Мессия? Пожалуйте в психушку!
На Священной земле до сих пор обитают «Самсоны», «девы Марии» и др. На одних здесь нисходит благодать. Другие попадают в психушку.
НА ОСНОВЕ реального сюжета был снят художественный фильм. Христианский паломник из Австралии, приехав в Иерусалим, пытался поджечь стоящую на Храмовой горе мечеть Аль-Акса — одну из мировых мусульманских святынь. Эта выходка вызвала серьёзные волнения арабов.
Как объяснил мне Грегори Кац, врач-психиатр, заведующий приёмным отделением центра душевного здоровья «Кфар Шауль», австралиец страдал экзотическим заболеванием, получившим среди профессионалов название «иерусалимский синдром».
Царь Давид
КАК минимум двух вероятных носителей этого недуга я видел собственными глазами. Один, в нарядной белой тунике с позолоченной короной на голове, встречает туристов и паломников на пути к Стене Плача. Это «царь Давид». Как и положено псалмопевцу, в его руках некое подобие лиры, под аккомпанемент которой он распевает псалмы — почему-то, правда, на английском. Может, просто подрабатывает студент консерватории? Нет, он ведь порой начинает проповедовать — и тогда сомнения в душевном здоровье «Давида» отпадают.
Другой несчастный более суров и патетичен. «Мессия» дежурит на главном въезде в Иерусалим и призывает всех грешников покаяться перед наступившим концом времён.
Впрочем, состояние здоровья этих двух «уличных сумасшедших» сравнительно стабильное. По крайней мере в госпитализации они не нуждаются. В «Кфар Шауль» привозят только тех, кто опасен для окружающих.
Таких, как «Самсон» из США. Давно страдая психическим расстройством, он на родине в лечебнице стал толкать гири. Накачав мышцы не хуже библейского богатыря, силач отправился в Иерусалим, где взялся передвигать гигантские камни Стены Плача «на своё место». Солдат и полицейских, пытавшихся воспрепятствовать перемещению святыни, он лихо раскидал. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы смотревшая на «подвиг Самсона» девушка не догадалась крикнуть ему: настоящий-то Самсон никогда не бывал в Иерусалиме! Это откровение так подействовало на атлета, что он тотчас обмяк и легко сдался полиции. В «Кфар Шауле» за три дня его пыл остудили так, что он смог самостоятельно улететь в Америку.
Другой «пророк», уже из Канады, в течение четверти века мирно проживал в пещере на палестинской территории, нечасто радуя иеруса-лимцев своими визитами. Но в один из наездов полицейский попросил у него документы, которых уже давно не было. В Центре душевного здоровья канадца столь успешно вернули к реальности, что он даже вспомнил настоящие имя и фамилию. Это помогло отыскать его родственников, которые и прилетели за бедолагой.
За год выявляют около ста носителей редкой болезни, примерно сорока из них требуется госпитализация.
Большинство уже в своих странах страдали различными душевными расстройствами, и лишь немногие именно в Иерусалиме открылись миру как Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, Магомет или пророк Исайя.
Раны от «гвоздей»
НЕКОТОРЫХ после оказания психиатрической помощи приходится депортировать на родину. Израильское государство несёт при этом материальные издержки, зато таких больных больше в Иерусалиме никто не увидит — въезд в страну будет для них закрыт.
Особенный наплыв «воскресших» пророков и мессий наблюдался накануне миллениума: смена первой цифры года так магически подействовала на расшатанную психику, что «носители истины» ринулись в Иерусалим. Это был единственный случай, когда отделение переполнилось, медики не справлялись с работой, требовали от начальства повышения зарплаты, не получив которого объявили забастовку.
Впрочем, самых тяжёлых проявлений иерусалимского синдрома не встречал даже всезнающий доктор Кац. Таких, какой описан знаменитым советским психиатром Леонидом Васильевым: у женщины-христианки открылись на запястьях стигматы — раны «от гвоздей», и долго никакие лекарства не могли эти раны зарубцевать.
Если «пророк» не успел набедокурить, он может появиться в Иерусалиме не раз. Так, у доктора Каца была «богородица» из Швеции, госпитализированная с рецидивом.
Иерусалимский синдром, возможно, и не излечивается навсегда, но его обострения достаточно успешно снимаются. Поэтому, как шутят в «Кфар Шауле», когда в израильской столице появится настоящий Мессия, встречи с доктором Кацем ему не миновать.
Савелий Кашницкий, Иерусалим–Москва, «Аргументы и Факты»
Tweet