Беспредел в киевских гипермаркетах. Положи ему конец!
Ситуация с правами потребителя в Украине достойна сожаления. Почему-то отечественный покупатель товаров и услуг до сих пор не научился пользоваться нормами, предоставленными ему законом. Мы по какой-то странной привычке (может быть, все еще сказывается советское восприятие торговли) не знаем, а если и знаем, то не хотим реализовывать свое право на качественную продукцию, на информацию о товаре и прочая, и прочая….
По статистическим данным 2009 г. самым популярным местом для покупки подарков и продуктов к праздничному столу украинцы выбрали гипермаркеты. Так, по данным «Судебно-юридической газеты», 65% опрошенных в качестве места покупки указали на супермаркеты, 45% – рынки. Около 75% респондентов отметили, что при выборе места для покупок ими движет соотношение цены и качества.
Видимо, сегодняшний покупатель слабо проинформирован о состоянии качества товаров (причем, как непродовольственных, так и продуктовых), которыми заполнены не только отечественные рынки, но и, к сожалению, гипермаркеты. По мнению Главы Управления по защите прав потребителей при КГГА Сергея Кияниченко для здоровья граждан куда опаснее не «крысиные хвостики», а наличие ГМО, красителей, консервантов. Количество таких биологических и химических составляющих часто превышает норму, указанную на этикетке продукта. С. Кияченко привел пример обнаруженной картофельной палочки, которая попала в хлеб, т.к. использовалось инфицированное зерно. «Этот микроорганизм представляет собой достаточно серьезную угрозу, особенно для детского организма, и может спровоцировать даже бронхиальную астму», – рассказал он.
Страшно подумать о последствиях, которые может вызвать некачественный продукт питания. А сколько трагических примеров, связанных с некачественной пиротехникой известно практике, а задумывались ли вы хоть раз, приобретая новогодние елочные украшения о той угрозе, которая в них может таиться, если товар несертифицирован и производитель неизвестен?
Как видно, потребитель постоянно находится в зоне риска. Да, на защите прав потребителя стоит Основной закон государства – ст. 42 Конституции гарантирует государственную защиту прав потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей. Государственные и общественные организации не дремлют, пытаясь защитить потребителя, сохранить ему жизнь, здоровье. Перед новым годом, многие крупные торговые предприятия (в том числе и ресторанного типа) были подвергнуты проверкам со стороны компетентных органов. Разумеется, весь выявленный некачественный товар был изъят, субъекты хозяйствования привлечены к ответственности.
Однако, если за качеством приобретаемых нами товаров «приглядывает» государство и общественность, то кто же научит столичные гипермаркеты культуре торговли, этике общения продавцов (кассиров, администраторов, охранников и т.д.) с покупателями? Ответ прост – мы, потребители. Только от нас с вами зависит, оправдаем ли мы полученный статус страны-участницы ВТО, будем ли получать удовольствие от совершаемых покупок или нет.
Сегодняшняя практика изобилует нарушениями, которые сходят с рук продавцам розничной сети. Яркими примерами могут послужить обслуживание в гипермаркетах «европейского» уровня. В редакцию часто обращаются граждане, потерпевшие от, скажем мягко, некорректного поведения сотрудников гипермаркетов «BILLA», «МегаМаркет» и пр. Так, перед новогодними праздниками мы получили письмо, выдержки из которого и приводим: «Решив купить на подарки туалетную воду, направились в отдел, где на полочке выставлены образцы. Не обнаружив консультанта, мы принялись сами «обнюхивать» баночки-пробнички. Найдя то, что нас устраивало, мы, к своей радости, смогли дозваться консультанта. Так вот, оказывается, весь выбранный нами товар, в том числе и пустые баночки (до сих пор хранящие запах духов), — это «все, что есть, вы же видите». Таким образом, нам предложили приобрести пустой флакончик за 60 грн.(!), а мы-то наивно полагали, что это пробники… Расстроившись в этом отделе, уже ради интереса направились к «алкогольным» стеллажам. Все бы ничего, если бы не назойливый консультант, который, в отличие от предыдущего, очень старался продать нам водку, которую в силу его «должностных» обязанностей ему нужно было рекламировать …он пытался выхватить выбранный нами товар и заменить его на «свой», правда, в битве за алкоголь победа осталась за нами… Придя домой, мы с удивлением обнаружили, что по чеку нас «надули» на 6 грн., причем довольно нехитрым способом: один и тот же товар пробили дважды! Мы не стали жаловаться администрации магазина, не стали строчить в «жалобную книгу», нам очень хочется предупредить всех о «новогодних прелестях», ожидающих в этом супермаркете».
Хотелось бы еще раз напомнить, что, приобретая товар в такого типа торговых предприятиях, вы не должны забывать права потребителя. В соответствии с ЗУ «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 № 1023-XII, потребитель имеет право на надлежащее качество продукции и обслуживания, необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе и др. (ст. 4 Закона). Более того, действующим Порядком осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденным Постановлением КМУ от 15 июня 2006 г. № 833 (в ред. от 11 ноября 2009 г. № 1200), предусмотрен запрет реализации товаров, которые не имеют надлежащего товарного вида.
Далее, относительно «навязчивых» консультантов (сегодня их называют по-модному «промоутер»). Существует статья 19 ЗУ «О защите прав потребителей» «Запрещение нечестной предпринимательской практики». Согласно ее положениям, агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, надоедания или неподобающего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции. В продолжение упомянутой нормы пунктом 19 Порядка осуществления торговой деятельности и правил обслуживания населения запрещается принуждать покупателя приобретать товары ненужного ему ассортимента.
И еще. Дорогие потребители, обращаем ваше внимание на то, что после вручения чека покупателю магазин утрачивает право собственности на переданный товар. И потому все требования сотрудников магазина предъявить товар (дескать, им показалось, что-то не то и др.) не имеют законных оснований. Правом досмотра имущества граждан обладают только сотрудники милиции! Заметьте, даже не охрана магазина.
И напоследок — если вы попали в ситуации, схожие с описанными, не теряйтесь: требуйте книгу отзывов и предложений, звоните в территориальное управление по защите прав потребителей (номера телефонов и адреса таких организаций должны быть указаны в «Уголке потребителя»), вызывайте милицию. Реализовывайте свои права, предоставленные Законом!
Юлия Габдуллина, Судебно-юридическая газета
Tweet