Заключенный и администрация ИК: чья правда?

На прошлой неделе правозащитная организация распространила информацию об избиении осужденного в Днепропетровской исправительной колонии. Официальная версия происшествия – конфликт между осужденными. Неофициальная – «профилактические» меры воспитания со стороны администрации ИК.

17 сентября с. г. Винницкая правозащитная группа (далее – ВПГ) распространила заявление о том, что имеет серьезные основания утверждать, что руководство Днепропетровской исправительной колонии №89 якобы «инспирирует избиение осужденных, которые жалуются на несправедливость, силами так называемых активистов администрации». В качестве примера была приведена история с избиением осужденного Руслана Долгого, который на момент заявления был избит, не получал медицинскую помощь и объявил голодовку: «Мы требовали независимого расследования указанного факта и просили допустить в колонию сотрудников СМИ, чтобы они могли напрямую поговорить с Долгим и другими осужденными», – сообщает ВПГ.

Также правозащитники отметили, что 20 сентября с. г. руководство Управления ГПтС в Днепропетровской области провело пресс-конференцию для местных журналистов, посвященную описанному случаю. Во время нее заместитель начальника управления донес до общественности информацию о том, что «ситуации как таковой не существовало» (мол, избиение произошло в результате конфликта между осужденными), а также публично разгласил конфиденциальную медицинскую информацию относительно осужденного – назвал болезнь, которой страдает Р. Долгий. Однако Винницкая правозащитная группа утверждает, что информация, распространенная через СМИ Государственной пенитенциарной службой Украины, является «ложью и попыткой скрыть преступления, которые имели место на территории колонии №89», поскольку по состоянию на 21 сентября Р. Долгий не был осмотрен судебно-медицинским экспертом, не был признан потерпевшим, и продолжает голодовку, требуя доступа к нему представителей СМИ.

Что думает ГПтС?

В этой связи «Судебно-юридическая газета» обратилась к руководству Государственной пенитенциарной службы с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. По словам первого заместителя председателя ГПтС Украины Сергея Сидоренко, на следующий день после инцидента в исправительную колонию №89 было направлено руководство теруправления. «Для проверки изложенной информации на следующий день после происшествия в ИК прибыли руководство территориального управления ГПтС Украины, работники Днепропетровской областной прокуратуры, члены общественного совета и специалисты в отрасли права для проведения соответствующей проверки, изучения обстоятельств указанных событий непосредственно в учреждении, общения с самим осужденным и принятия соответствующего решения», – отметил С.Сидоренко.

В результате проверки выяснилось, что у осужденного Р. Долгого претензий к администрации учреждения нет. «Он выразил недовольство, связанное с тем, что местным судом было отклонено ходатайство администрации о его условно-досрочном освобождении. Но с помощью юристов осужденным было подготовлено заявление в Апелляционный суд Днепропетровской области для повторного рассмотрения этого вопроса», – подчеркнул г-н Сидоренко. Что касается заявлений о якобы имевшем место избиении Долгого другими осужденными, то по данному вопросу проводится проверка органами прокуратуры и работниками территориального управления ГПтС Украины в Днепропетровской области. Ее результаты будут заслушаны на совещании руководства ГПтС Украины.

Позиция осужденного

Кроме того, по информации пенитенциарной службы, письменное заявление относительно объявления голодовки от осужденного Долгого в администрацию Днепропетровской исправительной колонии не поступало. Хотя на видео, которое размещено на сайте ВПГ, Р. Долгий якобы говорит в телефонном режиме о том, что такое заявление было: «Я объявил голодовку, 13 сентября отнес дежурному помощнику по колонии четыре свои заявления, и меня посадили в санчасть, изолировали от общества. Я находился в санчасти, и через сутки, то бишь 14 сентября ко мне зашли два осужденных и избили меня очень сильно – набили мне шею, почки, разбили мне голову чуть выше брови до кости, угрожали мне за то, что я объявил голодовку. Меня избили вечером, в начале пятого. Почему сотрудников медсанчасти в этот момент не было на месте, я даже не знаю… Я прибежал в отряд, вызвал сразу доктора. Он пришел и оказал мне медицинскую помощь. Я попросил, чтобы зафиксировали побои, написали рапорт, но в этом мне было отказано. А сейчас администрация добивается, чтобы я забрал свои заявления».

Выслушав обе стороны, «Судебно-юридическая газета» призывает коллег и правозащитные организации не делать преждевременных выводов, а дождаться результатов официальной проверки, в ходе которой будут подтверждены или опровергнуты заявления как со стороны правозащитных организаций, так и со стороны администрации ИК. Ведь, например, как видно из телефонного разговора с осужденным, медицинская помощь ему все-таки была оказана. Безусловно, ГПтС Украины следует обратить внимание и на факт бесцеремонного публичного распространения информации о состоянии здоровья осужденного Р. Долгого, и на то обстоятельство, что, несмотря на избиение, факт которого был признан, не было проведено медицинское освидетельствование осужденного.

Егор Желтухин, «Судебно-юридическая газета»
 

You may also like...