Техосмотр: взятки, которые устраивают всех

Глава Госкомпредпринимательства предлагает отменить техосмотр легковых автомобилей. Но кто же на это пойдет – миллионы водителей согласны купить талон за 600-800 грн В итоге миллиарды растворяются в бюджете, а другие миллиарды – оседают в карманах «присосавшихся».

По данным Департамента ГАИ Украины состоянием на 17 августа в стране зарегистрировано 9, 2 млн. транспортных средств. Если умножить на среднюю стоимость официального техосмотра, скажем 400 грн, то получается круглая сумма – 3,68 млрд. грн.

Правда в ГАИ утверждают, что живых денег они не видят и не распоряжаются ими. Дескать, все операции проходят через банки и средства попадают на расчетные счета Госказначейства. Однако если подсчитать, что покупка талона ТО мимо кассы стоит, к примеру, 800 грн. и, к примеру, такой подпольной услугой воспользовались половина владельцев всех зарегистрированных машин – получается что те же 3 с лишним млрд. оседает в карманах дельцов и коррупционеров-гаишников.

Споры о том нужен ли нам техосмотр автомобилей в нынешнем виде, идут давно. Сторонники нынешней процедуры говорят, что нельзя передавать полномочия по выдаче техталонов частникам иначе на дорогах будет бардак. Будто все кому ни лень будут ездить на неисправных автомобилях, подвергая опасности себя и окружающих. Вчера же неожиданно за отмену техосмотра начал агитировать глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.

– Есть задание премьера и президента максимально упростить все процедуры лицензирования. Техосмотр – как советский анахронизм тоже нужно ликвидировать, – заявил Бродский. – Если взять мировой опыт, то в таком виде как у нас ТО остался только в Турции, – В других странах давно эту процедуру проходят на частных специализированных станциях техобслуживания, а страховые компании следят за этим. Нужно оставить техосмотр только для такси.


Легально проходить техосмотр соглашаются единицы водителей. Гораздо проще «дать на лапу» и не бегать по инстанциям, собирая документы

И правда: во всем цивилизованном мире вопрос с прохождением техосмотра давно решили. Для автомобилистов в Евросоюзе процедура прохождения техосмотра «безболезненна»: очередей и взяток нет, поскольку этим занимаются много частных техстанций, их услуги обходятся в среднем в 70 евро и занимают полчаса.

Во Франции станциями техосмотра владеют пять независимых коммерческих компаний. В Швеции такими услугами занимается одна компания, в состав акционеров которой входит и государство. А в Польше в обычных сервисных центрах «все включено»: можно купить машину, покрасить, помыть, починить, и там же – пройти техосмотр! Прошлым летом в Латвии было принято решение передать проверку состояния автомобилей сервисным центрам соответствующих марок. А в большинстве штатов США техосмотра вообще нет – только проверка выхлопных газов за 5$.

По большому счету, забота об исправности автомобилей должна лежать на страховых компаниях, ведь это они несут прямые убытки, если технически неисправный автомобиль попадает в аварию. То же обязательное страхование гражданской ответственности может послужить базой для таких перемен… Но гаишники без боя от выдачи талона ТО не откажутся – уж слишком доходное это дело…

«ГАИ уже два года не проверяют техсостояние машин»

Сергей Будник, зам начальника Департамента ГАИ вчера заявил «Газете…», что никаких документов по поводу возможной отмены техосмотра пока не поступало. В ГАИ утверждают, что техническое состояние автомобилей и так еще с 2008 года проверяют не в МРЭО, а в аккредитованных при автоинспекции СТО. ГАИ же смотрит уплачены ли штрафы, соответствуют ли номера агрегатов записям в техпаспорте, не числится ли машина в угоне и выдают сам талон ТО. Гаишники также контролируют уплату транспортного сбора – именно этот налог идет в местные бюджеты и по идее должен направляться на ремонт дорог.

Гриценко предлагал оставить ТО только для спецмашин

Вопрос отмены техосмотра поднимался неоднократно. Еще в феврале нардеп Анатолий Гриценко пытался провести через Раду соответствующий законопроект. Депутат предлагал полностью отменить ТО автомобилей, зарегистрированных на физлиц. Оставить техосмотр только для спецмашин и тех, которые используют в коммерческих целях. Впрочем, Рада предложения Гриценко не поддержала.

«Нужно отогнать от техосмотра взяточников»

Евгений НОВОСЕЛОВ, пенсионер из Николаева
– Мне 70 лет, всю жизнь езжу за рулем. Принципиально талон техосмотра никогда не покупал и не разрешаю этого делать своему сыну. Сейчас у меня новый джип – «Хюндай». В июле подошел срок проходить ТО. В областном наркодиспансере я провел два дня и заплатил 100 грн. (У каждого врача платишь гривен по 20). Потом поехал на СТО – полная проверка заняла у меня всего 25. Выписали чек на 130 грн, но по пенсионному мне скидка – в кассу заплатил 65 грн. Получил протокол на руки. Кроме того, за проверку по базе «Админпрактики» нет ли на мне штрафов, взяли около 50 грн. После пошел в кабинет – там капитан говорит: ожидайте. Смотрю – а у него мешок техталонов, а к нему без очереди постоянно идут какие-то товарищи и целые делегации, покупая готовый талон за 700-800 грн. Наконец, вышел помощник капитана и заявляет: я буду еще раз проверять машину. Прицепился, мол машина не совсем чистая, пришлось ехать на мойку платить еще полсотни. За сам бумажный техталон выложил около 80 грн. В итоге на техосмотр по– честному я потратил три дня и 295 грн, если не считать 50 грн за мойку.

Нужна ли отмена ТО?

«Пусть сначала свои датчики починят!»

Андрей (Киев):
– Недавно мой товарищ проходил техосмотр с новой машиной (2 месяца). Но надежды быстро пройти ТО не оправдались: ему сказали, что у него не работают тормоза с левой стороны. Товарищ поехал на свою станцию, заплатил денег за диагностику, оказалось все нормально. Вернулся на диагностику, попросил поставить машину другой стороной… и тут тормоза отказали с правой стороны. Похоже, на диагностике сломался один из датчиков. В общем, прежде чем устанавливать какие-либо правила, нужно создать условия для беспрепятственного исполнения людьми этих правил.

«Отменят техосмотр – увеличатся поборы на дороге»

Виктор (Харьков):
– Отмена техосмотра не решит проблему коррупции в ГАИ, а поборы на дорогах возрастут еще больше, когда после остановки уже не только за якобы нарушения ПДД водителями, а просто для их «развода» якобы за управление технически неисправным автомобилем под угрозой изъятия прав или отправки автомобиля на штрафплощадку. В результате такой «техосмотр» будет проводиться на дорогах в любое время дня и ночи круглый год без перерыва, а размеры оплаты за него будет зависеть от аппетитов гаишников.

Автор: Андрей ТКАЧ, Дарья ЖУРАКОВСКАЯ, «Газета по-киевски»

*****

От УК: Как передает РБК-Украина в Госавтоинспекции не поддержали идею главы Госкомпредпринимательства Михаила Бродского об упрощении техосмотра.

ГАИ ссылается, что украинские реалии отличаются от заграничных. «За границей люди в основном ездят на авто лет пять, затем машину меняют на новую. А у нас возраст некоторых автомобилей доходит до 50 лет! Потому в Украине хотя бы раз в два года необходимо осматривать автомобили», – утверждает начальник департамента ГАИ Украины Валерий Лозовой.

Он сообщил, что техсостояние машин ГАИ уже не проверяет – эта функция отдана частным фирмам. «Сегодня нас больше интересует здоровье человека за рулем, потому мы требуем медицинскую справку. Смотрим, нет ли за водителем задолженности по оплате штрафов», – сказал Лозовой.

«Мы обязаны сравнить соответствие регистрации авто, номеров агрегатов, проверить, не значится ли авто в угоне или аресте, и т.д. Поэтому отменять технический осмотр мы не имеем права», – сказал начальник ГАИ.
 

You may also like...