Как наказать магазин

У магазинов появился новый повод писать заниженные прайсы на ценниках и таким способом обманывать покупателя. Цены в супермаркетах растут, но мы узнаем об этом только у кассы. Как с этим бороться?

Недостоверная информация на ценниках – нынче явление распространенное. А между тем, это грубейшее нарушение прав потребителей – на то и Конституция, и Закон имеются. Как действовать в этой ситуации – рассказала ведущий эксперт по вопросам защиты прав потребителей проекта «Сообщество потребителей и общественные объединения» Наталия Бородачева.

Практика свидетельствует, что выяснять отношения с кассиром в этом случае бесполезно: что показало сканирование штрих-кода, то и положено оплатить. Искать администраторов – опять же, потеря времени: где они находятся, часто не ведает никто из персонала.

Охранники тоже не помогут – они представляют отдельную службу. Но разбираться в этой ситуации надо обязательно – нарушается статья 42 Конституции Украины: «Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль над качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ». А покупатель, которого в магазине-нарушителе и выслушать некому, остается мало того что обманутым, так еще и незащищенным.

То, что правы в этой ситуации именно мы, покупатели, подтверждает и Закон Украины «О защите прав потребителей»:

1. Статья 15 «Право потребителя на информацию о продукции» устанавливает в п. 1:

«Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы/услуги», а подпункт 6 гласит, что информация о продукции должна содержать цены. В п. 3 конкретизировано: «Надписи о цене реализации продукции должны быть четкими и простыми для понимания».

2. Статья 17 «Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания» в п. 1 гласит:

«применение прямых или непрямых ограничений прав потребителей не допускается», а в п. 5 читаем: «В случае нарушения прав потребителей на предприятиях сферы обслуживания продавец (производитель, исполнитель) и работники этих предприятий несут ответственность, установленную законом».

3. Статья 18 «Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителей» разъясняет в п. 3, что:

«несправедливы, в частности, условия договора об определении цены товара на момент его поставки потребителю», а в п. 8: «Нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя».

Закон позволяет сделать вывод, что:

– скрытая от потребителя информация, доступная кассиру лишь через сканирование штрих-кода, не считается той информацией, которую продавец предоставляет потребителю для оплаты товара;

– когда потребитель смотрит ценник и берет товар с полки, он заключает устный договор с магазином, соглашается на покупку. Если же цена на ценнике указана неверная, то такой договор считается недействительным, и покупатель имеет право вернуть даже проплаченный на кассе товар надлежащего качества и относящийся к товарам, не подлежащим обмену и возврату ;

– нечеткое и двусмысленное положение договора (одна цена отражена на ценнике товара, а другая – в базе данных продавца) по закону толкуется в пользу потребителя.

Так что правы в этой ситуации именно покупатели. Как же бороться с «забывчивым» магазином? Надо не пожалеть времени и отослать претензию по адресу предприятия-продавца, а копию – местному управлению по защите прав потребителей (адрес должен быть в уголке потребителя, рядом с книгой жалоб). Магазину за такое нарушение грозит административное наказание, то есть штраф – и немалый.

Анна Устенко, Моє місто 

You may also like...