Ударим «Майбахом» по бедности!
Удивительные вещи творятся в некотором царстве, в некотором государстве под названием Украина. С одной стороны, наша страна является лидером в мире по покупке «майбахов», с другой — «славится» бедностью.
Страстная любовь «новых украинцев» к супердорогим немецким иномаркам вполне объяснима. «Майбах» создан по последнему писку моды и напичкан самой современной электроникой. Несмотря на весьма красноречивые цены (от 472 до 728 тысяч евро), этих «игрушек» у нас больше, чем в стране, которая их производит. Такие интересные данные недавно привел эксперт Нико Ланге (Фонд Конрада Аденауэра) в ходе презентации книги: «Украина в мире. Интересная статистика».
На фоне столь красивой «автожизни» бросается в глаза очень резкий контраст между расходами сверхбогачей и доходами большинства народа. Удивляет и такой парадокс: занимая ведущее положение по автомобилям класса «люкс» (третье место в Европе), Украина при этом умудрилась «завоевать» и первое место в той же Европе по уровню инфляции — 8,2 проц.! Видать, не зря глава Нацбанка написал письмо премьеру, выразив озабоченность высокими инфляционными темпами.
Еще одним «сюрпризом» порадовали депутаты Верховной Рады: они отклонили проект постановления об увеличении прожиточного минимума (в феврале он составил 1054 гривни). А как же гарантированное 48-й статьей Конституции право на достойный уровень жизни? Почему наши доходы становятся ниже прожиточного минимума? Несмотря на страшно дорогущие авто, рост потребительского кредитования и стремление молодежи к гламурному шику, население в целом остается бедным. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев населения общеэкономической ситуацией и своим материальным положением.
Разумеется, проблема бедности как социального явления существует во всех странах. Но в Украине она усугубляется последствиями экономической депрессии. И если для развитых государств актуальной задачей является неуклонное повышение качества жизни населения, то наш приоритет — преодоление бедности и обеспечение жизненно необходимых потребностей. Думаю, что это не только постоянный источник социальной напряженности в обществе, но и весьма серьезное препятствие для социально-экономического развития.
Говорят, одна из причин нашей бедности в том, что за неполные 20 лет независимости правящая элита заботилась лишь о собственном благосостоянии. И тут уместно вспомнить известный афоризм: каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Но чем, скажите, мы, к примеру, хуже поляков? До начала 1990-х они покупали у нас все — от продуктов питания до бытовой техники, а сейчас опережают лет на двадцать.
Что еще показательно, бедность для значительной части людей затянулась во времени и, по существу, стала ловушкой, из которой невозможно вырваться. Поэтому уже можно говорить о социальных типах бедняков, о том, что бедность уже стала общественной болезнью, хотя и не все осознают ее ужасающие и угрожающие масштабы. Многим даже психологически трудно вырваться из бедности, поскольку утрачены мотивации к росту и нет стремления к более высокому уровню жизни.
Еще античный философ Перикл считал, что «не уметь переносить бедность стыдно, но неумение лишиться ее трудом — еще больший стыд». А вот мы на это смотрим несколько иначе. Спрашивают: почему бедный? Отвечают: потому что дурак. А почему дурак? Потому что бедный… Вот такая грустная формула. Но ведь в народе, который ее «разгадал», не может быть столько миллионов дураков.
Валентин Ковальский, СН
Tweet