Съезжающие «крыши»: на «рынке» «теневого» покровительства тоже кризис!

Экономический кризис спровоцировал передел на рынке «крышевания» бизнеса силовыми структурами. В последнее время бизнесменам приходится все чаще платить и милиции, и прокуратуре одновременно.

Когда в конце рабочего дня в кабинет начальника Управления ГАИ Криворожского районного УВД Сергея Гончарука ворвались несколько молодых людей и, представившись сотрудниками прокуратуры, заломили ему руки и надели наручники, он мгновенно понял, в чем дело. В течение предыдущего месяца к нему поступала информация о том, что «прокурорские» начали проверки складов металлолома на территории района.

Этот бизнес традиционно «крышевало» местное управление уголовного розыска и ГАИ. Столкновение интересов двух силовых ведомств не могло обойтись без конфликта. Позже, находясь в Криворожской транспортной прокуратуре, Сергей Гончарук узнал, что был задержан в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту превышения должностных полномочий его подчиненными.

Выяснилось, что ранее они задержали автомобиль следователя прокуратуры, проверявшего пункты сбора металлолома. Общение с «прокурорскими» закончилось для г-на Гончарука больничной койкой и… обещанием никогда не иметь дело с рынком металлолома. Эта история, случившаяся три недели назад, — лишь один из примеров масштабного перераспределения сфер бизнес-влияния силовых ведомств.

Борьба между МВД, органами прокуратуры и СБУ за контроль над доходными рынками началась еще в 1980-х, в период перестройки. Тогда милиция взяла на себя «крышевание» малого бизнеса (базаров и мелких кооперативов), «прокурорские» получили долю в заработках промышленников средней руки, а спецслужбы координировали работу крупных экспортеров и зарождающихся финансово-промышленных групп.

Конфликты между силовиками за контроль над отдельными предприятиями случались. Но неизменно работало правило, согласно которому «менты» обязаны уступить «прокурорским», а те в свою очередь старались не переходить дорогу «службистам». Стабильность этой системы долгие годы обеспечивалась центральной властью. Главным арбитром в спорах всегда выступал президент страны. «Противостояние между разными правоохранительными органами было всегда, просто до оранжевой революции оно сдерживалось административными методами, которые культивировались Администрацией президента Леонида Кучмы, — говорит Дмитрий Понамарчук, который в 2005-2006 гг. был помощником генерального прокурора Украины Святослава Пискуна.

— Тогда без указания сверху никто из правоохранительных органов не мог даже близко подойти к какому-либо предприятию. Потом эта система лопнула». По его словам, несмотря на то, что общественность получила доступ к информации о правоохранительных органах, это не стало для них сдерживающим фактором.

Прокурорская атака

В условиях отсутствия «сдерживающих факторов» нужен был лишь достаточно мощный повод, чтобы между главными силовыми структурами страны вспыхнули конфликты за контроль над высокодоходными рынками. И таким поводом стал экономический кризис. Стагнация рынка недвижимости лишила работников прокуратуры стабильных заработков на силовом прикрытии спорных строек. В итоге они расширили зону влияния на коллекторский бизнес, который ранее контролировали милиционеры.

«В условиях кризиса самыми активными субъектами финансового рынка стали коллекторские компании и юридические фирмы, которые выступают заемщиками и владельцами депозитов. Через них можно влиять на владельцев банков и получать неплохие доходы от деятельности таких компаний», — говорит Эдуард Багиров, глава Международной лиги защиты прав граждан. Он отмечает, что зачастую сотрудники прокуратуры действуют довольно бесцеремонно, и милиции трудно противостоять в борьбе с ними, поскольку формально деятельность МВД зависит от прокуратуры. Прокурор может заблокировать расследование милицией любого уголовного дела и возбудить дело против самих сотрудников внутренних органов.

Работники прокуратуры быстро смекнули, что для перераспределения рынка коллекторских услуг можно обходиться без сотрудничества со специализированными фирмами. К чему посредники? Прокуроры начали выполнять коллекторские заказы непосредственно. Как утверждает генеральный директор днепропетровской торгово-производственной группы «ТАКО» Руслан Токарь, 13 февраля 2009 г. ему позвонил прокурор Самарского района Днепропетровска Сергей Юлдашев и потребовал вернуть компании «Фараон ЛТД» долг в размере 97 тыс. грн.

Когда предприниматель отказался это сделать, по факту задолженности было возбуждено уголовное дело, в рамках которого сотрудники прокуратуры провели обыск помещений «ТАКО» и изъяли документы компании. Это привело к убыткам, которые, по словам г-на Токаря, «сейчас подсчитываются». Бизнесмен потребовал от правоохранителей возбудить уголовное дело, обвиняя сотрудников прокуратуры в превышении служебных полномочий. Его жалоба сейчас находится на проверке в… областной прокуратуре. В этом специфика «крышевания» со стороны силовиков. Жаловаться фактически бесполезно, потому что любое дело может попасть в руки тех, против кого оно направлено.

Если на рынке коллекторских услуг «прокурорские» довольно быстро вытеснили милиционеров, то в сфере контроля над транспортировкой и реализацией металлолома разгорелась нешуточная борьба. Эпицентром противостояния стали Днепропетровская и Запорожская области, где МВД традиционно прикрывает разработку шлаковых отвалов и сбор лома. Три месяца сотрудники прокуратуры Днепропетровской области медленно, но целенаправленно шли по пути подчинения основных игроков рынка металлолома, проводя неожиданные проверки пунктов приема и возбуждая по их результатам уголовные дела, в которых фигурировали сотрудники милиции.

Однако в марте это наступление остановил новый начальник ГУ МВД в Днепропетровской области Анатолий Науменко. При поддержке советника министра внутренних дел Геннадия Москаля он начал расставлять на руководящие посты представителей своей команды — бывших сотрудников николаевской и луганской милиции. Новые руководители в течение нескольких недель централизовали систему контроля над реализацией металлолома, тем самым спутав карты органам прокуратуры.

В ответ на такие действия бывшие высокопоставленные сотрудники прокуратуры Днепропетровской области, а ныне — народные депутаты Святослав Олийнык и Юрий Трегубов, 16 марта направили министру внутренних дел Юрию Луценко запрос, в котором потребовали отстранить Анатолия Науменко от должности. «Новый начальник ГУ МВД Украины в Днепропетровской области осуществляет подготовку для внедрения противоправных схем с использованием своих служебных возможностей.

По имеющейся у нас информации, которая подтверждается характером фактических кадровых изменений (в ГУ МВД), основными направлениями внедряемых противоправных схем будут: торговля людьми, незаконные операции с металлоломом, оборот наркотиков — именно на этих направлениях новый «руководитель» расставляет «своих» людей» — это выдержка из депутатского запроса. Характерно, что за несколько дней до его обнародования прокуратура Днепропетровской области провела ряд проверок пунктов приема металлолома в Кривом Роге.

За попытку препятствования одной из них и был задержан начальник УГАИ Криворожского районного УВД Сергей Гончарук. В интервью «ВД» Святослав Олийнык заявил, что сотрудники ГАИ занимаются сопровождением автомобилей, перевозящих металлолом из пункта приема к заказчикам. Министр Юрий Луценко пока не отреагировал на требование депутатов. В свою очередь Анатолий Науменко назвал депутатский запрос «попыткой политических спекуляций».

Милиция не только обороняется

Активно отбиваясь от атак органов прокуратуры, сотрудники милиции одновременно пытаются осваивать ниши, контролируемые… Службой безопасности. МВД неофициально входит на рынок информационных услуг для бизнеса, проще говоря, экономической разведки.

Схема проникновения в эту специфическую нишу проста — милиционеры предлагают предпринимателям отказаться от услуг компаний, связанных с СБУ, в обмен на более дешевые услуги структур, состоящих из бывших или действующих сотрудников МВД. Обычно бизнесмены ловятся на «дешевую рыбку», но компании, контролируемые МВД, функционируют, как правило, недолго. Их деятельность оперативно прекращают контрразведчики.

«Основное преимущество органов госбезопасности — право на прослушивание разговоров. И база для этого у них самая лучшая, — говорит Валерий Зотов, экс-начальник Управления уголовного розыска Запорожского ГУВД. — А в бизнесе информация — самое главное. В свою очередь сотрудникам милиции или гражданским специалистам приходится идти на это (заниматься экономической разведкой — прим. «ВД») только потому, что зарабатывать больше не на чем».

Столкновение интересов МВД и СБУ на рынке «прослушки» в Запорожской области вылилось в громкий скандал. В конце декабря 2008 г. — начале января 2009 г. в Днепропетровске и Запорожье сотрудники спецподразделения «Альфа» изъяли четыре комплекса, использовавшиеся для незаконного получения информации. По словам главы пресс-службы СБУ Марины Остапенко, работу комплексов обеспечивали две группы специалистов, на содержание которых ежемесячно выделялось 230 тыс. грн.

Фигурантами дела стали владельцы и топ-менеджеры одной из крупнейших днепропетровских компаний, занимавшейся производством алкоголя, а также мэрия и прокуратура Запорожья. Запись всех без исключения переговоров бизнесменов и государственных чиновников велась несколько месяцев, и, по информации «ВД», в настоящее время в СБУ неофициально обращаются предприниматели, заинтересованные в том, чтобы об их содержании никто не узнал.

Тем временем интересы СБУ и МВД пересеклись и на рынке экспорта металла. «Службисты» сегодня берут под свою опеку и эту сферу, несмотря на то, что транспортировку металла в порты ранее контролировали милиционеры. Как рассказал «ВД» один из сотрудников УМВД в Днепропетровской области, пожелавший остаться неназванным, СБУ проводит проверки эшелонов, перевозящих металлолом в страны ближнего зарубежья, выявляет несоответствия в сопроводительных документах, тем самым вынуждая владельцев груза отказываться от услуг милиции. «Если в документах значится, что в вагонах перевозится чугун, а в ходе проверки обнаруживается, что там — алюминий, СБУ может возбудить уголовное дело по обвинению в контрабанде», — рассказал собеседник «ВД».

Бизнес заплатит всем

Противостояние силовиков на рынке «крышевания» — одно из последствий не только экономического, но и политического кризиса в Украине. Безвластие в стране приводит к тому, что правоохранители не исполняют свои прямые обязанности, а используют служебные полномочия для заработка. Примечательно, что когда «ВД» попыталась выяснить отношение к этой ситуации самих бизнесменов, оказалось, что ничего удивительного они в этом не видят. Привыкли… «Передел правоохранительными органами сфер влияния на бизнес связан с политической ситуацией в стране, — говорит Андрей Астапов, управляющий партнер адвокатской компании Astapov Layers. — Политики борются за контроль над правоохранительными органами, а правоохранительные органы стараются «съесть» друг друга, пытаясь «нарастить жирок».

Пожалуй, единственным документом, который мог бы хоть как-то решить проблему «крышевания», является законопроект с длинным и скучным названием «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно усовершенствования организационно-правовых основ выявления, предупреждения и прекращения деятельности организованной преступности и коррупции».

На этот документ обратил внимание депутат Владимир Арьев, возглавляющий подкомитет Верховной Рады по контролю над реформированием, кадровым и ресурсным обеспечением правоохранительных органов. «Это может решить проблему «крышевания», — заявил депутат. Как следует из текста законопроекта, парламентарии собираются переподчинить Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД непосредственно Кабинету Министров и Верховной Раде. Другими словами, в противостоянии силовиков за контроль над денежными потоками могут появиться новые игроки.

Профильный парламентский комитет собирается контролировать работу даже областных управлений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, обязав МВД согласовывать с ним назначение и увольнение начальников этих управлений. Аналогичную процедуру назначения и увольнения руководителей народные депутаты предлагают и для налоговой милиции, Службы безопасности Украины, органов прокуратуры и Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах.

Пожалуй, единственными проигравшими по итогам нынешней войны между силовиками станут предприниматели. Все опрошенные бизнесмены категорически отказались открыто говорить о «крышевании» со стороны правоохранителей. Но неофициально сообщают, что в последнее время приходится все чаще платить и милиции, и прокуратуре. Прекратить эту порочную практику вполне по силам президенту и премьеру — координаторам силовых структур. Но компромисс между ними в столь щекотливой теме представляется маловероятным. И силовики, как видим, пользуются этим сполна.

Иван Красиков, Власть  денег

«Крышевание» понятие, обозначающее обеспечение защиты бизнеса со стороны правоохранительных или криминальных структур («крыша») за вознаграждение на постоянной основе. Стало широко использоваться с начала 1990-х годов. Слово из преступного жаргона вошло в лексикон населения, политических деятелей и журналистов.

You may also like...