Догнать и перегнать Зимбабве! Коррупция в Украине: взятки гладки

Украина становится все более коррумпированной страной. Глобальная антикоррупционная неправительственная организация Transparency International обнародовала мировой рейтинг восприятия коррупции за 2009 год. Из 180 стран, где первое место отдано наименее коррумпированной стране, а последнее – наиболее, Украина заняла 146-ю позицию. По соседству разместились Россия и некоторые «банановые республики». Примечательно, что в предыдущие годы показатели нашего государства были лучше. 

Исследование Transparency International проводится ежегодно и отражает уровень коррупции в государственном секторе. Ее восприятие оценивается по шкале от 0 до 10 баллов, в которой 0 означает тотальную коррумпированность государства, а 10 – фактическое отсутствие коррупции. В 2009 году Украине досталось 2,2 бала. Такой же результат получили Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве и Россия.

Слабости сильных

Украинский результат – 2,2 балла – низок, но не уникален. Эксперты Transparency International с сожелением отмечают, что рейтинг большинства из 180 стран, участвовавших в оценке, ниже пяти балов. Это не значит, что почти все эти государства коррумпированы. Но именно так их воспринимают остальные страны-участницы рейтинга. Абсолютное отсутствие этого зла не удалось обнаружить ни в одной стране мира. Но некоторым удалось приблизить свой имидж к идеальным показателям. В первую пятерку вошли отнюдь не богатейшие государства. Германия занимает 14-ю строчку рейтинга, Япония и Великобритания разделили 17-е место, США оказались на 19-й позиции, Франция – 24-е.

Лидеры

1. Новая Зеландия – 9,4*
2. Дания – 9,3
3. Сингапур – 9,2 и Швеция – 9,2
4. Швейцария – 9,0
5. Финляндия – 8,9 и Нидерланды – 8,9

* – количество баллов

Самыми коррумпированными государствами считаются самые бедные

По мнению исследователей, такой высокий индекс свидетельствует о политической стабильности и прочных гражданских институтах. Но председатель правления Transparency International Угетт Лабелльпредупредила развитые страны, чтобы не расслаблялись. Корень зла она видит в упорном нежелании многих государств, занимающих верхние позиции рейтинга, ограничить тайны финансовых операций. «Любые безопасные зоны для укрытия коррупционных средств должны быть ликвидированы. Настало время положить конец отговоркам», – заявляет госпожа Лабель.

Виновата война

Если самыми свободными от коррупции воспринимаются отнюдь не богатейшие государства, то на последние места в списке оказал сильное влияние уровень обеспеченности. Самыми коррумпированными государствами считаются самые бедные.

175. Чад – 1,6*
176. Ирак – 1,5
178. Мьянма – 1,4
179. Афганистан – 1,3
180. Сомали – 1,1

*- количество баллов

Все страны, занявшие последние места рейтинга, имеют еще одну общую черту, помимо того, что они воспринимаются как самые коррумпированные. Все эти государства время от времени становятся ареной для военных действий и вооруженных конфликтов. «В ситуации, когда базовые институты недостаточно сильны или просто отсутствуют, коррупция выходит из-под контроля, а процесс разграбления государственных ресурсов подпитывает нестабильность и безнаказанность», – говорится в отчете Transparency International. По мнению экспертов, уровень коррумпированности страны напрямую зависит от ее политической стабильности.

Украина теряет доверие

Среди стран одного с Украиной региона наилучшие результаты получили прибалтийские государства Эстония (6,6 балла), Латвия (4,9), Литва (4,5) и Грузия (4,1). Результат последней поразителен – несмотря на политическую нестабильность и войну с Россией в августе 2008 года, Грузия набирает баллы. В прошлом году у нее было всего 3,9. По мнению экспертов, это произошло за счет снижения уровня бытовой коррупции. Но взяточничество в высших эшелонах власти и судебной системе все еще остается государственной проблемой, отмечают исследователи. Свои позиции в рейтинге за год незначительно улучшили также Казахстан и Россия. Специалисты Transparency International относят это на счет позитивных изменений в законодательстве стран.

Что касается Украины, то политическая нестабильность привела к тому, что страна последние годы выглядит все более и более коррумпированной. Оценку в 2,2 бала Украина последний раз получала в 2004 году, накануне предыдущих президентских выборов. Тогда непрозрачность ведения политической борьбы провластным кандидатом, «оранжевая революция» и угроза государственного переворота позволили оценивать уровень коррупции как высокий.

В 2005-м году ситуация стабилизировалась, а в 2006-м Украина набрала 2,8 балла, в 2008 оценка практически не изменилась – 2,7 балла. В нашем случае, полагают специалисты Transparency International, в коррупции повинны не войны и бедность, а политика и лояльное отношение граждан к этому явлению: «Политическая коррупция, коррупционные явления, имеющие место как в государственном, так и частном секторах экономики, наряду с высоким уровнем терпимости к коррупционной практике со стороны граждан не дают оснований надеяться на скорое улучшение ситуации».

Елена Павленко, Сейчас

******

Как бороться?

Может, начать бороться с откатами в китайском стиле? То есть, ежели поймают какого гада – казнят показательно. Да еще на глазах коллектива. Пусть чиновники холодным потом обливаются и орут диким голосом, если ночью такое приснится. Есть, правда, не менее эффективный и менее затратный способ, позволяющий, по крайней мере, сэкономить средства на патроны и расстрельную команду. Самим не давать. И на любые требования взятки, отката или услуги говорить твердое «Нет!» Жаль, что этим способом, судя по всему, пользуются немногие.

Понятие «откат» вошло в русский язык сравнительно недавно, заменив такие понятия, как «взятка» и «коммерческий подкуп».

На днях прочел в интернете анекдот: «Японский чиновник едет в Китай, встречается с китайским чиновником и видит, что у него большой красивый дом, хотя получает он меньше японца. «Как это так? Зарплата у вас небольшая, а такой дом!», – спрашивает гость. Китайский чиновник проводит японца к окну, указывает на дорогу и говорит: «Дорогу видите? Мне с нее 25% пошло». Затем японский чиновник едет в Нигерию, встречается с африканским чиновником, и все повторяется. Только африканский чиновник получает еще меньше китайского, однако у него дом гораздо шикарнее. Японец удивляется: «Как это так?» Африканский чиновник подводит японца к окну и показывает: «Дорогу видите?» «Нет там никакой дороги», – недоумевает японец. «Потому и нет, что мне с нее 100% досталось», – разводит руками нигериец.

Я задумался: а какие же откаты берут у нас, если при столь высоко декларируемой в Китае коррупции рост их ВВП для нас – величина непостижимая. Неужели у них до сих пор поют «Прежде думай о родине, а потом о себе?»

Откат – один из самых распространенных в бизнесе способов использования служебного положения в личных целях.

По оценке некоторых экспертов, в Украине, по самым скромным подсчетам, около 50% сделок совершается с откатами. Это не принимая во внимание латентные формы откатов. Например, достаточно известна практика, когда финансовые директора банков и инвестиционных компаний за определенную мзду дают деньги в долг на крайне выгодных для заплативших откат условиях.

Международная исследовательская компания, опираясь на опросы украинцев, провела анализ коррумпированности в Украине и отнесла «черный» откат к ее элементам (даже если откат не вымогался, а выдавался по инициативе продавца). На фоне показателя мздоимства в странах Европы в 1-2% наш показатель личного участия в откатах признали 17%. Но, полагаю, наши граждане все же поскромничали.

Нужно признать, что большая часть переговоров о купле-продаже или государственных тендерных закупках заканчивается «неофициальным поощрением» или, как теперь принято говорить в приличных домах, дополнительной стимуляцией лица, принимающего решение о закупке:

– Вы в каком виде коньяк предпочитаете: в жидком или бумажном?
– Предпочитаю сам выбирать сорт коньяка. Лучше в бумажном.

Украина – страна специфическая. И здесь изобретен еще один термин, определяющий действо, свойственное нашим столоначальникам, то бишь чиновникам. Кроме отката, существует и так называемый накат. Это, когда некий чиновник оказывает давление на кого-либо посредством админресурса, своего «креслоположения» и своих связей с высшим руководством.

От великого до смешного – один шаг. Например, в продовольственный супермаркет может заглянуть на минутку инспектор санэпидемстанции и обнаружить с удивлением, что холодильная камера дает не -18 градусов, а -16, и опечатает все холодильники на неопределенный срок. Но при этом намекнет, что в офисе санстанции тоже не работает холодильник, и его можно было бы починить вместе с пресловутой холодильной камерой. Ну, как тут откажешь!

Чиновники рангом повыше манипулируют другими цифрами и понятиями. Так, пришедшие на железнодорожную станцию вагоны с норвежской семгой таможня, по закону, имеет право исследовать «на вiдповiднiсть» в своей лаборатории в течение месяца. Представляете, как в июле при жаре в 30 градусов поведет себя бесценный груз? Но какие-то смешные, по сравнению со стоимостью истекающего соками груза, суммы легко утрясут проблему!

Или, например, как не «дать на лапу» чиновнику, который будет «придерживать» вагоны с семгой конкурентов, пропуская вперед грузы людей, которые умеют быть благодарными!

Откат – та же взятка, только труднодоказываемая. Потому львиная доля дел по факту отката разваливается в суде. Доказать наличие связи между получением денег (или «борзых щенков») и выгодой, полученной дающим, крайне сложно. Впрочем, разоблачения все равно боятся все. Тем более, что дело принимается к производству не только по заявлению пострадавшей стороны, но и по инициативе правоохранительных органов, выявивших подобный факт.

Хотя у продавца, предлагающего откат, есть лазейка. Если он докажет, что его вынудили давать деньги и подарки его руководитель и вымогатель-закупщик, это послужит смягчающим обстоятельством. Закупщик же запросто может лишиться свободы, и у него нет смягчающих обстоятельств.

Не нужно думать, что откат и коррупция – явления, которые процветают только у нас в стране. «Неплохо» обстоят дела с откатами и на благополучном и законопослушном Западе – достаточно вспомнить коррупционный скандал, в котором оказались замешаны высшие руководители сети магазинов IKEA. Их обвинили в получении миллионных взяток от строительных компаний, которым эти менеджеры устраивали подряды на строительство торговых комплексов.

Менеджеров германского подразделения Philips недавно заподозрили в подкупе сотрудников розничных сетей.

В Германии был арестован высокопоставленный менеджер компании BMW. Полиция сочла, что этот служащий, за 100 тыс. евро предоставил преференции одной из фирм в тендере на поставку комплектующих.

Может начать бороться с откатами в китайском стиле? То есть, ежели поймают какого гада – казнят показательно. Да еще на глазах коллектива. Пусть чиновники холодным потом обливаются и орут диким голосом, если ночью такое приснится.

Есть, правда, не менее эффективный и менее затратный способ, позволяющий, по крайней мере, сэкономить средства на патроны и расстрельную команду. Самим не давать. И на любые требования взятки, отката или услуги, говорить твердое «Нет!» Жаль, что этим способом, судя по всему, пользуются немногие. Наверное, семгу все-таки жалко…

Николай Быструхин, Главное

*****

Мнение: Есть ли жизнь без взятки?

Расходы чиновников поведают об их истинном лице намного лучше, чем налоговые декларации

Уже никто не удивляется, когда чиновники и политики указывают в поданных декларациях мизерные цифры, это стало традицией. В этом плане нынешняя президентская кампания – историческая уже потому, что впервые кандидаты на высший пост в государстве засветили свои доходы, хотя бы отдалённо напоминающие правду. Причём один из них умудрился в первой декларации указать сущие копейки, а вот во второй неожиданно превратился в миллионера.

На самом деле «большие» или «малые» декларации не дают нам ответа на вопрос о честности конкретного чиновника или политика. Источники как миллионных, так и копеечных доходов достаточно трудно проконтролировать. Кроме того, их можно элементарно спрятать.

«Большие» или «малые» декларации не дают нам ответа на вопрос о честности конкретного чиновника или политика

Вспомните, как несколько недель назад именно на слишком высоких как для чиновника тратах погорел спикер ирландского парламента. Скажете, в Украине ничего подобного не может быть по определению? Чисто заморская экзотика? А я уверен: реальный мониторинг расходов чиновников и их родственников – эффективный метод борьбы. Так чего же мы ждём? Да дело в том, что даже если мы попытаемся поймать казнокрада за руку, то элементарно не сможем – необходимых законов у нас сегодня просто нет. А любая антикоррупционная кампания превратится из лозунгов в реальность только тогда, когда будет создан механизм контроля над властью.

Каким должен быть этот механизм? Какие законы его сформируют и приведут в действие? Естественно, это вопрос дискуссионный. Например, его составными элементами могут быть законопроекты, которые сегодня находятся на рассмотрении в парламенте: о финансовом контроле за доходами и расходами должностных лиц (начиная с президента и заканчивая чиновниками местной власти), конфликте интересов в работе чиновника и ужесточении наказания за легализацию преступных доходов. В двух словах: предлагается декларировать и мониторить не только доходы, но и расходы всех этих лиц. А самое главное – их родственников.

Когда вы выходите на улицу, а мимо вас на шикарном джипе проезжает глава районной администрации, у которого зарплата около 10 тысяч гривен, то возникают справедливые вопросы. Хорошо, начинаем проверять. И вдруг оказывается, что машина не его, а оформлена на невестку, да и сам он с семьёй проживает в трехэтажном загородном доме, записанном на тёщу-пенсионерку. А жена-домохозяйка – владелец трёх сотен гектаров земли. Что касается конфликта интересов, то он налицо, когда, к примеру, бюрократ отвечает за государственные закупки, а заявку на участие в тендере подаёт фирма его кума-брата-свата. Угадайте, кто выиграет такой тендер?

Хотя стоп! Наивно считать, что против такого метастазного явления, как коррупция, можно бороться одними только законами и механизмами.

Мы почему-то свято уверены, что взятки и откаты – дело исключительно политиков и бюрократов. А знаете ли вы, что уже примерно 70–80% украинцев – носители коррупционного сознания? Оглянитесь: коррупция не прячется где-то по высоким кабинетам, а давно спустилась на повседневный уровень. Более того, если людям задать вопрос «Хотели бы вы изменить правило «ты – мне, я – тебе», большинство твёрдо ответит: «Нет, по-другому мы не хотим». С такой позицией любые крестовые походы против взяточников и казнокрадов обречены на поражение. Как можно бороться с коррупцией, если общество этого не хочет?

Но рано или поздно придётся. И начинать, я уверен, нужно с мониторинга доходов и расходов должностных лиц и их родственников. Ведь именно представители власти задают правила повседневного поведения для миллионов украинцев. А говорить про какие-либо подвижки мы сможем только тогда, когда этот интерес – изгнание коррупционных отношений из нашей жизни – будет встречным.

Сергей Власенко, народный депутат, постоянный представитель ГНАУ в Верховной Раде, Фокус

You may also like...