Как вернуть товар, купленный на распродаже

Многим покупателям уже давно известно, что на акционный товар или товар «на скидках» не распространяется правила обмена. Об этом свидетельствуют заботливо вывешенные владельцами магазинов таблички с надписью «Акционный товар обмену и возврату не подлежит». Так вот, такие объявления – надувательство; не что иное, как очередное использование «правового незнания» украинских потребителей. 

 

Проходя по улицам и разглядывая витрины магазинов, сложно не пойти на поводу витрин, пестрящих волшебными словами для шопоголиков — «скидки», «тотальная распродажа».

Разумеется, встречая новый сезон, многие торговые центры избавляются от «зимних одежек» путем распродаж и уценок. Это вполне нормальная практика, которая «работает» во всех цивилизованных странах. Вот только в нашей стране даже такая обыденная акция вызывает проблемы для отечественного потребителя. Многим покупателям уже давно известно, что на акционный товар или товар «на скидках» не распространяется правила обмена.

Об этом свидетельствуют заботливо вывешенные владельцами магазинов таблички с надписью «Акционный товар обмену и возврату не подлежит». Так вот, такие объявления – не что иное, как очередное использование «правового незнания» украинских потребителей.

Итак, если продавец провел уценку товара, в связи с его несущественными недостатками (не влекут изменений физического или хозяйственного назначения вещи, возникшие по вине продавца, производителя), то при реализации товара, он обязан уведомить о таких недостатках покупателя (прикрепить бирку с указанием недостатка и сниженной цены).

В таком случае, действительно, у продавца не возникает обязанности удовлетворить претензии покупателя о замене приобретенного товара на качественный. Примером несущественных недостатков может послужить, например, холодильник с незначительной царапиной или, скажем, кофточка с потерянной пуговицей и т.п.

Во всех остальных случаях, если, к примеру, вы приобрели товар со скидкой, а, придя домой, обнаружили в нем недостатки, у вас есть все основания требовать замены на аналогичный товар надлежащего качества или расторжения договора купли-продажи.

Такое право вам предоставлено ст. 8 ЗУ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Причем, полезно знать и то, что требование потребителя о замене товара подлежит немедленному удовлетворению. Если же есть необходимость проверки качества товара, то продавец обязан выполнить ваше требование о замене в течение 14 дней с момента обращения (ч. 6 ст. 8 Закона).

Кстати, при расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар осуществляется исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае уценки – исходя из стоимости товара во время покупки. Более того, деньги, оплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности – в другой срок по договоренности с покупателем, но не позднее 7 дней.

Еще раз хотелось бы напомнить покупателям, что требования о замене товара или расторжении договора, должны быть подтверждены расчетным документом установленной формы, удостоверяющим факт покупки, с отметкой о дате продажи (ст. 11 Закона).

Юлия Габдуллина, «Судебно-юридическая газета» 

******

Как вернуть вещь, купленную на распродаже

Отказ выплатить покупателю деньги за некачественный товар — не более чем хорошая мина при плохой игре.

Несмотря на то, что Закон "О защите прав потребителей"дает покупателям ощутимые привилегии, украинцы не отличаются особым рвением, чтобы эти самые права отстоять. Практика показывает, что возврат в магазин некачественного товара — это испытание покупателя на прочность. И все же при известной целеустремленности успех гарантирован!

Сапоги, купленные на распродаже, развалились через десять дней. При этом обуты они были от силы три-четыре раза, о чем свидетельствовала практически "девственная" подошва. Чек на сапоги лежал в моем кошельке, однако вместо срока гарантии в нем крупными буквами было написано "распродажа".

Именно на эту запись мне гордо указала продавец, а затем продемонстрировала объявление над кассой: "Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит". Однако благодаря тому, что в последние годы Закон "О защите прав потребителей" стал практически моей настольной книгой, я на эту уловку не поддалась и попросила позвать администратора.

Выслушав краткое содержание статьи 8 "Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества", администратор заметно погрустнела и прикрываться распродажей перестала. Зато у нее нашелся аргумент номер два — "в любом случае, это — не наша вина, а, возможно, брак производителя". Пришлось напомнить, что сапоги я покупала не у производителя, а именно в этом магазине, поэтому деньги, по закону, мне должен возвращать продавец.

Следующим в череде аргументов стало предложение провести экспертизу.

— Вы готовы оплатить экспертизу? — напирала администратор, глядя на меня честными глазами. — Мы не против вернуть вам деньги, если только будем уверены в том, что сапоги пришли в негодность по вине производителя, а не из-за несоблюдения вами условий эксплуатации. Так что вам придется подписать заявление на проведение экспертизы.

В ответ пришлось напомнить, что действующее законодательство запрещает навязывать потребителю ненужную ему услугу. А услуга по проведению экспертизы мне не нужна! Тем более дефект, с которым я обратилась, никак не свидетельствовал о том, что я нарушала условия эксплуатации. Подошва буквально отвалилась от верха и "приставить" ее на место не было никакой возможности — припуск на шов отсутствовал в принципе.

Наконец, администратор предложила мне оставить сапоги, пообещав бесплатно их отремонтировать. Действительно, закон предусматривает такой исход дела, но в моем случае это было совершенно исключено. Потому что речь шла не о замене молнии или, например, установке фурнитуры, а о куда более значительном дефекте. Восстановить сапоги до первоначального вида было невозможно, и это было видно невооруженным глазом не только мне, но и ловкой администраторше. И тем не менее, она старательно тянула время и все так же уверенно утверждала, что за сапоги, купленные на распродаже, магазин не отдаст деньги ни при каких условиях.

Даже железному терпению рано или поздно приходит конец. Поэтому я сообщила администратору, что они, конечно, могут эти сапоги ремонтировать. И могут сколько угодно предлагать мне заменить эту обувь на аналогичную. Проблема в том, что мне не нужны ни отремонтированные сапоги, ни "аналогичные", которые разваливаются через три дня носки. И меня устроят только деньги. В противном случае я оставляю за собой право жаловаться. А жалобы, как известно, неизбежно приводят к проверкам.

Тут надо сделать небольшое лирическое отступление для читателей и напомнить им о Правилах розничной торговли непродовольственными товарами. В третьей главе этих правил подробно описаны особенности продажи всех видов кожаной, текстильной, комбинированной, резиновой, полимерной, валяной обуви. Прописано все — от температуры воздуха в помещении до расстояния между коробкой с обувью и, например, электрической лампой. Стоит ли говорить, что магазины, где все эти нюансы соблюдаются, найти довольно проблематично, если не сказать "невозможно"? Следовательно, любые проверки неизбежно закончатся штрафами, несоизмеримыми с размером выплаты за одну пару сапог.

Все эти "перспективные потери" прекрасно известны продавцам, поэтому бескомпромиссный, на первый взгляд, отказ выплатить деньги — не более, чем хорошая мина при плохой игре. Причина отказа в большинстве случаев банальна: продавец просто не верит, что покупатель пойдет в отстаивании своих прав до конца. Поэтому все, что нужно предпринять покупателю, — вести себя так, чтобы ему поверили. И тогда успех гарантирован.

…А деньги мне вернули на следующий день. Администратор позвонила и вежливо предложила прийти и получить их в любое удобное для меня время.

 Наталья Мичковская, Сейчас 

Читайте также: