Радиофармацевтический лохотрон. Как пенсионерам вместо лекарств впаривают БАДы

В тот день я не пошёл на работу. Было три часа пополудни. Я сидел на диване, пил чай и смотрел на рыбок в аквариуме. Бабушка в соседней комнате, по обыкновению, слушала радио. Внезапно из её комнаты донеслись зловещие слова: глаукома, катаракта, забившиеся сосуды, безвозвратная слепота. Я озабоченно прислушался… 

Мужской голос деловито обращался к собеседнице: «Ну вот давайте разберём конкретный пример. Вот Акимова Катерина Олеговна, 82 года, пишет нам: «Стало больно смотреть на свет. И не только на солнце, а даже ночью боюсь смотреть на фонари.

Раньше такого не было». Что это такое?» Собеседница голосом врача, не терпящим возражений и внушающим несомненное доверие, авторитетно отвечала: «Это один из симптомов начинающейся катаракты. Вот давайте я вкратце перечислю, это всем будет полезно. При катаракте (тут она начинает говорить медленно, как гипнотизёр, чётко произнося каждую букву и немного растягивая слова. — А.П.) расплывчатое, туманное изображение рассматриваемых объектов, неприятные ощущения от света фонарей, фар или солнца, раздваивание изображения, искажение изображения, прогрессирующая близорукость, ухудшение зрения в темноте.

И вот, конечно, более частое обращение к врачу за новыми очками. И я советую, пока ещё не поздно, пока процесс развития катаракты у вас в самом начале, — обратитесь за помощью к «Визимаксу» (снова нормальный темп. — А.П.). Ведь он воздействует не на симптомы катаракты, а именно на её причины, главные из которых — возрастные нарушение обмена веществ и нарушение нормального кровоснабжения глаз. Действует «Визимакс» так, что может затормозить, а на ранней стадии — повернуть вспять помутнение хрусталика. Поэтому, конечно, я советую: начните применять «Визимакс» как можно раньше. Наш телефон …».

У меня всё в порядке со зрением. У бабушки не очень. Ей почти 90 лет, и у неё вообще есть кое-какие проблемы со здоровьем. Мгновенно осознав рекламно-гипнотическую природу радиопередачи, я решил поговорить с бабушкой.

Для начала я предложил ей вообще не слушать программ о здоровье и лекарствах. Когда она меня не поняла, я попытался объяснить, что это вредно — слушать программы, в которых уверенным тоном говорят: «У вас началась катаракта». Бабушка ответила: «Мне интересны такие программы, у меня есть многие из этих проблем, о которых там говорят, я всегда слушаю. Это же специалисты говорят». Я погрустнел.

Потом я на месяц уехал путешествовать, а когда вернулся, обнаружил у бабушки пластиковые баночки с надписью «Остроглаз». Их было три.

«И сколько ты за это заплатила, ба?» — спросил я. «Всего 4 тыс. рублей за каждый», — был ответ. «Так много?» — удивился я. «Ну что ты, — гордо ответила она, — мне сделали скидку! Сначала предлагали три упаковки за 20 тысяч, а в итоге я заплатила всего 12. Как ветеран труда!» Я был в шоке.

Я навёл справки, и вот что выяснилось: «Остроглаз» — это БАД. Биологически активная добавка. Состав: экстракт плодов черники, экстракт очанки лекарственной, высушенных корнеплодов моркови, витамин С, витамин Е, антиоксидантный комплекс (цинкбио, селенбио, хромбио, бета-каротин и экстракт зелёного чая). То есть ничего такого, что могло бы стоить так дорого. Препараты подобного рода в любой аптеке продаются рублей за двести-триста…

На сайте справочно-информационной службы «Фармконтроль» (созданной с целью информирования населения о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ) я прочитал: «В службу «Фармконтроль» поступает большое количество звонков о подтверждении разрешения на реализацию средства «Молодильные травы «Остроглаз», фирма-изготовитель ООО «Алина Фарма», по заказу ООО «Битра».

В средствах массовой информации рекламируется в качестве лекарственного средства, которое применяется при всех заболеваниях глаз и степени их тяжести. В отдельных случаях при лечении способно заменить оперативное вмешательство. А в действительности… Данный препарат не зарегистрирован как лекарственное средство, а является БАД (биологически активная добавка к пище)».

Источник зла был установлен немедленно: у бабушки в комнате стояла старая трансляционная бандура, через которую вещала одна-единственная радиостанция — «Радио России». И бабушка каждый будний день слушала передачу, снабжённую малозаметным джингликом «На правах рекламы». Будучи человеком советского воспитания, бабушка верит всему, что говорят по радио, и совершенно, как выяснилось, не отдаёт себе отчёта в том, что о лекарствах ей рассказывают не настоящие специалисты, а просто актёры, по ролям читающие рекламные тексты.

Проблема в том, что государство практически не регулирует размер предельных торговых надбавок на лекарства. Регламентируются лишь оптовые цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Да и то, как считают эксперты, он носит заявительный характер.

Читать дальше

В тот же день я купил бабушке новый радиоприёмник. С большим количеством волн и частот. Если выбор радиостанций будет больше, рассуждал я, то вероятность того, что бабушка снова наткнётся на всякий бред, будет ниже. Через пару дней она слушала по новому приёмнику радио «РСН». Передачу если не ту же, то, во всяком случае, очень-очень похожую. Когда бабушка отвлеклась, я перенастроил на другую радиостанцию.

Ещё через несколько дней я застал бабушку за внимательным прослушиванием радио «Эхо Москвы». В эфире была рекламно-информационная программа «Утренний обход» . Разумеется, о здоровье. Слова «рекламно-информационная» пролетели быстро и незаметно, как нечто весёлое и не несущее никакой смысловой нагрузки. Речь пошла о препарате «Новоарт». Вот этот эфир, выложен на сайте «Эха». А вот что об этом «лекарстве» говорится на сайте «Фармконтроля» (почитайте там также и отзывы народа в комментариях, это очень интересно).

Время шло, и однажды раздался телефонный звонок. Я поднял трубку. Параллельную трубку сняла бабушка и успела раньше меня сказать «алло». В трубке раздался ласковый и приветливый женский голос: «Ваш лечащий врач из поликлиники попросил меня с вами связаться. Как у вас дела? Как вы себя чувствуете?» Моя бабушка очень общительный человек. Она была очень рада возможности рассказать, как у неё дела, да ещё такой приветливой медсестре. Я знаю, что подслушивать нехорошо, но тоже был зачарован этим милым голосом. Чтобы представитель районной поликлиники так предупредительно общался с пациентами! Это что-то новое… Медсестра с большим интересом расспрашивала бабушку о том, как она живёт, что делает, чем болеет, как за ней ухаживают родственники. Она была сама заботливость и предупредительность… Но вдруг медсестра сказала: «Вы знаете, вот у вас с сосудами проблемы и кости болят, это в вашем возрасте часто бывает, но это можно исправить. Есть одно очень хорошее средство, которое помогает: препарат «Иммуноцея — Молодильные травы».

Я прервал соединение. А когда девушка перезвонила, убедительно попросил её удалить наш контакт из базы данных её организации. Девушка сопротивлялась: это была уже совсем не та ласковая медсестра, в ответ на мои требования она буквально прошипела: «Дайте мне вашу бабушку! Мне нужна ваша бабушка, я не вам звоню!» «Медсестра» перезвонила ещё раз пять, прежде чем поняла, что ситуация под контролем.

Подобного рода звонки из разных организаций раздаются в нашей квартире до сих пор. Однажды бабушка даже успела заказать какую-то очередную биодобавку (всего за 5 тыс. рублей!). Я прогнал курьера, а когда нам перезвонили и настойчиво поинтересовались, почему я это сделал, а тут ещё к тому же и бабушка высказала мне недовольство, я пришёл в замешательство и… вызвал милицию.

Милиционеры вежливо сообщили, что они ничего не могут поделать с этим. К ним часто обращаются родственники пенсионеров по такого рода поводам, но поскольку покупка биодобавок происходит с добровольного согласия покупателя и к тому же курьер выдаёт чек, органы МВД тут просто бессильны. С интересом поглядывая на мой аквариум, старший по званию милиционер доходчиво объяснил бабушке, что она покупает за большие деньги «всего лишь корм для рыбок» (так и сказал) и что от этих препаратов нет никакой пользы. Бабушка кивнула, но я понимал, что она не верит.

На прощание милиционеры посоветовали мне забирать у бабушки деньги сразу же после того, как ей приносят пенсию. Но это решительно невозможно, ведь бабушка у меня ещё о-го-го: с удовольствием сама ходит в магазин, готовит себе поесть, моет посуду и решительно протестует против каких-либо ограничений любой своей активности. В общем, забирать у неё деньги было бы насилием над личностью… Они ей нужны.

В 90-е годы в Грузии был жесточайший кризис, ещё хуже, чем у нас сейчас. И на фоне этого там сильно выросла продолжительность жизни. А всё потому, что там народ был настолько нищий, что не мог покупать алкоголь и табак. Так что я считаю, что кризис — хороший повод задуматься о здоровье. Хотя бы начните больше двигаться и откажитесь от вредных привычек.

Читать дальше

Я много раз ещё наблюдал, как бабушка слушает радиопередачи о здоровье и даже записывает в блокнот телефоны и названия «лекарств». Но единственное, что я могу, — это только просить её сделать потише. И стараться раньше бабушки подходить к телефону.

Они звонят до сих пор. С самыми разнообразными предложениями. И очень удивляются, когда я прошу их удалить телефон из базы и больше не звонить: «Как, значит, вы не хотите, чтобы ваша бабушка была здорова?»

Я позвонил на «Радио России» (большинство пенсионеров слушают именно это радио), чтобы узнать, что они сами вообще думают обо всём этом. И вот что мне сказала Маргарита Лянге, советник директора по связям с общественностью ГРК «Радио России» (часть ВГТРК):

«Мы не имеем никакого отношения к содержанию транслируемой на наших волнах рекламы. Это зона ответственности компании «Видео Интернешнл», с которой у ВГТРК подписан эксклюзивный договор. По условиям этого соглашения они собирают и производят всю рекламу для нашего эфира. Влиять на этот процесс напрямую мы не имеем права. Можем только высказывать рекомендации. И мы их, конечно, высказываем. Когда на имя руководства радиостанции или ВГТРК приходят письма с претензиями к рекламному контенту, мы их обязательно передаём в «Видео Интернешнл». Я знаю, что к юридической стороне в этой компании подходят тщательно и законодательство соблюдают. Конечно, не всегда нам нравится содержание, но, я ещё раз подчеркну, за контент рекламы радиостанция ответственности не несёт».

На радио «РСН» ситуация несколько иная. Там своё рекламное агентство — «Граммофон». Главный редактор радиостанции Сергей Доренко неоднократно высказывался в эфире, что ему эти рекламные передачи про здоровье не нравятся, так как они скучны и безжизненны, но «это живые деньги, и мы пока не можем от них отказываться».

Что касается «Эха Москвы», то тут, насколько я понимаю, речь идёт об авторской программе, поскольку представители радиостанции отказались давать комментарии и переадресовали меня непосредственно к ведущей программы, некой Татьяне Лямзиной. С которой я разговаривать не хочу, так как считаю её соучастницей этого лохотрона.

Напоследок вот содержимое блокнота моей бабушки, который я под предлогом написания этого текста на днях конфисковал у неё. Привожу только названия препаратов, без наименований заболеваний, от которых они якобы излечивают (как правило, один такой препарат, по словам радиофармацевтов, помогает сразу от множества разнообразных недугов). Обратите внимание на креативные названия некоторых из этих продуктов:

«Нестарит»;
«Визимакс»;
«Антиканцер» (почитайте комментарии людей);
«Живокост»;
«Дистотензив»;
«Остеоактив»;
«Омеганол Вижн» («Омеганол»);
«Ай-Болит»;
«Вербена — чистые сосуды»;
«БИО Доктор»;
«Иммуноцея — Молодильные травы»;
«Бернские капли»;
«Детокс+»;
«Кардио Доктор»;
препарат для похудения «Юнона»;
«Кламин»;
«Регинол»;
лечебное нижнее бельё «Динос»;
прибор «Магус»;
«Болюсы Хуато»;
«Данакор».

Я не утверждаю, что все без исключения препараты и средства из этого списка не имеют никакого эффекта. Всё это либо витаминные комплексы, либо БАД (биологически активные добавки), либо косметическая продукция. Возможно, какие-то полезные вещества в них действительно содержатся (хотя проверить это сложно, а верить в это уже трудно). Однако, судя по народным комментариям на сайте «Фармконтроля», иногда эти препараты не просто не приносят пользы, но и вредят, усугубляют заболевания.

Часто вся эта продукция распространяется нелегально, посредством целевого и сетевого маркетинга. И выдаётся за лекарственную. И вдобавок продаётся за гораздо большие деньги, чем должна стоить. Начинают телефонные фармацевты обычно с каких-то космических сумм: 60 тыс. рублей за 4 упаковки (необходимо купить именно четыре, это курс лечения!), потом 30 тыс. рублей, потом специальная скидка для людей старше 60 лет (или для участников войны) — 15 тыс. рублей. Следующее предложение — «а сколько вы готовы заплатить?».

И старики, у которых нет никакой возможности проверить ни качество, ни реальную цену этой продукции (моя бабушка при всей прогрессивности не умеет пользоваться интернетом, напомню, ей почти 90), верят и покупают. В надежде избавиться от своих болезней и недомоганий они выкладывают всю свою пенсию буквально ни за что. Ведь они привыкли, что по радио говорят правду.

Главная мишень этих фармацевтических лохотронщиков — именно пенсионеры. Их контакты собираются в единые базы данных, которые потом кочуют из одного полулегального ООО в другое. Каков источник этих баз? Как правило, это сами пенсионеры. После прослушивания описанных здесь радиопередач старики звонят, чтобы поинтересоваться, сколько стоит препарат. А на том конце стоит определитель номера. И даже если старики ужасаются начальной цене, им всё равно перезвонят через месяц и предложат скидку: «У нас акция до конца этой недели!»

Антон Петров , «Частный Корреспондент» 

You may also like...