Осторожно, опять мошенники!
Несмотря на неоднократные предостережения работников милиции и СМИ, количество горожан, обманутых мошенниками, продолжает расти. Многие люди становятся жертвами так называемого «банковского мошенничества», лишаясь средств со своих пластиковых банковских карт.
– Благодаря собственной доверчивости и невнимательности стахановчане вновь и вновь становятся жертвами мошенников, – говорит начальник Стахановского ГО ГУМВД полковник милиции Александр Селиверстов, – работники милиции «бьют во все колокола» – проводят беседы с населением по профилактике мошенничества, дают информацию для публикации в СМИ, и тем не менее люди не слышат и не видят наших предупреждений.
Все больше популярным среди мошенников становится вид преступления, когда они не показывают свое лицо и не берут от жертв деньги наличными, тем самым усложняя поиск злоумышленников для милиции. Вымогатели звонят своим жертвам на мобильные телефоны, представляются работниками милиции, налоговой инспекции, друзьями их родственников или ими самими.
– Так, 58-летней стахановчанке на мобильный телефон позвонил неизвестный мужчина и представился работником милиции, – продолжает Александр Иванович, – мужчина сообщил, что ее сын задержан, поскольку будучи за рулем автомобиля сбил человека. Сам он позвонить не может, т.к. сейчас дает показания следователю, и ему грозит уголовная ответственность. Однако таковой можно избежать, если женщина перечислит на банковскую карту 10 тысяч гривен.
У женщины не было такой суммы – она заняла 1,5 тыс. грн. у соседки и перевела на расчетный счет указанной якобы милиционером карты "Приватбанка" 2,5 тыс. грн. Через какое-то время ей позвонил тот же мужчина и сообщил, что деньги получены, и женщина может прийти в Стахановский городской отдел милиции, чтобы забрать своего сына.
Работники городского отдела милиции были очень удивлены, когда в холле здания появилась женщина и стала требовать отпустить своего сына, женщина также заявила о том, что лишилась денег. Когда ей объяснили, что никого не задерживали по данному факту ДТП, а номер лже-милиционера оказался скрытым, стахановчанка поняла, что ее обманули.
Тотчас женщина позвонила своему сыну и он подтвердил, что жив-здоров, никакого ДТП не совершал и никого не травмировал.
Похожий случай произошел и с 73-летней стахановчанкой, но на этот раз мошенник представился ее внуком. У женщины был плохой слух и голос незнакомца она приняла за голос своего любимого внука.
– Парень сказал, что звонит с чужого номера, потому что он находится в милиции и его "мобильник" забрали, – говорит полковник милиции А.И. Селиверстов, – затем он якобы передал трубку милиционеру, который заявил пожилой женщине, что ее внук сильно избил парня. Потерпевший якобы с черепно-мозговой травмой сейчас находится в больнице. Но дело можно уладить – надо перевести на указанный счет 5,5 тыс. грн. и мать якобы потерпевшего заберет заявление из милиции.
Деньги потребовали перечислить в течение часа.
Женщина позвала на помощь своего сына, то есть отца попавшего в беду внука и вместе они перечислили на указанный расчетный счет данную сумму. Чуть позже объявился внук-«драчун», который, как оказалось, никого не избивал.
– Мошенники стали очень изобретательными и разбираются в банковских операциях намного лучше, чем сами владельцы пластиковых карт, – говорит полковник Селиверстов, – в результате ни о чем не подозревающие горожане лишаются средств. Так, 52-летняя стахановчанка обратилась в милицию с заявлением о том, что с ее счета пропало 10 тыс. грн. Женщине на мобильный телефон позвонила незнакомая девушка, которая представилась работником «Приватбанка» и сообщила, что в операционной системе банка произошел сбой. Поэтому ее карту могут заблокировать. Девушка говорила быстро и употребляла много банковских терминов, затем сообщила, что сейчас на телефон клиентки придет смс-сообщение с четырехзначным кодом, который необходимо ей сообщить.
Женщина так и поступила, а затем, когда якобы работница банка попросила назвать PIN-код карты, не задумываясь, сообщила и его.
Через несколько минут на мобильный телефон стахановчанки пришло смс-сообщение о том, что со счета снята сумма в размере 10 тыс. грн. И тут уже женщина поняла, что ее обманули и вспомнила, что днем она снимала деньги из банкомата, а после к ней подошла девушка и попросила «мобильник» позвонить, поскольку свой она потеряла. Девушку жертва мошенничества не запомнила, поскольку та была одета во все белое и на фоне одежды вспомнить лица подозреваемой жертва обмана не смогла.
Другая жертва мошенников-«банкиров» лишилась 8000 гривен. Девушка продавала через Интернет свадебное платье и очень обрадовалась, когда ей позвонила покупательница якобы из Киева и согласилась на сделку. Покупательница попросила перевести деньги с карты на карту «Приватбанка» с помощью услуги «экстренные деньги». У девушки не было такой карты, и она попросила подругу, у которой была карта банка, помочь. Подруга согласилась, созвонилась с покупательницей, потом заказала услугу в банке и по просьбе покупательницы сообщила ей коды доступа, которые были присланы девушке на мобильный телефон. На следующий день киевлянка пообещала оплатить свою покупку, но вместо поступления средств на карту с нее сняли кругленькую сумму. А номер покупательницы больше не обслуживался.
По данным фактам мошенничества открыты уголовные производства, ведется следствие.
– Если вам по телефону позвонил незнакомый гражданин, представился сотрудником милиции и сообщил, что ваш ближайший родственник совершил уголовное правонарушение либо стал виновным в ДТП и, чтобы ему помочь избежать уголовного наказания, нужно перечислить N-ю сумму денег на банковскую карточку, номер которой сообщается сразу же по телефону, – говорит А. Селиверстов, – знайте, что вы имеете дело с мошенником и ни в коем случае не идите у него на поводу. Немедленно свяжитесь с родственником, о котором шла речь, и убедитесь, что информация, которую вы о нем услышали, ложная. О подобных звонках немедленно сообщайте в милицию по телефону 102.
Чтобы не стать жертвой мошенников, никогда и никому не сообщать PIN-код и реквизиты вашей пластиковой карты, а также секретные коды, связанные с банковскими операциями. Если вам позвонили из банка или какой-либо организации с просьбой сообщить реквизиты карты и PIN-код под различными предлогами, не спешите ее выполнять. Позвоните в указанную организацию и сообщите о данном факте. Также совершайте операции с пластиковой картой так, чтобы находящиеся рядом люди не могли проследить за вашими манипуляциями и в дальнейшем использовать эту информацию. Никогда не прибегайте к помощи либо советам третьих лиц при проведении операций с банковской картой в банкоматах.
Также остерегайтесь мошенников – а это, в основном, женщины, которые могут подойти к вам под видом целительницы или гадалки с предложением снять порчу: чаще всего жертвами таких мошенников становятся женщины и подростки. Такие злоумышленницы стараются взять своих жертв за руку, называют имена ваших родственников, а потом жертвы таких «целительниц» сами не замечают, как отдают им деньги и ценности.
– Ни в коем случае также не соглашайтесь на предложения погадать или снять порчу, – говорит А. Селиверстов, – наиболее действенный способ противостоять мошенникам – не вступать в контакт с незнакомцами ни при каких обстоятельствах. Старайтесь как можно быстрее уйти от "целителя", предоставляющего услуги данного вида. Чаще всего в таких случаях “гадалки” используют гипноз, и люди не замечают, как отдают все свои деньги и ценные вещи. Если уйти от мошенников не получается, не смотрите им в глаза и не давайте прикасаться к вам, особенно к рукам. Не отвечайте на их вопросы и не слушайте жалостливые истории, этим у вас специально пытаются вызвать какие-либо чувства или эмоции, усиливающие гипноз. Если вы почувствовали, что вас ввели в заблуждение, попросите помощи у прохожих и обратитесь в милицию.
Вячеслав Воронин, Стахановский ГО ГУМВД Украины в Луганской области
Tweet