Но это мелочи. На женщине был одет генеральский мундир, а на груди четко различались медали Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, а также три (!) ордена Отечественной войны, не говоря уже об обилии медалей.
Ну и что, скажете вы, заслужила. Героев в стране много.
Да это так. Однако всего лишь год назад эта же женщина попала в кадр у Большого театра в мундире полковника и без Звезды Героя Соцтруда. За это время никому из женщин ветеранов звание генерала-майора не присваивали.
Да и подобного сочетания наград нет ни у кого из ныне живущих участников Великой Отечественной.
Стоит заметить, что Агадамов рассказывает не только об этой даме. Ему удалось отыскать и других фальшивых ветеранов.
Но нас заинтересовала именно эта дама. Один из участников блогосферы под ником «Pogano» опознал ее как Александру Галиевну (по другим данным Фазиевну) Гриняеву…
«Женщина-ветеран – это Гриняева Александра Фазиевна, я её знаю. – пишет он. – В армии в общем-то она не служила, хотя была «дочерью полка». Когда началась война ей было 15 лет.
Там вся семья такая, её ныне покойный супруг, был председателем ГСК у нас в посёлке, в перестройку вернулся из армии старшим лейтенантом. В конце 90-х стал генерал-майором, отпустил бороду, надел медали. Так что не сомневайтесь. По поводу достоверности – это не фотошоп, она действительно меняет звания, я её видел несколько лет назад, она тогда ходила в полковничьих погонах. А теперь уже дважды Герой…».
Каково же было наше удивление, когда в выпуске «Вечерней Москвы» №207 от 11 ноября 2008 года, посвященном легендарному параду на Красной площади в ноябре 1941 года мы обнаружили воспоминания Александры Гриняевой:
– Когда началась война, мне было 15 лет. Семью собирались отправить из Москвы в эвакуацию, а я не хотела уезжать. И сбежала. Осталась в Москве, рыла окопы, таскала мешки с песком, чтобы замаскировать дома и разные общественные объекты. Когда началось наступление нашей армии от Москвы, вместе с военным эшелоном попала под Сталинград. Помогала в госпитале перевязывать раненых. Там получила контузию и ранение в ключицу. В Москву вернулась уже вместе с мужем в конце 70-х годов. С тех пор каждый год хожу на парады 7 ноября и 9 мая. На 60-летие Победы шла с ветеранами по Красной площади. А вот два года назад, в день 65-летия ноябрьского парада, ветеранам пройти по площади не дали. Нас провезли на машинах. Ничего интересного, лучше бы мы пешком прошли. И пройдем!
Еще одному из блогеров даже удалось рассмотреть в позапрошлом году Звезду Героя у этой женщины во всех подробностях. На ней выбит номер – 674.
Но дело в том, что по всем архивным документам Звезда за этим номером числится за майором Зайкиным Иваном Михайловичем. Он получил ее «за мужество и героизм, проявленные в боях», 29 марта 1942 года.
Иван Михайлович умер в 1968 году в возрасте 64 лет и похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Справка «ВМ»:
Иван Михайлович Зайкин родился в 1904 году в деревне Зашево Данковского района. Рано лишившись отца, вынужден был тринадцати лет начать трудовую деятельность. Работал мальчиком в книжном магазине, разносчиком газет, грузчиком. В 1925 году поступил на текстильную фабрику в Москве. Заочно окончил текстильный техникум. Затем был направлен на учебу в Севастопольскую военную школу летчиков. Член партии с 1928 года.
Участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего ее дня. Прошел боевой путь от Москвы до Берлина. Храбрый и мужественный летчик, Зайкин совершил сотни боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов фашистской Германии, нанеся врагу значительный урон.
В 1947 году полковник Зайкин был уволен в запас.
Мы попытались найти Александру Гриняеву, и тут нас ждал самый большой сюрприз, в Москве человек с такими данными не значится.
Ранее на Комсомольском проспекте в Москве проживала Александра Федоровна Гриняева 1925 года рождения (что соответствует возрасту женщины, вызвавшей интернет-возмущение). Но она умерла в 2000 году…
«Вечерка» продолжает следить за этой историей и не прекратит собственное расследование. Мы просим всех, кому знакома сфотографированная на Красной площади женщина, а по возможности и ее саму, связаться с редакцией «Вечерней Москвы».