Афера: и снова «покупки в группах»! Это не лечится?

В последнее время, когда банки практически свернули кредитование, опять активизируется деятельность предприятий, предлагающих так называемые «покупки в группах». С одной стороны, на бумаге (особенно — в красочных рекламных проспектах) их условия выглядят весьма привлекательно. С другой – организаторы «групп» замалчивают либо освещают очень туманно сверхважные для клиента положения. Непонимание (незнание) которых сулит участнику «групп» огромные проблемы в будущем. 

Недавно ко мне обратился клиент за получением консультации по содержанию договора покупки-продажи автомобиля. Который, при его пристальном изучении, оказался именно договором «покупки товара в группах».

Для полного понимания ситуации, в которую «ввязался» клиент, пришлось разобрать данный договор практически по пунктам.

Я ни в коем случае не настаиваю на том, что все подобные договора являются идентичными, с идентичным содержанием и идентичными санкциями. Но, надеюсь, дальнейший анализ публикуемого договора поможет читателям взвесить все «за» и «против» при соблазне подписания таких договоров.

Итак, алгоритм действий Участника (потенциального покупателя) и Организатора (предприятия, предлагающего так называемые «покупки в группах») приблизительно следующий:

— Участник подписывает договор «покупки товара в группах», фактически соглашаясь с условиями Организатора;

— Участник оплачивает (как правило, единоразово, при подписании договора) Организатору некоторую сумму за услуги организации и ведения группы, списка участников, административные расходы, и пр.);

— каждый Участник набранной группы ежемесячно оплачивает платежи за товар, согласно графика платежей, аккумулируя на счету Организатора сумму, достаточную для покупки единицы товара;

— при накоплении данной группой участников определенной суммы, достаточной для покупки единицы товара – Организатор дает возможность одному из участников группы приобрести товар (очередность определяется непосредственно в договоре – это может быть как участник, оплативший большую часть стоимости товара, так и участник, выбранный путем жребия, и т.п.).

— Участник (вне зависимости от того, получил он свой товар, или еще не получил) продолжает вносить ежемесячные платежи, тем самым, погашая свою формальную «задолженность» перед другими участниками группы, и выполняя свои договорные обязательства перед Организатором.

— в конце концов, все участники набранной группы получают свои товары.

Формально – Участник имеет шанс получить вожделенный товар гораздо раньше срока погашения его полной стоимости. Оплатив при этом на порядок меньше платежей и комиссий в сравнении с покупкой аналогичного товара с помощью кредитных средств практически любого украинского банка.

Теперь рассмотрим права и обязанности Участника и Организатора в данном конкретном случае, исходя из содержания договора покупки автомобиля в группах.

Права и обязанности Организатора – предоставить Участнику услуги по регистрации его в группе, проводить распределение товаров, предоставлять информацию, организовывать условия для приобретения участниками товаров в группе.

Права и обязанности Участника – производить оплаты комиссии и ежемесячных платежей на счет, указанный Организатором, получить товар, предоставлять информацию, придерживаться условий/правил для участников для приобретения товаров в группе.

В общем, исходя из вышеизложенного – классика гражданского права, договор об оказании услуг.

Остановимся на нескольких пунктах договора, на которые мой клиент не обратил внимания в момент его подписания, и наличие которых стало неприятной новостью при желании разорвать данный договор.

Пункт первый – срок действия договора.

Как правило, в рекламных проспектах указывается что-то на тему: «заплати …% от стоимости – и уезжай на новом автомобиле».

Подсознательно у потенциального участника формируется стереотип: машину можно будет получить в самом ближайшем будущем, а, получив ее, просто продолжить оплачивать ежемесячные платежи.

Поэтому мало кто задумывается над пунктом договора о сроке действия договора. В данном конкретном случае он составляет 10 (!) лет. Это говорит о том, что Участник может ждать вожделенный автомобиль от Организатора все 10 лет. Никаких претензий Организатору Участник выставить не может – все в рамках Гражданского кодекса Украины.

Пункт второй – процедура расторжения договора Участником.

Как уже говорилось выше – Участник, подписывая договор покупки товара в группах, и, оплачивая Организатору некоторую сумму за услуги организации и ведения группы, списка участников, административные расходы, и пр. — фактически соглашается с условиями Организатора.

В данном конкретном случае, в случае расторжения договора со стороны Участника, Участник обязан письменно уведомить Организатора о своем отказе от участия в программе, приложив к уведомлению договор об участии и приложения к нему. Данный пункт вызывает неподдельное уважение к Организатору, поскольку у Участника, в данном случае, не остается никаких шансов на доказывание своей позиции в суде, исходя из положений отсутствующего у него договора.

Пункт третий – штрафные санкции при расторжении договора Участником.

Возникает правомерный вопрос о возвращении такому Участнику сумм, перечисленных им Организатору в качестве комиссий при заключении договора, и ежемесячных платежей.

Исходя из содержания договора, комиссия, уплаченная Участником Организатору при заключении договора (а это, в данном конкретном случае – 10 % от стоимости автомобиля) – не возвращается.

Более того, при отказе Участника от участия в программе, Организатор удерживает с Участника штраф в размере трех (!) ежемесячных платежей.

Пункт четвертый – сроки возвращения денег Участнику Организатором.

Суммы ежемесячных платежей, перечисленных Участником Организатору – будут возвращаться, но по мере возвращения (перечисления) ежемесячных платежей Организатору теми участниками группы, которые уже получили свой товар. Что будет в случае, если таких перечислений по каким-либо причинам не будет – пояснять, я думаю, нет необходимости.

Далее, исходя из того, что срок действия договора составляет 10 лет, ежемесячный платеж, который может быть возвращен Организатором такому Участнику – будет ориентировочно равен 1% от стоимости автомобиля.

Несложно подсчитать, какой период потребуется для возвращения хотя бы половины суммы по договору, и насколько обесценится данная сумма на момент ее возвращения, особенно в свете того, что инфляция в Украине только за 2008 год составила 22.3 %.

Кроме того, не позавидуешь и другим участникам данной группы, ведь ежемесячная сумма, достаточная для покупки следующей единицы товара, уменьшается пропорционально количеству участников, вышедших из данной группы.

Пункт пятый – «открытость» информации о других участниках группы.

Согласно положениям договора, информация о других участниках группы (их количество, и т.д.), другим участникам не предоставляется, поскольку есть конфиденциальной. Исходя из этого, Организатор может отдавать Участнику суммы его же ежемесячных платежей достаточно долго, мотивируя это отсутствием перечисления ежемесячных платежей теми участниками группы, которые уже получили свой товар.

В свою очередь, получение Участником какой-либо информации о других участниках группы, хотя бы об их физическом существовании – будет возможно разве что на запрос суда или органов прокуратуры.

Как мы видим, при отказе Участника от участия в программе, перспективы «выйти малой кровью» из группы — призрачны.

Вадим Колокольников, адвокат, специально для «УК»

Читайте также: