Хочешь ездить – погоняй

Как только частные станции техобслуживания получили возможность проводить ТО, сразу же посыпались жалобы. По словам автовладельцев, ремонтники не только требуют оплаты необязательных услуг, но и находят массу «неисправностей», без устранения которых талон не получить. Правоохранители уже начали уличать сотрудников СТО в злоупотреблениях.
 

В прокуратуру Тернопольской области обратился губернатор Юрий Чижмарь. По его словам, Требовлянский райотдел ГАИ допустил нарушений на 500 тыс. гривен. Якобы еще в начале прошлого года автопарки, учреждения и организации, имеющие транспорт, получили от автоинспекции интересные письма. В них указывался перечень документов, необходимых при техосмотре, стоимость услуг и номера счетов, на которые нужно перечислить деньги. Самое странное, что один из счетов открыт на имя частной фирмы, обычной СТО. Именно на него должны попадать самые значительные суммы.

Ничего криминального в том, что ТО доверили проводить частникам, нет. Но, во-первых, данная станция не получила аттестации и даже не имеет соответствующего оборудования. А во-вторых, владелец автомобиля должен иметь право выбирать, где именно ему удобнее проходить осмотр. По данным Чижмаря, владелец станции уже получил полмиллиона гривен. Чиновник считает, что прибыль досталась не только предпринимателю: есть подозрения, что должностные лица районной Госавтоинспекции таким образом легализовали незаконно добытые средства. По данному факту прокуратура возбудила уголовное дело, сообщили в пресс-службе обладминистрации.

— Досадно, что руководство областного управления ГАИ, вместо того чтобы помогать следствию, сейчас пытается через суд отменить постановление о возбуждении этого дела, не способствует правоохранителям в проведении следствия, — заявил Юрий Чижмарь. — Кроме того, по заключению управления по ценообразованию, рентабельность некоторых услуг, предоставляемых ГАИ гражданам области, составляет 400%. Очевидно, что эти нарушения являются системными.

А стоимость техосмотра в Тернопольской области вдвое выше, чем в соседней Ивано-Франковской. Это сложно объяснить объективными причинами, так что прокуратуре предстоит еще одна проверка — обоснованности установленных тарифов.

Платим за качество?

Идее отдать техосмотр частникам — не один год. Соответствующие изменения в законодательство внесли еще в 2005-м, но тут же благополучно о них забыли. За это время открылось множество станций техобслуживания.

Когда Кабмин принял постановление, позволяющее СТО проводить государственный ТО, многие предприниматели, имеющие все необходимые технические средства и аппаратуру для диагностики, даже не попытались получить аттестацию. По их словам, разрешительные документы без проблем выдавали определенным техстанциям. А всем остальным можно было и не соваться, ведь списки «привилегированных» составляет та же ГАИ.

Сотрудники автоинспекции какую-либо свою заинтересованность отрицают. По словам начальника Департамента Сергея Коломийца, все делается для удобства автолюбителей и безопасности дорожного движения.

— На частных станциях оборудование более современное, чем в ГАИ, — утверждает главный гаишник страны. — Ведь, к примеру, хозяин «мерседеса» на специализированной станции для машин именно этой марки проведет более основательную диагностику своего автомобиля. И ему не придется повторять процедуру в МРЭО.

В бескорыстность Госавтоинспекции и СТО не очень верят сами водители. Как рассказал «ВВ» киевский адвокат Всеволод Марчук, его попытка пройти ТО у частников оставила только неприятные воспоминания.

— Когда я решил обратиться в коммерческую станцию, думал, все сделают быстро и на совесть, — вспоминает Всеволод. — Действительно, очень оперативно мне предоставили целый список неполадок. Мол, никто талон не выдаст, пока не устраню. Предложили тут же на месте починить моего «коня» за «чисто символические» пять тыс. гривен. Я отказался, поехал к приятелю в гараж, он посмотрел — машина в порядке. Думаю, никто и не собирался ничего ремонтировать, просто хотели денег скосить. Впрочем, дело тут не в том, что фирма частная. Просто контроля надлежащего нет, все на откатах построено.

Полоса препятствий

Управления ГАИ обязуются контролировать качество услуг и даже могут закрывать СТО, уличенные в фальсификации документов, недобросовестной работе. Сегодня в каждом областном центре таких станций по две–три. Стоимость услуги начинается от 120–190 грн. в зависимости от региона.

Талоны по-прежнему выдает ГАИ. Так что процедура ТО теперь похожа на затяжной марафон. После проверки на коммерческой СТО автолюбителю дается 45 дней устранить неполадки, если такие обнаружат, повторно пройти осмотр и подать в автоинспекцию составленный акт. Информация о машине и ее владельце проверяется по автоматизированным базам данных МВД: не находится ли в розыске или под арестом и тому подобное. Если у владельца машины есть неоплаченные штрафы за нарушение ПДД, он не получит талон, пока не рассчитается с долгом. То же касается обязательного страхования.

Проходить эти жернова автомобилистам придется при всяком «удобном» случае. Изменил регистрацию — проходишь ТО, поменял техпаспорт — та же процедура. Купив машину, прошедшую техосмотр буквально вчера, придется делать это снова. Стало легче только водителям, занимавшимся пассажирскими перевозками или перевозившими опасные грузы. Теперь они должны проходить техосмотр два раза в год, а не четыре, как раньше.

За себя и за «того парня»

По словам автолюбителей, как только ГАИ получила право не выдавать талоны, если не оплачены штрафы, ТО превратился в лотерею.
— Как обычно перед техническим осмотром, я взял медицинскую справку, — рассказывает автовладелец Михаил, — заплатил транспортный сбор, за бланк и услуги банка, выстоял несколько километров очередей. Но когда я оказался у последнего окошка в МРЭО, мне заявили, что талон не дадут. Мол, три года назад некто Кузнецов на этом автомобиле нарушил ПДД и был оштрафован на 8 грн. 50 коп. Теперь я должен искать этого человека, решать вопрос и, если не уложусь в 45 дней, проходить ТО заново! Я был в ярости, но тут же в коридоре ко мне подошел знакомый и предложил все утрясти за 300 гривен. Самое обидное, что три года назад машина уже была моя, никакой Кузнецов на ней не ездил и ничего не нарушал.

Ситуация — не редкость, хотя далеко не всегда речь идет о сознательном злоупотреблении. Зачастую работники МРЭО просто не знают, что нарушают закон. Требование уплатить штраф может быть предъявлено только тому, на чье имя он выписан. Уведомление водителя о том, что кто-то третий задолжал бюджету, — разглашение конфиденциальной информации, которое должно караться законом. Если данный конкретный автолюбитель ничего не должен, отказывать ему в выдаче талона ТО нельзя. Ссылаясь на ст. 35 Закона «О дорожном движении», можно доказать работникам Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела, что они не правы.

Чтобы подобные неприятности не случались, до прохождения техосмотра нужно написать письмо на имя начальника МРЭО. Указав свои данные и номер автомобиля, спросите, имеются ли у вас какие-либо задолженности, и если да, то какие, за что и когда возникли. Проигнорировать письмо в отделе не смогут и, скорее всего, ответят, что долгов нет. Если все-таки штраф не оплатил сам автолюбитель, ему действительно могут отказать в ТО. Но это касается только взысканий, предъявленных к исполнению и не оплаченных. Если в течение трех месяцев водителю никто не сообщил о штрафе, ничего платить он уже не обязан (ст. 303 КоАП).
Как бы то ни было, свои права лучше знать самому, а иногда и доказывать их чиновникам. Иначе взяток на ровном месте, волокиты и хождения по кругу не избежать.

Марина Брыль

Полезно знать:

Для прохождения техосмотра необходимы:
паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность;
протокол проверки техсостояния;
удостоверение водителя, дающее право управлять транспортным средством соответствующей категории;
страховка;
полис автогражданской ответственности;
медицинская справка;
документ, подтверждающий уплату налога за текущий и предыдущий годы.

Также по розыскным базам данных проверяется мобильный телефон владельца автомобиля.

Вечерние Вести

Читайте также: