Фирменный левак. Продажей контрабандного товара промышляют даже солидные магазины
Направляясь покупать бытовую или компьютерную технику в специализированный торговый центр, покупатель уверен, что уж там-то все будет в порядке — сертификат, гарантия, сервисное обслуживание. Ан нет — вам вполне могут всучить левак, который, если поломается, можно просто выкинуть на помойку — ведь ни один сервисный центр за него не возьмется. И ничего не попишешь — закон. Есть ли у обманутых клиентов хоть какие-то шансы отремонтировать свое имущество?
В феврале минувшего года киевлянин Алексей Мищенко купил у компании «Комтрейдинг» ноутбук DELL Inspiron 1720 — один из самых современных и дорогостоящих мобильных компьютеров стоимостью около 1600 долларов. В магазине заверили: ноутбук фирменный, сертифицирован в Украине. Спустя некоторое время ПК начал давать сбой — заедала клавиша при открывании. До окончания срока гарантии оставался еще месяц, и Алексей отнес технику в сервисный центр «ДатаЛюкс», куда его направила компания-продавец.
Сервис по-украински
Каково же было удивление клиента, когда сотрудники центра, просканировав штрих-код на задней крышке компьютера, сообщили ему, что ноутбук куплен в Америке и не сертифицирован в Украине! Заявив при этом, что ремонтировать его они отказываются. Алексею ничего не оставалось делать, как звонить по телефону горячей линии поддержки техники DELL. Кстати, несмотря на украинский номер 8-800-502-03-40, оказалось, что служба находится в… Афинах.
— Они вели со мной переговоры в течение полутора месяцев, — рассказывает Алексей. — Просили переслать фото ноутбука, штрихкода, квитанций и гарантийного талона, потом подтвердили, что техника действительно приобретена в Америке. Пообещали перевести гарантийные обязательства в Украину, добавив еще три месяца бесплатного обслуживания.
В компании «UA Сервис», куда должны были перевести гарантию, ноутбук Алексея почистили от пыли, обновили BIOS и пообещали заменить крышку. После такого «ремонта» комп вообще перестал работать — через несколько минут после включения экран гас. И в довершение всех бед клиенту заявили, что из Америки гарантию переводить не будут.
Плиз, идите вон!
Шокированный Алексей снова позвонил в службу поддержки компании DELL в Украине. Ирина Бернацкая, отвечающая за гарантийное обслуживание техники, предложила Алексею написать претензию, на которую вскоре поступил ответ: по гарантии технику отремонтировать невозможно, поскольку срок истек еще в 2008 году — исходя из того, что ноутбук был приобретен в Америке в 2007-м.
— Более того, мне намекнули, что, мол, не надо просить своих друзей привозить дешевый ноутбук из-за границы, а потом доказывать, что он куплен в фирменном магазине Украины, — возмущается Алексей. — А то, что у меня имеется чек из солидного магазина, — никого не волнует. Продавец тоже разводит руками — мол, я гарантийный талон выписал, а в том, что вас не обслуживают наши сервисные центры он — не виноват.
Как бы там ни было, сотрудники главного офиса DellTeam по СНГ, которые рассмотрели жалобу Алексея, рекомендовали ему… обратиться в магазин, где ПК был куплен. Мол, там и разбирайтесь. Напоследок Алексею принесли извинения за причиненные неудобства. Конечно, умыть руки — проще всего…
В магазине же не могут понять, каким образом данный ноутбук оказался контрабандным. Исполнительный директор компании «Комтрейдинг» Олег Голофаев пояснил «Новой», что весь товар у них сертифицирован, и привозят его надежные поставщики. В частности, злополучный ноутбук был поставлен СПД «Прилипко». Что же касается Алексея — на его ноутбук закончилась гарантия, поэтому его и не ремонтируют.
Отремонтируйте хоть за деньги!
Мищенко обошел еще несколько сервисных центров. Он рад уже отремонтировать компьютер за деньги, но с новыми поломками, возникшими после «обслуживания» в «UA Сервис», за технику никто не хочет браться. Специалисты заявляют: ноутбук ремонту уже не подлежит.
«Новая», пытаясь выяснить, на каких же условиях можно сдать в гарантийный ремонт технику, обратилась в компанию «ДатаЛЮКС». Оператор сервиса Сергей рассказал, что центр принимает продукцию только от конкретных дистрибьюторских компаний. Сотрудники проверяют серийный номер товара, сканируют штрихкод. И если у них нет данных по серийным номерам, значит, техника завезена не дистрибьюторами, а нелегально, и брать на ремонт ее не будут.
Поговорив с мастерами на известном в столице радиорынке, мы узнали, что и им частенько приходится иметь дело с «непонятной» техникой.
— Нам приносят вещи, купленные в фирменных магазинах, которые на самом деле собраны в Украине, — говорит один из мастеров. — Собирают их из отдельных частей, которые заказывают те же сервисные центры якобы для ремонта. Когда к ним обращаются с поломкой, могут поставить б/у-шные детали, ведь внутри корпуса это незаметно. А из новых деталей собирается техника для продажи, как фирменная.
Получается, покупатель, приобретая товар где бы то ни было, не может быть уверен в его качестве. Ведь в магазине никто не разрешит разбирать ноутбук, чтобы проверить его подлинность. Да и непонятные циферки вряд ли что-то скажут обычному человеку. Этим и пользуются нечистые на руку предприниматели при молчаливом попустительстве контролирующих организаций.
«Серым» товаром завалена страна
В Государственной таможенной службе Украины объяснили, что существует «серая» и «черная» контрабанда. «Черная» — это ввоз товаров на территорию Украины без оформления каких-либо документов. «Серая» контрабанда, самая распространенная, — ввоз продукции наполовину легально. К примеру, стоимость занижается в несколько раз. Делается это для того, чтобы удешевить товар, и, соответственно, предприниматели получают больше прибыли и платят меньше налога. «Серой» контрабанды в Украине очень много, она практически перекрыла «черную», и с каждым годом методы обмана совершенствуются.
— Занижение таможенной стоимости товара, уменьшение объема, количества, изменение кода товара — способов перевозки «серой» контрабанды через границу множество, — объясняет один из сотрудников таможенной службы. — Бывает, перевозчики заявляют, что в каждой коробке по 200 мобильных телефонов. Начинаешь проверять, а там — 500. Или вообще не мобильные, а детали к компьютерам. А ведь далеко не весь груз проверяется. Поэтому у нас в супермаркетах и появляется «серый» товар.
Проверьте покупку сразу в магазине
Штрихкод товара лучше проверять в магазине
Если вы собрались покупать ноутбук, то желательно уметь работать в Интернете. Ведь каждый производитель техники имеет сайт, причем на всех языках. С официального сайта производителя можно скачать обновленные версии программного обеспечения, получить техническую консультацию и зарегистрировать свою технику. При регистрации владелец ноутбука должен будет ввести серийный номер, который расположен на задней крышке, и указать регион, где куплен продукт. Можно прямо в магазине зайти на сайт производителя и попытаться зарегистрировать ноутбук. Если серийный номер не совпадет с регионом — на экране сразу же появится сообщение об ошибке, покупать такой не стоит. Кстати, покупатель всегда может вернуть товар в течение двух недель с момента покупки.
Компетентно
Александр Сахно, юрист:
— Подобные ситуации возникают потому, что в нашу страну завозится «серый» товар. Очень сложно доказать, что покупатель приобрел продукцию в Украине, даже при наличии чеков из магазинов наших торговых сетей. Ведь просканировать штрихкоды ноутбуков (также фотоаппаратов, мобильных телефонов и даже автомобилей) может только специальная техника, которую имеют сервисные центры. Если контрабанда продается в фирменных магазинах, это может говорить о том, что ее неофициально завозят сами сотрудники этих фирм либо представители, на которых возложены функции контроля. Получается, любой сертифицированный товар можно признать несертифицированным, чтобы не ремонтировать его по гарантии. Если у клиентов есть время и нервы — проблему можно решить в суде, но на это может уйти от 2 до 4 лет. При этом доказать, что в каком-то сервисном центре был сделан некачественный ремонт, будет крайне сложно. Ведь для этого нужно обратиться за экспертизой в другой сервисный центр, а они, как правило, покрывают друг друга.
Хлопот не оберешься
Олег Дунаевский, начальник ГУ по защите прав потребителей Киева:
— За год мы получаем в среднем три тысячи жалоб на некачественные товары или услуги. Из них 60 % — обращения граждан по поводу коммунальных услуг. На товары промгруппы приходится в среднем 24 % жалоб, в их числе жалобы на радиотехнику, компьютеры, мобильные телефоны.
В течение первого квартала 2009 г. жалоб было на 70 % больше, чем обычно. Полагаю, в связи с кризисом магазины стали чаще отказываться возвращать деньги за некачественный товар, а сервисные центры не хотят ничего ремонтировать.
85 % жалоб мы удовлетворяем — людям возвращают деньги либо меняют товар. Для этого у нас работает общественная приемная (находится по ул. Сагайдачного, 29). Там вам объяснят, какие документы нужно предоставить, чтобы защитить свои права.
У нас был случай, когда мы помогли покупателю забрать из салона машину,
за которую он уплатил полную стоимость — около 170 тыс грн — но ее ему не отдавали. Этот гражданин приехал в салон через три дня после оплаты покупки — так ему сказали. Но в салоне объяснили, что на авто за три дня поднялась цена на 40 тыс грн. Машину не отдавали, требуя доплаты. После нашего вмешательства человеку вернули авто, еще и заплатили штраф.
Однако, когда корреспондент «Новой» позвонил в управление по поводу ноутбука Алексея Мищенко, ему ответили, что ничем не смогут помочь.
— По таким вопросам, как контрабандный товар, нужно обращаться в милицию или прокуратуру. Заявлять на магазин. Мы этим не занимаемся, — отрезала Ольга Глущенко из общественной приемной Департамента по защите прав потребителей.
На фото вверху: Алексей Мищенко не может отремонтировать злосчастный ноутбук даже за деньги
Людмила Башкирова, Новая