Украина для людей. Чиновных. А «простые» украинцы будут работать больше, но получать меньше

После реформы пенсионной справедливости ждать не стоит. Предложенная правительством пенсионная реформа не
ликвидирует социальную несправедливость между размерами выплат
чиновникам и остальным гражданам.

Привычка обнародовать свои «глобальные» взгляды на развитие страны
под ночь все больше укореняется среди украинских властей. Так было и с
административной реформой Президента, и с проектом госбюджета на 2011
год. Не стала исключением и пенсионная реформа. Хотя Кабмин подал ее в
парламент еще неделю назад, но сам текст законопроекта 7455 обнародовали для страны только вчера ночью.
Почему правительство «тормозило» с текстом своей разрекламированной
реформы – можно только догадываться. Тем более, что ее проведение – одно
из требований МВФ для продолжения сотрудничества с Украиной. Именно на
МВФ в правительстве вначале «спихивали» готовящееся повышение на 5 лет
пенсионного возраста для женщин, увеличение на 2 года предельного
возраста для мужчин-госслужащих и повышение на 10 лет минимального
страхового стажа для получения самой пенсии. Все это должно было, по
логике Кабмина, сократить дефицит Пенсионного фонда, который уже давно
пребывает на дотациях госбюджета.  
 
Правда, чтобы скрасить негатив от непопулярных шагов, в правительстве
реформы придумали еще одну миссию – восстановление социальной
справедливости. Дескать, внедрение нового законодательства позволит
сократить разрыв между пенсиями простых смертных и чиновников. На
сколько это удалось Кабмину, «Комментарии» решили расспросить бывшего первого заместителя министра труда и социальной политики Павла Розенко. 
 
Павел Валерьевич, в обнародованном тексте законопроекта о пенсионной реформе Вы для себя что отметили? 
Среди того, что можно выделить как позитив в предложенном
законопроекте, я бы назвал попытку Кабмина  начать что-то делать с
запуском второго уровня пенсионной системы. С так называемой,
накопительной системой обязательного государственного пенсионного
страхования. И тот факт, что определяется законодательная база к запуску
второго уровня – это позитив этого законопроекта. Правда, у меня
возникают большие сомнения в необходимости смешивания в одном документе
реформирования двух разных систем пенсионного страхования. 
 
Второй уровень в правительстве обещают запустить, когда Пенсионный фонд станет бездефицитным. А это может произойти нескоро… 
Да. Но получилось, что смешались кони, люди. То, что накопительную
систему нужно внедрять в жизнь (или хотя бы установить для нее правила
игры), безусловно, это правильно. Но в одном законопроекте  делать это
неразумно и непродуктивно. 
К сожалению, на этом все позитивы от предложенной пенсионной реформы заканчиваются.  
 
И в чем, на Ваш взгляд, главный негатив предложенной реформы? 
Правительство для себя так и не определило, для чего оно проводит
пенсионную реформу. У меня сложилось такое впечатление, что вся история с
реформой направлена лишь на получение средств Международного валютного
фонда. Потому, что ответа на вопрос «А что реформа даст непосредственно
даст гражданам Украины?», к сожалению, нет. И вся логика предложенной
правительством пенсионной реформы вообще противоречит здравому смыслу.  
 
Какие конкретно положения реформы Вас наводят на такую мысль? 
Правительство декларирует, что цель реформы – стимулировать людей
работать дольше для получения пенсии. В тоже время в законопроекте
написано про увеличение страхового стажа для начисления сверхнормативной
пенсии. Раньше это было 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Все, что
выше, это была дополнительная надбавка к пенсии. И пенсия обычного
гражданина состояла из двух частей. Это общая формула, которая
высчитывала стаж работы и заработок, который необходим  для выхода на
пенсию. А вторая часть была, так называемый, сверхнормативный стаж.  
 
Теперь правительство хочет повысить нормативную длительность страхового стажа для женщин до 30 лет, а для мужчин – до 35…
И тут мы должны понимать, что когда правительство повышает этот
страховой стаж, это означает, что из сверхнормативного стажа каждого
рабочего забирается десять лет. Что такое десять лет? Это 10% пенсии.
Потому, что за каждый год сверхнормативного стажа насчитывался 1%
пенсии. 
 
То есть, пенсии в стране будут уменьшены? 
Безусловно. Можно открыто говорить, что люди, которые будут выходить
на пенсию по новому закону, будут получать пенсию ниже, чем те, кто
закончит работать в этом году. То есть, отсутствует абсолютно любая
логика для человека работать дольше. Ведь тот, кто отработал 35 лет, будет получать пенсию такую же, как и тот, кто протрудился на 10 лет меньше. И
все они будут получать выплаты в минимальном размере. А это означает,
что правительство не поняло логики пенсионной реформы в целом.  
И еще одно. В последнее время власти много говорят, что они сделают
пенсионную систему более справедливой. Например, обещают ввести
ограничения для пенсий чиновников. Но мы должны понимать, что Пенсионный
фонд как выплачивал пенсии по 30-50 тысяч гривен, так и будет их
выплачивать. 
 
Потому, что ограничения будут действовать только для тех людей, которые выйдут на пенсию по новому законодательству?
Да. Но здесь я бы хотел обратить внимание на другой важный момент.
Ведь вопрос не в ограничении размера пенсий. Вопрос – в изменении
несправедливой формулы начисления пенсий для чиновника и обычного
гражданина. И эта несправедливость остается. 
Если обычный человек выходит на пенсию, то она ему насчитывается в районе 45-50% от заработной платы. То для чиновника базой для расчета пенсии является 80% зарплаты. И эта норма в предложенном законопроекте остается.  
И вот подобные нормы дают основания говорить, что пенсионной реформа
готовится не для простых граждан Украины, а для Международного валютного
фонда.
 
Юрий Школяренко

 

You may also like...