Пособие автоугонщика или не дать угнать за 60 секунд
К счастью своевольные криминальные девяностые, когда угоны росли пропорционально количеству машин у граждан – уже позади. Это раньше нельзя было бросить авто на ночь во дворе, иначе утром, уже не на чем было бы ехать; по крайней мере, колеса пропали бы точно. Статистика последних лет только радует: количество машин растет, а угонов сокращается. Так, например в 2009-ом году на счету украинских автоворов оказалось 3845 автомобилей, в то время, как в 2008-ом в нашей стране было похищено целых 5009 машин.
Но, с другой стороны, процент раскрываемости уменьшился: 36% в 2009 против 44% в 2008. Методом несложных логических умозаключений можно выяснить почему. Современный автовор – это не громила в спортивном костюме с барсеткой в одной руке и монтировкой в другой, как это зачастую было в 90-е, а довольно хитрый, умный и образованный тип, который о сигнализациях знает гораздо больше, чем штатный сотрудник автосервиса. Ныне угонами автомобилей занимаются в основном профессионалы, которых и поймать не так-то легко.
Берегись не автомобиля, а стереотипов
Забудьте эти наивные образы, навеянные Вам кинолентами, где вор в черной маске приходит с одной отмычкой и через минуту-две ликующе уезжает на авто. Сегодня разнообразность автомобильных сигнализаций требует от злодея более современных и менее громоздких инструментов, а также умения фантазировать и учиться, учиться и учиться. Что они и делают. Поскольку стоит только новой сигнализации появиться на рынке – она тут же становиться предметом изучения опытного автовора. Максимальный срок, который требуется на ознакомление – это шесть месяцев, но зачастую он гораздо меньше.
Изначально нужно понимать, что автомобильные злоумышленники делятся на две категории: мелкие воришки, которые разбив стекло могут стащить вещи из машины, заодно захватив и документы (поэтому в машине их лучше не оставлять, а носить с собой) и конечно же профессиональные угонщики.
К первой категории автопреступников относятся маргинальные элементы – наркоманы, неблагополучные подростки, уличные хулиганы. Борьба с ними особого труда не составляет. Тут главное – не провоцировать: не оставляйте дорогостоящие вещи в машине да еще и на виду, если не хотите с ними попрощаться и менять разбитое стекло. Эти воришки не будут ухищряться и не станут пользоваться металлическими линейками или отмычками – они просто разбивают стекло, берут и бегут. Поэтому, вполне возможно, что замена стекла обойдется дороже, чем возмещение пропажи. К
роме прочего, старайтесь их отпугнуть: например, на видном месте приклейте маячок, имитирующий сигнализацию, а на стекла наклейте защиту. Так, ударозащитная пленка толщиной 380 микрон не позволяет разбить автомобильное стекло ударом профессиональной бейсбольной биты. При ее выборе особое внимание обратите на производителя – лучше всего покупайте американскую, можно производство Израиля. Но не в коем случае знакомое нам «Мade in Сhina» или других азиатских стран.
Теперь можно перейти и к главным героям – профессиональным угонщикам. Именно к угонщикам, а не к угонщику. Угнать автомобиль – это не минутный порыв отдельного человека, как было с Юрием Деточкиным. Впрочем, его-то и вором назвать нельзя, а скорее, таким себе советским Робином Гудом. Если речь о профессиональном угоне – то тут работает целая команда, где каждый имеет свою роль и место, соответствующие его специализации. Есть угонщики, с которых, собственно, все и начинается; их дело обезвредить сигнализацию и украсть авто. Следующее звено команды – это те, кто прячет автомобиль. Далее следуют те, кто перегоняет авто, и те, кто договаривается о сбыте и принимает заказы. Отдельное место принадлежит мастерам, которые изготавливают фальшивые номера и документы. Как видите, в этой системе все учтено, как в бухгалтерском отчете.
Вижу цель – не вижу препятствий
Есть два типа сигнализаций – штатные, которые Вам вместе с авто может предложить завод-производитель и с которыми уже все давно знакомы, и авторские – от специалистов-энтузаистов и охранных фирм. Конечно, авторские лучше, но и они не дают 100% защиты от грабителей.
Команда профессиональных угонщиков не станет заниматься пустяковыми делами, так что, если у Вас бюджетное авто, будьте уверены – Вашему четырехколесному любимцу ничего не грозит. Но если Вы герой другого романа – владелец эксклюзивного бронированного «немца» или редкого американского красавца, и при этом Вы герой вовсе не криминальный, и не мажорный – стоит призадуматься о безопасности родного автомобиля.
Итак, внимайте и запоминайте. Сигнализация – это самый надёжный помощник в охране автомобиля, но сама по себе она угон не предотвращает. Профессионалы способны справиться с любой сигнализацией, но, вместе с тем, не с каждой они хотят связываться.
Если на авто пал выбор – за ним устанавливают слежку. Когда владелец паркует авто и включает сигнализацию, ее код считывают с помощью сканера (код-граберра). Купить этот прибор не проблема и стоимость его не столь высока. По сути, сканер – это приёмник радиоволн сигнализации, соединённый с генератором, имитирующим эти сигналы. Управляется процессором и выдаёт радиофальшивку, которую защита воспринимает как настоящий, «родной» радиокод сигнализации.
В то время, как хозяин включает сигнализацию, сканер фиксирует частоту. В результате сигнализацию и центральный замок отключаются легким движением даже не руки, а пальца. Если замок не поддается – отмычка всегда поможет в течении нескольких секунд. А завести машину без ключа под силу любому водителю, не говоря уже об опытных угонщиках, у которых это занимает менее 30 секунд.
Таков исход событий, когда сигнализация не поддается кустарным методам. Ведь обычно можно просто разбить динамик сигнализации или «забетонировать» его пеной или, на худой конец, просто провод перерезать. Если же Вы полагаетесь на датчики, которые мгновенно сообщат Вам, что машину пытаются угнать – напрасно: их частоту можно легко заглушить, а Вы и знать не будете.
…да связываться не охота
Вышеупомянутый сценарий не обязателен, концовку под силу переписать любому автовладельцу. Доказано, что вор бросает автомобиль, если он не поддается в течении первых 15 минут. Соответственно, нужно тянуть кота за хвост. Дополнительное время займет блокировка трансмиссии, запуска двигателя и пр.
Один из способов предотвратить кражу – простейший иммобилайзер. Это чисто противоугонное средство, обычно не подающее сигналов тревоги. В охранных системах блокировка двигателя включается одновременно с включением охраны. Если иногда забываешь включить охрану – можешь однажды и машины лишиться. Традиционно иммобилайзеры включаются автоматически через 5 – 40 секунд после того, как водитель выключил двигатель и вышел из машины (закрыл все двери). Именно эта особенность отличает функцию иммобилайзера от всех остальных охранных функций современных систем охраны.
Работа иммобилайзера заключается исключительно в запрете запуска двигателя. Не зря большинство страховых компаний считают обязательным наличие в автомобиле именно автоматического иммобилайзера. Для выключения иммобилайзера перед запуском двигателя используют любые средства: механические и электронные ключи; от одной до двенадцати кнопок для ввода секретного кода; передачу кодов инфракрасными лучами или радиоволнами; различные транспондерные системы.
Транспондер – это электронное устройство, предназначенное только для повышения секретности доступа к управлению автомобилем. Его принцип действия основан на использовании микроминиатюрного (чуть меньше миллиметра) приемо-передатчика без батарейки, располагаемого в ключе зажигания или в любом другом предмете, зачастую, в пластиковой карточке). Поэтому часто рекомендуют использовать и сигнализацию и «противоугонку» одновременно. Но, в крайнем случае, ключ иммобилайзера могут украсть или даже отобрать. Поэтому выбирайте надежное место его хранения.
И наконец-то, с чем действительно ворам связываться не охота – это спутниковые GPS-сигнализации, способные вести круглосуточное наблюдение за Вашим авто.
Лучше «перебдеть», чем «недобдеть»
Помните: сигнализация и автоугонка – это только помощники, без Вашей бдительности, они теряют свою эффективность. Поэтому, нескольку напутствий напоследок:
1. Никогда не оставляйте ключ в замке зажигания, отлучаясь от машины даже на несколько метров. Также нежелательно передавать ключи от вашего автомобиля на автостоянках, мойках, автомастерских. Имеются случаи, когда преступники привлекали персонал этих организаций для снятия слепков с ключей.
2. По возможности избегайте парковаться на длительное время в неосвещенных и безлюдных местах, в непосредственной близости от театров, культурных центров, стадионов – тем самым вы показываете потенциальному преступнику, что будете отсутствовать минимум два часа.
3. Не храните водительское удостоверение, техпаспорт, другие документы внутри автомобиля – этим вы затрудните его розыск.
4. Если Вас останавливают незнакомые люди, никогда не выключайте зажигание и не отпирайте дверей. Все вопросы можно решить через приспущенное стекло. При малейшем подозрении на нападение – уезжайте. Поскольку, часто поводом для захвата автомобиля становятся инсценированные конфликты, "выяснения отношений" на дорогах.
5. Не следует терять бдительность и при вынужденной остановке во время мелкого ремонта, замены проколотого колеса. На вас могут напасть в такой момент или украсть ценные предметы из салона автомобиля.
6. Не берите незнакомых попутчиков, даже если это симпатичная девушка. Захват, угон, грабеж происходят все чаще при сговоре такого "попутчика" с иными участниками преступления, когда пассажир просит остановить машину "на минутку". Если вы все же решили подвезти кого-то, то желательно, чтобы это был один пассажир, которого следует посадить на переднее сиденье, попросив его пристегнуть ремень безопасности.
Антиугонное будущее – не за горами
Обещают современные достижения автопрома. Через какой-нибудь десяток лет можно будет не бояться угонщиков, не нужны будут сигнализации и даже замки. С помощью компьютерных технологий уже сегодня можно создать такое авто. Весь фокус в системе биометрической идентификации водителя. С ее помощью своего «родного» хозяина автомобиль узнает по отпечатку пальца, трехмерной модели лица или по рисунку сетчатки глаза.
Если человека нет в списке допущенных к управлению, то автомобиль сообщит о попытке несанкционированного доступа на телефон хозяину, сопроводив сообщение фотографией злоумышленника. Если водитель из числа «своих», то автомобиль «вспомнит» персональные настройки, как положения руля, сиденья, боковых зеркал.
Хотя, ход истории подсказывает совершенно другой исход событий: в будущем, скорее всего, угонщики не исчезнут. Они переквалифицируются в хакеров.
Ирина Ильченко, Друга Смуга
Tweet