Как нужно менять ПДД и Как сохранить свои права

Автомобильная культура – это чуть ли не первое, что бросается в глаза при прибытии в новую страну. На чем ездят, как водят, каким образом ведет себя полиция – эти автомобильные привычки страны отражают ее характер, национальную ментальность. Самая важная точка в этом автомобильном портрете страны – это место, где пересекаются государство и граждане, а именно – система по принуждению к исполнению правил дорожного движения. Ее нужно срочно менять!

В этой точке со стороны украинского государства заметна непонятная возня, а со стороны так называемого народа – самоотверженное стремление нарушать и нарушать.

Буквально вчера вступили в силу изменения к ПДД. По сути они ничего не изменили. Скоростной режим на дорогах для автомобилей на общее удобство колесного перемещения по Украине влияет печально мало.

Видно, что государству хочется отменить жесткие санкции за нарушение ПДД, но – страшно. Вчерашняя микрореформа – это все, что осталось от популистичного документа, который готовился в Кабинете министров и был «зарезан» по инициативе Министерства внутренних дел.

В проекте предполагалось существенно увеличить верхние скоростные лимиты для городов и дорог вне населенных пунктов. Милицейское ведомство воспротивилось, аргументируя тем, что за послабления украинцы заплатят жизнями. В кабмине вняли.

Но неприятный осадок остался. Значит, в головах чиновников еще есть страх недовольства народа излишне суровыми штрафами за различные нарушения.

На самом же деле нынешнюю стратегию – значительные штрафы, отделенный от гаишников процесс сбора денег, создающий для них меньшие возможности брать взятки – следует развивать дальше. И уж точно в противоположном направлении, чем то, в котором пытается соваться Кабмин.

Есть две вещи, которые стоит сделать для совершенствования дисциплины на дорогах. Первое – это повысить ответственность для отдельных категорий граждан – государственных чиновников и депутатов всех уровней.

Чем выше ранг чиновника – тем больше коэффициент, на который следует умножать размер штрафа. Скажем, 3 для самых низких рангов и 10 – для самых высоких. Логика этого правила такова: чиновник является лицом власти, власть же — примером для граждан в отношении соблюдения закона.

Нарушая ПДД, чиновник показывает гражданам, что власть, призванная закон исполнять, его не уважает. Чем полностью разрушает видимость общественного договора между государством и народом. Кроме того, у чиновника как у составного элемента государственной системы при прочих равных есть больше возможностей уйти от наказания, которое должна применить к нему государственная машина. В этом отношении следует сделать наибольшие коэффициенты для работников МВД и прокуратуры.

Кроме всего, данные о чиновничьих и депутатских нарушениях ПДД следует сделать открытыми для всех, доступными через интернет.

Такая мера значительно оздоровит моральный климат на дорогах. Потому что один из факторов, подстрекающих людей к нарушению, – это пример других участников дорожного движения. Меньше привилегированных нарушителей – меньше нарушителей обычных.

Второе направление – это интеллектуализация ограничений скоростного режима. Электронные табло, которые показывают максимальную скорость, дозволенную в данный момент на данном участке, стоят не намного больше, чем светофоры, их может позволить себе любой город с населением свыше 100 тыс жителей.

Ночью дозволенная скорость на определенных участках может быть меньше, днем – больше. Можно варьировать в зависимости от погоды, интенсивности транспортного потока.

Днем в солнечную и сухую погоду, к примеру, на широких и длинных проспектах, разделенных отбойником, можно дозволять и 80-90 км в час, что фактически означает реальных 95-105, поскольку за превышение скоростного лимита на менее чем 20 км в час реальной санкции нет.

Это в значительной мере снизит дискомфорт от того, что по пустой и прямой трассе в городе нельзя всегда ездить быстро.

Обе реформы, описанные выше, очень недорогие: первая вообще бесплатна, вторая – копейки в масштабах даже кризисного бюджета. И при этом несут, скорее всего, даже повышение безопасности. С точки зрения государственных затрат и ожидаемого эффекта, в том числе и экономического, вполне перспективные.

В целом идеология предложенных изменений – это скорее не ужесточение системы наказаний, а повышение ее интеллектуальности, чтобы она эффективнее карала тех, кто реально виноват, и оставляла в покое тех, кто не совершает существенных проступков.

Интеллектуализация тут – чуть ли не единственный путь повышения автокультуры, когда власть зажата популизмом, а граждане — весьма недисциплинированные.

Trust.ua

А пока…

Сохранить права: как вести себя с ГАИ и в суде

С момента повышения штрафов за нарушения ПДД автомобилисты, помимо штудирования правил дорожного движения, вынуждены еще и внимательно изучать юриспруденцию. Дело в том, что в случае абсолютно любого ДТП (даже если при аварии отсутствует другой участник, например автомобиль зацепил столб), автолюбителю грозит лишение прав на срок от 6 месяцев до одного года. Кроме того, нередки случаи, когда служители Фемиды приговаривают водителей к общественным работам или накладывают админарест.

По словам опрошенных нами юристов, довольно часто незнание водителями законов и правил, неправильное поведение при оформлении ДТП либо админнарушения в ходе судебного заседания приводят к тому, что судья выносит по делу слишком жесткие вердикты. Итак, учимся вести себя грамотно.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДТП

Позвоните в страховую. Кроме выполнения требований договора страхования, звонок к страховщикам имеет и другие преимущества, которые в действительности могут помочь делу. Дело в том, что в нынешнем положении страховые компании берегут каждую копейку и прилагают все усилия, чтобы минимизировать свои расходы. Поэтому крупные страховщики часто на место происшествия высылают страхового комиссара, который не только помогает оформить ДТП правильно, но и ищет все возможности, чтобы застрахованное лицо не признали виновным.

Ищите свидетелей. Наш читатель Олег Симирчук из Донецкой области рассказал, что у него произошло столкновение на перекрестке, когда он начал движение на зеленый свет и столкнулся с «Маздой», водитель которой пытался проскочить на красный. Естественно, «маздовод» обрисовал гаишникам ситуацию с точностью до наоборот. Вину признали обоюдной, а суд лишил прав обоих водителей.

В подобных ситуациях крайне необходимы свидетели. Это может быть, например, бабушка, торгующая на остановке семечками, случайный прохожий или парковщик — опросите как можно больше людей. Не обязательно заставлять свидетеля ждать приезда гаишников, достаточно хотя бы взять его контакты. На крайний случай свидетельские показания могут дать пассажиры вашего авто.

Переносите рассмотрение дела. Если вы чувствуете, что ваши показания могут сыграть против вас либо сотрудник ГАИ на вас давит, требуйте переноса рассмотрения дела. «В ст. 268 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к админответственности, на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств», — говорит адвокат юробъединения «Кредо» Вадим Володарский. То есть показания можно дать через несколько дней после ДТП, воспользовавшись при этом помощью адвоката.

Проверьте схему ДТП. Сотрудники ГАИ по приезде обязаны составить схему происшествия. Желательно самому поучаствовать в ее оформлении и проведении замеров.

Кроме того, рекомендуется указывать на схеме ДТП все детали, которые могут иметь значение. Если сотрудник ГАИ что-либо не внес, водитель имеет право написать замечания прямо на схеме. Так, обязательно необходимо зафиксировать тормозной путь либо причину, по которой он не виден: следы смыл дождь либо авто оснащено АБС (она исключает юз, следовательно, следов тормозного пути быть не может).

Обращайте внимание на формулировки. Указывайте в пояснениях, что вы действовали с учетом крайней необходимости и приложили все усилия для избежания ДТП. Если даже авария произошла по причине нарушения правил другим водителем, гаишники все равно могут «прилепить» вину — этому способствуют «вольные» формулировки некоторых пунктов правил дорожного движения. Например, если водитель въехал в другое авто, которое его подрезало, гаишники могут написать «обоюдку» на основании невыполнения водителем, двигавшегося сзади, пункта 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

Именно поэтому необходимо акцентировать в пояснении внимание на том, что маневр другого автомобиля был настолько резким, что предотвратить ДТП не удалось. Кроме того, необходимо обратить внимание компетентных органов на пункт 12.9 ПДД: «Водителю запрещается резко тормозить (кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить ДТП)». Часто это помогает в случае дорожной «подставы».

Не отказывайтесь от медобследования. В случае ДТП сотрудник ГАИ может предложить водителю пройти медобследование, чтобы определить наличие состояния алкогольного опьянения. Отказываться от этой процедуры нельзя: тогда вы лишаетесь доказательств своей трезвости. Но необходимо настаивать на том, чтобы такую процедуру прошли все участники ДТП.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ В СУДЕ

Признание вины смягчает наказание. «Если вина очевидна, водителю лучше выразить на суде искреннее раскаяние, — отмечает адвокат Вадим Володарский. — Защита для водителя, если ДТП произошло по его вине, должна строиться на ст. 10, 11, 17, 18 и 34 КоАП. Их суть заключается в том, что водителя подвергают наказанию по нижней отметке штрафной вилки, если ДТП произошло по неосторожности, либо водителя вообще могут освободить от наказания — если он действовал из соображений крайней необходимости (ущерб в случае других действий был бы значительно большим). Естественно, для этого нужны доказательства».

Также смягчающими обстоятельствами, согласно ст. 34 КоАП, является добровольное возмещение ущерба, а также то, что правонарушение произошло во время беременности или сильного душевного волнения. И напротив, когда все говорит против водителя, если он будет стоять на своем, то, разозлив судью, он усугубит ситуацию.

Характеристика с работы. «Согласно ст. 33 КоАП, при выборе наказания по админнарушению должна учитываться личность правонарушителя», — говорит Вадим Володарский. То есть водителю не помешает взять на работе характеристику о том, что начальство о нем отзывается положительно.

Воспользуйтесь юрпомощью. Юристы советуют в случае ДТП, если водителю грозит серьезное наказание и выплата материального ущерба, воспользоваться услугами адвоката. Специалист может обратить внимание на такие нюансы, которых водитель сам бы и не заметил. Кроме того, юрист правильно составит судебные документы.

Подавайте апелляции. В КоАП прошлой редакции была фраза о том, что по админделам решения райсуда являются окончательными. «В нынешних изменениях предусмотрена процедура полноценной апелляции, которую можно подать в течение 10 дней после вынесения постановления судом первой инстанции по делу», — говорит адвокат Володарский.

Однако наши читатели жалуются, что часто суды отказывают в рассмотрении апелляционного заявления под предлогом того, что не хватает какой-то бумажки или не оплачен судебный сбор, либо неправильно указан адрес. Так что лучше обратиться за услугами адвоката (киевские юристы просят за составление заявления 150 грн.). Конечно же, подготовить документы можно и самостоятельно. Но для этого нужно проштудировать законы, которые можно найти наwww.rada.gov.ua и посмотреть примеры документов на сайте  mylaw.com.ua.

«Сегодня»

 

Читайте также: