Обман с трудоустройством. Как не стать жертвой мошенников

На одну вакансию в Украине претендуют минимум 10 безработных. «Липа» на украинском рынке труда цветет буйным цветом. Специалисты по кадрам многих компаний не скрывают, что они формируют кадровый резерв, публикуя вакансии, которых просто нет в настоящее время. Впрочем, это еще цветочки.

Желающих заработать на доверчивых соискателях немало, тем более что сделать это проще простого. Количество безработных увеличивается с каждым днем, а, лишенные средств к существованию, они и сами обманываться рады. Наивность и доверчивость соискателей сказывается не только на душевном спокойствии, но и на кошельках.

Проблемы на местах

Мировой кризис усугубил экономические и социальные проблемы Украины: обвальное падение производства и сокращение занятых продолжается еще с октября 2008-го. Сегодня в стране около 2 млн. безработных, а к апрелю их число может увеличиться до 5 млн. Министр труда и социальной политики Людмила Денисова прогнозирует, что уровень безработицы в 2009-м возрастет до 7,7%.

Если еще несколько лет назад для получения престижной работы было достаточно владения иностранным языком, элементарных компьютерных знаний и «корочки» об окончании специализированных курсов, то сегодня работодатели выдвигают более серьезные требования. Причем касаются они как профессиональной подготовки потенциального сотрудника, так и его личных качеств.

В целом по Украине на одну вакансию претендуют 10 безработных. По словам директора по маркетингу и PR «HeadHunter Украина» Татьяны Топчий, в январе динамика разрыва между количеством размещенных вакансий и резюме сохранилась. По многим вакансиям число резюме в несколько раз превышает количество предложений, причем работодатели практически не заинтересованы в персонале с опытом работы до 1-3 лет. В среднем на одну вакансию в январе приходилось по 33 отклика, а по некоторым профессиональным направлениям, например, маркетингу, достигало и 150-ти.

Утром деньги – вечером работа

В агентствах по трудоустройству давно придумали, как нажиться на доверчивых соискателях. Здесь могут брать деньги за все: заполнение анкеты, помощь в составлении резюме, внесение в базу, оплату рекламных объявлений, предоставление списка вакансий. Суммы небольшие – $1-2, потому «убаюканный» заманчивыми обещаниями соискатель расстается с ними почти без сожаления. Проблема только в одном: агентство не дает никаких гарантий по поводу того, что в ближайшем будущем подыщет вам работу.

Наиболее примитивный обман со стороны агентства заключается в том, что, получив небольшую плату с безработного за «внесение в базу данных», оно благополучно забывает о соискателе. К счастью, такой расклад на отечественном рынке труда встречается все реже, но все же от попадания в подобную ситуацию не застрахован никто.

Гораздо чаще встречается вариант номер два: за небольшую плату агентство дает адреса и телефоны «работодателей». Правда, позвонив по указанным телефонам, соискатель узнает, что одна фирма закрыла вакансию полгода назад, другая переехала в неизвестном направлении, а третьей и вовсе никогда не существовало.

Как бесплатное становится платным

И это далеко не все хитрости агентств, рассказывает интернет-газете «СЕЙЧАС» Вера Стоцкая, менеджер по персоналу одной из столичных компаний. «На сайте компании мы вывешиваем информацию об имеющихся у нас вакансиях, с которой каждый может ознакомиться совершенно свободно и, естественно, бесплатно. Аналогичным образом поступают десятки других компаний. Так называемый «менеджер по трудоустройству» просто собирает эти объявления, систематизирует их и продает соискателям в качестве эксклюзивной информации», – отмечает специалист.

Но и это еще не все. Не секрет, что в каждом объявлении о вакансии есть набор определенных требований, что значительно сужает область поиска подходящих соискателей. Не мудрствуя лукаво, обманщики убирают все эти требования, в результате чего объявление сокращается до лаконичного «Требуется менеджер». В результате соискатель покупает информацию, которая фактически ему не нужна – ведь он изначально не попадает под озвученные требования. Правда, он узнает об этом, лишь перезвонив по контактным телефонам. Таким образом, зря потраченными окажутся не только деньги и время, но еще и нервы.

 «Денежные правила»

Однако даже получив работу, рано радостно потирать руки. Избежав всех хитростей менеджеров по трудоустройству, пришла пора столкнуться с обманом со стороны работодателей. А он, к сожалению, тоже не редкость.

 В некоторых фирмах соискателей убеждают, что для получения вожделенной должности крайне необходимо пройти курс обучения. Правда, здесь есть два маленьких нюанса. Во-первых, обучение стоит денег. Во-вторых, соискателю «забывают» сообщить, что обучение не является гарантией трудоустройства.

Эксперты рынка труда напоминают основные «денежные правила» при трудоустройстве:
– предварительное обучение персонала должно осуществляться компанией бесплатно;
– предложение любой платной услуги (обучение, тестирование, оформление, компенсация расходных материалов) практически со 100%-й вероятностью означает, что работу вам в итоге не предложат;
– денежное «пожертвование» для вступления в организацию является основным признаком «финансовой пирамиды»;
– если вы все же готовы заплатить за трудоустройство либо за обучение, требуйте квитанцию за каждую произведенную выплату;
– и, наконец, если вас все же обманули – обращайтесь в правоохранительные органы.

 Законы рынка: продать дороже, купить дешевле

Наиболее распространенный обман со стороны работодателя – установить испытательный срок на три месяца, взять на это время работника на низкую зарплату, пообещать золотые горы, а по окончании этого срока уволить и подобным образом взять следующего, считает вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова. «Здесь действуют законы рынка. И работодатель, и соискатель продают и покупают: один – свою рабочую силу, другой – рабочее место. И каждый думает о том, как продать дороже, а купить дешевле. Отсюда вольные или невольные обманы», – отмечает психолог интернет-газете «СЕЙЧАС».

Кроме того, на рынке нередко встречается воровство идей. Соискателям в общих чертах обрисовывают задуманный проект и в качестве «пробного задания» предлагают составить бизнес-план или, скажем, разработать рекламную кампанию. Выкачав максимум идей, работодатель скорбно разводит руками, сообщая, что «проект закрылся». А сам готовится к встрече с новыми «энтузиастами».

Всю правду об украинских работодателях сегодня можно узнать на специализированном сайте. Здесь можно поделиться собственным мнением о компании и ознакомиться с отзывами о работодателях. Немаловажно, что руководитель, считающий отзыв о своей компании несправедливым, также может написать пару слов в оправдание. Но все же лучше не попадать в «черный список», нежели оправдываться. Возможно, работодатели это скоро поймут.

В заключение напомним, что наемные работники и сами далеко не «белые и пушистые». Как показало недавнее исследование «Управление персоналом в условиях кризиса», сотрудники российских компаний неэффективно расходуют более 50% рабочего времени! Примерно 80 минут из восьмичасового рабочего дня они тратят на перекур, 60 минут – на чаепития, еще около часа уходит на неформальное общение с коллегами. 45 минут занимает период, когда до и после обеда снижается интенсивность работы, еще по 15 минут приходится на опоздания и преждевременный уход с работы. Итого: полдня – простой. И как в таких условиях работодателю оставаться честным и лояльным?

Наталья Мичковская, Сейчас

 

You may also like...