Как разорить жулика-торговца и «слупить» компенсацию за отказ в гарантийном ремонте?

В период кризиса сервисные центры начали вести «нечестную игру». Истории их клиентов про отказы в бесплатном гарантийном ремонте стали сотнями появляться на Интернет-форумах. Вместе с тем Управление по защите прав потребителей удовлетворяет до 90% жалоб покупателей некачественных товаров. Как бороться с горе-компаниями и получить хорошую компенсацию от продавца некачественной техники?

Две «длинных» проблемы

Львиная доля потенциальных потребителей услуг мастерских сталкиваются с двумя основными проблемами. По словам заместителя начальника Главного Управления по вопросам защиты прав потребителей Киевской городской администрации Сергея Дроботуна, в этом году целый ряд сервисных центров предлагает клиентам отремонтировать технику по гарантии за деньги (особенно это касается жизненно важных предметов – холодильников, плит и т.п.). «За первое полугодие к нам поступило 74 жалобы на действия мастерских, каждая вторая из которых касается этой проблемы», – рассказывает «ФинЗах» г-н Дроботун.
 
Подтверждают это и сами покупатели, которые на многочисленных форумах описывают реальные ситуации, когда ремонтировать оборудование отказываются, ссылаясь на «не гарантийный случай». В итоге потребителю, чтобы увидеть свое изделие в работающем состоянии, необходимо оплатить не только стоимость ремонта и детали, но и диагностику, которая обходится в 100-250 грн.
 
Нашумевшими также стали случаи в нескольких городах, где из-за резкого скачка напряжении сгорело все электрооборудование в доме. По словам директора компании «Крокус» Василия Стеценко, многие производители уже официально объявили об отказе за свой счет ремонтировать подобную технику. «Поломка произошла по вине жэков, поэтому потребители должны судиться с ними», – подчеркивает он.
 
Второй типичной для потребителей проблемой является задержка с ремонтом гарантийного изделия. Директор представительства компании-производителя крупной бытовой техники на правах анонимности рассказывает «ФинЗах», что многие центры, несмотря на Закон Украины «О защите прав потребителя» и Гражданский кодекс, устанавливающих срок ремонта оборудования до двух недель (по письменному согласию клиента могут увеличить этот срок), умудряются чинить технику без санкций потребителя месяцами.
 
В качестве оправдания длительных задержек ремонтники рассказывают о проблеме с получением конкретной детали, что якобы связано с проблемами на таможенных пунктах. «Однако в действительности лишь каждая третья задержка связана с длительным прохождением границы, остальные случаи объясняются нехваткой рабочих рук и желанием ремонтных мастерских в первую очередь удовлетворить «платных клиентов», на которых они попросту зарабатывают», – говорит эксперт.

Кто поможет?

Потребители, которые столкнулись с указанными проблемами, могут рассчитывать на помощь. Сергей Дроботун предлагает покупателям обращаться в его организацию с письменным заявлением, на основании которого Управление по защите прав потребителей проведет собственное расследование. «Как правило, обращение в нашу организацию работает: до 90% жалоб после наших проверок удовлетворяются», – рассказывает специалист.
 
Успешную статистику в решении проблем с сервисными центрами демонстрируют и другие аналогичные Управления, которые функционируют, как минимум, в каждом областном центре страны.

Согласно законодательству, если торговая организация в течение 14 дней не починит товар, то она должна оплатить штрафные санкции – пеню, в размере 1% от стоимости товара за день просрочки.

Наряду с заявлением, потребителю необходимо предоставить в Управление документ, который подтверждает его обращение в сервисный центр. Речь идет о справке, выдаваемой клиенту при сдаче изделия в ремонт, в котором указана дата, время и тип оборудования. Если же центр отказывается его ремонтировать, то, если такая возможность существует, необходимо получить официальный отказ.
 
Еще одним вариантом влияния на ремонтников является обращение к производителю. Василий Стеценко рассказывает, что между производителем и центром подписывается контракт об авторизации точки ремонта. «Однако если к производителю поступит несколько обоснованных жалоб от потребителя, этот договор разрывается»,- подчеркивает г-н Стеценко. Подписать аналогичный документ с новым производителем на гарантийное обслуживание его оборудование сейчас сложно из-за большой конкуренции на рынке.     
 
Продавцы обязаны заплатить

Более решительно настроенные клиенты могут получить за предоставленные неудобства даже деньги. Если покупатель, приобретая товар, сохранил чек и часть коробки с указанием кодов и номеров оборудования, то он может смело идти к продавцу.
 
По словам начальника юридического отдела коммунального предприятия «Киевский городской центр защиты прав потребителей» Михаила Фролова, в случае поломки необходимо обратиться непосредственно к продавцу с копиями чека, заявлением на ремонт товара и самим оборудованием.
 
Согласно украинскому законодательству, если торговая организация в течение 14 дней не починит товар, то она должна оплатить штрафные санкции – пеню, в размере 1% за день просрочки от стоимости товара. Если же продавец отказывается регистрировать заявление, то лучше отправить «письмо с уведомлением».
 
Правда, для обращения к продавцу, покупателю нужно получить результаты независимой экспертизы о том, что товар не функционирует по вине производителя. Подобное заключение могут предоставить практически все организации, аккредитованные на право проведения экспертиз. К примеру, за данным документом можно обратиться в Торгово-промышленную палату Украины.
 
В этом же случае потребитель может потребовать заменить поломавшееся оборудование. «Правда, если он уже воспользовался правом ремонта, то для получения новой техники взамен вышедшей из строя, необходимо будет ждать нового гарантийного случая», – подчеркивает Михаил Фролов.
 
Если же компания-продавец отказывается от оплаты пени, можно обратить в суд. При этом грамотное исковое заявление может составить юрист, работающий в государственных структурах по защите прав потребителей, а отстаивать свои права может уже непосредственно сам покупатель. Причем, как показывает практика, увидев серьезность намерений потребителя, продавцы предпочитают идти на мировую. 
 
Юристы говорят, что только сами клиенты сервисных центров могут изменить ситуацию с обслуживанием к лучшему и предлагают им не платить сервисным центрам за скорость ремонта, наличие деталей и пр. Ведь, если в нашей стране появится несколько громких прецедентов, потребителей точно станут обслуживать лучше.

Что делать клиенту сервисного центра, если его право на ремонт по гарантии нарушается?

Первый вариант:

– получить документ об обращении в сервисный центр и при возможности документ об отказе ремонтировать оборудование;
 – обратиться в местное Управления по вопросам защиты прав потребителей и написать заявление, предоставив копии документов из сервисного центра.
 
Второй вариант:

– обратиться в магазин, который продал поломавшееся оборудование, предоставив копии чека, штрих-кода и номера изделия на коробке, написать заявление;
– если заявление не регистрируют, направить его с документами рекомендательным письмом;
– если в течение 14 дней поломка не устранена, то требовать от продавца оплатить пеню, в размере 1% за день просрочки от стоимости товара;
– если магазин не идет на мировую, обращаться в суд.

Максим Голубченко, Фінансовий захист

You may also like...