах и обязанностях безработных. Причем прийти надо обязательно, иначе меня оштрафуют – на месяц отложат выплату пособия.

Через неделю центр начнет оформление статуса безработного. За эти 7 дней я должна буду открыть счет в указанном отделении указанного банка – на этот счет будут поступать «безработные» деньги. Да, и не забыть взять справку с предыдущего места работы о зарплате за последние 6 месяцев – исходя из нее, и будет насчитываться пособие.

Если все сложится гладко и не вызовет вопросов, в центре я буду появляться в указанный инспектором день – мне будет предложена работа. За два беспочвенных отказа от работы – снятие с учета. Пособие будет начисляться с 91-го дня.

Мое изумление не знало границ. Инспектор показала мне какую-то бумажку.

– Приняты изменения к закону об общеобязательном государственном социальном страховании, и теперь увольнение по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ) с сегодняшнего дня предполагает выплату пособия только через 3 месяца, – сообщила Светлана Ивановна.
– А что же мне делать три месяца? – пролепетала я.
– Как что? – изумилась инспектор. – Искать работу.

На календаре было 13 января 2009 года. Мне предстояло за что-то жить как минимум до 13 апреля…

Спасла подруга, оказавшаяся в такой же ситуации. Ее уволили по пункту 2 статьи 36 КЗоТ (окончание срока трудового договора) – руководство ее предприятия оказалось незлобным и пошло навстречу пострадавшим. Вышеуказанная статья КЗоТа безоговорочно указывает на то, что пособие по ней выплачивается с 8-го дня – никакие изменения ее не коснулись.

В Донецком областном центре занятости, что на улице Маршака в Киевском районе, специалист отдела по взаимодействию с социальными партнерами и общественностью Ирина Нефедова подтвердила эту информацию.
– Действительно, по п. 2 ст. 36 КЗоТ пособие по безработице не откладывается до 91-го дня, а начинает выплачиваться с 8-го дня после постановки на учет в центре занятости по месту прописки безработного.

Что ж, не самый плохой выход для человека, потерявшего возможность заработка…

Дана Ждановa, По-донецки

You may also like...