Можно ли верить надписи «Без ГМО» на продуктах?

С наступлением нового года на каждом продукте должна быть пометка «С содержанием ГМО» или «Без ГМО». Этого теперь требует закон. Пишут ли на упаковках правду? 

Кто принял закон?

Подал его в парламент Андрей Павловский, депутат от Блока Юлии Тимошенко. На вопрос, зачем выдвинул такую идею, Андрей утверждает: к нему обратилось сразу несколько экологических общественных организаций. «Мы к этому долго шли. Еще в 2002 году Украина подписала Картахенское «Соглашение об обязательном информировании о составе продуктов», но подкорректировать под него наше законодательство мы долгое время не могли», — говорит Павловский.

— Кто мешал вашему законопроекту? — поинтересовалось «Свідомо» у автора законопроекта.

— Лоббисты транснациональных компаний, считающие, что мы аборигены и можем есть абсолютно все, — ответил он. — После того, как я представил законопроект еще весной, около 20 компаний обращалось ко мне с разного рода предложениями. Это такие гиганты как Данон, Нестле, Макдональдс и другие.

Поддержали закон 375 из 450 депутатов.

На самом деле отметка о наличии ГМО должна стоять на каждом продукте, где такие организмы есть, еще с июля прошлого года. Такое требование ввело правительство Тимошенко. (В 2007-м аналогичную идею сначала приняло, а затем отменило правительство Виктора Януковича). Сразу после введения требования «Свідомо» выяснило, что фактического контроля за этим со стороны Госпотребстандарта нет — так как пока не выделены деньги на лабораторные исследования.

За последние полгода на полках магазинов стало больше товаров с зеленым значком «Без ГМО». Правда ли это или только так написано, а что внутри — никто не следит. Вот к каким выводам привели нынешние поиски.
Стал ли контроль лучше?

Хорошая находка номер один — лабораторий Госпотребстандарта, где проверяется содержание ГМО, стало больше. Еще полгода назад их было пять. Сейчас — 13 по всей Украине.

Плохая находка номер один — денег на исследования как не было, так и нет. Все исследования делают сами производители — за свои деньги. И результаты этих проверок, в том числе информация, в каких продуктах обнаружены ГМО, принадлежит производителям. То есть не обнародуется.

Хорошая находка номер два — число таких заказчиков растет. Все больше компаний добровольно и за свой счет проверяют, нет ли ГМО в их продуктах или в сырье, которое они закупают. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные нам в центральной лаборатории Укрметртестстандарта в Киеве:

 

Из этой таблицы видно, что количество продуктов или сырья, которые исследуются, становится больше, а количество выявляемых в них ГМО — меньше.

Конечно, это не обязательно означает, что cнижается содержание ГМО в продуктах, которые не проверяются. Вообще исследователи признают, что продуктов все равно проверяется очень мало.

«80% тестов — это сырье, из которого изготавливают продукцию. Все остальное — готовые продукты. Лучше проверять то, из чего их изготавливают, чем вылавливать ГМО уже потом», — отмечает руководитель центральной лаборатории Руслан Голубец.

То есть большинство продуктов, которые мы едим, не тестируется ни государством, ни производителями. Это плохая находка номер три.

При этом уже три года Министерство здравоохранения не может составить перечень продуктов, где могут быть ГМО. Хотя такая информация была бы полезна потребителю.

В таблице указан этот перечень из всемирной базы «Gmo-Compass». Соответственно, в других продуктах ГМО не бывает.

«Если вам интересно, я могу найти отчет о том, где мы находили ГМО за последние три года», — щелкая мышкой на своем рабочем компьютере, руководитель центральной лаборатории распечатывает результаты исследований.

Есть и хорошая находка номер три. Мы решили самостоятельно протестировать на наличие ГМО несколько популярных продуктов. Такие испытания — не из дешевых. Каждый тест стоит 630 гривен. Мы обратились за помощью к международной организации поддержки журналистских расследований SCOOP. Она профинансировала тесты.

При этом мы намеренно выбрали для тестирования пельмени и колбасу. Как свидетельствовали результаты исследований и эксперты, в них чаще всего содержится ГМО — соевый белок.

Витрины с колбасой в супермаркете двух популярных сетей, где мы делали закупки, выглядели малоинформативно. В несколько рядов — надрезанные куски. На них указаны только название и цена. Изредка пишут сорт. Никакой пометки о наличии или отсутствии ГМО нет. Отметки «Без ГМО» увидели на некоторых упаковках вареной колбасы и пельменей.

Мы приобрели четыре сорта колбасы и четыре пакета пельменей. Обязательный критерий — надпись на упаковке о содержании соевого белка (как вы помните, этот компонент из группы риска). Вот их названия:

— пельмени «Сибирские», ЧП «Дрыгало» (Киев);

— пельмени куриные замороженные «Геркулес», ЗАО «Геркулес» (Донецк);

—пельмени фирменные «Три медведя», ООО «Евроморозпродукт» (Киев);

— пельмени «Продзапас», ООО «Евроморозпродукт» (Киев);

—колбаса вареная второго сорта «Минская», ТМ «Тарас Бульба» (Киевская область, Яготинский район);

— колбаса вареная первого сорта «Докторская Новая», ЧП «Колос» (Черновцы);

— колбаса вареная первого сорта «Докторская Плюс», ЧП «Украинский бекон» (Донецкая область, Константиновский район);

— колбаса молочная «По-тульчински», ТМ «Тульчин» (Винницкая область, Тульчин).

Сдали в центральную лабораторию Укрметртестстандарта. Дать ответ нам пообещали через неделю.
Так есть ли ГМО в пельменях и колбасе?

Через неделю в отделе выдачи результатов нам отдали вердикт. На официальном бланке Укрметртестстандарта утверждается: «Образцы продукции не содержат генетически модифицированную дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК)».

То есть — «Без ГМО».

Вот такой вывод. Хотя без тотальной проверки продуктов питания он касается только этих четырех видов пельменей и колбасы.

 

 

Справка

Как создают ГМО?

Генные инженеры вживили гены бактерий, растений, животных в десятки организмов и веществ. По данным «GMO-Compass», уже модифицировано 83 растения. Больше всего видоизменяли сою, кукурузу и картофель.

Модификация предоставляет качества, которых раньше не было. Например, когда в гены сои встраивают гены водорослей, она содержит больше жиров. А когда в пшеницу — ген скорпиона, она становится устойчивой к засухе.

Вред от ГМО оспаривается. Но главный аргумент их противников по всему миру — неизвестно, как это повлияет на грядущие поколения.

Александр Акименко, бюро журналистских расследований «Свідомо» – для еженедельника «Черниговские новости: семь дней»

You may also like...