«За деньги работать не хочешь?! тогда будешь пахать на меня бесплатно, я тебе устрою!..»

Возбуждено уголовное дело против судьи одного из районных судов Житомирской области, который использовал на строительстве собственного дома труд 52-летнего мужчины, арестованного на 15 суток. Чтобы заполучить дармовую рабочую силу еще раз, судья… дал безработному второй срокЖитель одного из райцентров Житомирщины 52-летний Николай Иванов раньше в такое не верил, пока не испытал на себе. И пришлось бы ему, наверное, до конца дней жить с болью в душе от обиды и унижения, нанесенных не хулиганами или бандитами, а людьми, призванными нас защищать. Если бы не всевидящее око Управления СБУ в Житомирской области да принципиальность областной прокуратуры.

«Сначала его посадили за неповиновение органам власти…»

Пострадавший и его мать до сих пор так запуганы, что общаться с журналистами отказываются. «ФАКТАМ» пришлось собирать информацию, чтобы воспроизвести примерную картину случившегося, по своим каналам. В интересах следствия имена участников и некоторые подробности этой истории изменены.

После окончания профтехучилища Николай Иванов работал каменщиком в местном строительном управлении «Межколхозстрой». Руки у него – золотые, говорят об Иванове все, кто его знает. И плотником может, и бетонщиком, и другие работы ему под силу. Но в 90-е годы прошлого столетия и его организация, и другие предприятия райцентра развалились. И оказался Николай, как и тысячи высококвалифицированных рабочих, на улице. Перебивался случайными заработками – обедневшие жители местечка не больно-то строились. И рассчитывались за выполненную работу нередко харчами да бутылкой. Какой жене понравится выпивающий муж? Забрала детей и ушла, оформив развод. Суд также обязал Николая выплачивать алименты.

Иванов, конечно, старался не забывать о детях. Но бывшую супругу его скромная помощь не устраивала, и она обратилась в правоохранительные органы с просьбой повлиять на неплательщика. Так однажды на подворье Ивановых появилась милиция. Николай попытался объяснить ситуацию, пообещал решить проблему. Стражи порядка предложили хозяину проехаться с ними в райотдел. Николай, уже немолодой мужчина, возмутился: «Я что, бандит? Зачем опозорить хотите? Сам приду, если надо…» Милиционерам, похоже, было очень надо. Иванов в сердцах добавил парочку крепких фраз, адресованных не столько милиционерам, сколько своей собачьей жизни.

Люди в погонах расценили эту вспышку гнева загнанного в угол человека как сопротивление властям. Быстренько оформили протокол, отвезли мятежника в суд. Иванов получил 15 суток административного ареста.

В советские времена так наказывали дебоширов и пьяниц, которых в маленьких городах, где все друг друга знают, заставляли мести площадь или центральную улицу на виду у всего честного народа. А в больших городах их использовали как бесплатную рабочую силу на стройках и промышленных предприятиях. Дескать, нечего зря сидеть на шее налогоплательщиков!

Пришли вскоре и за Ивановым. Услыхав от дежурного по изолятору временного содержания, что его направляют в суд, Николай удивился: он ведь там уже был! Сопровождающий, человек в гражданском, объяснил: мы, собственно, не в суд идем, а на строительство частного дома, который возводит себе судья. А сам он является бригадиром на этой стройке. Хозяином оказался тот самый молодой судья, который рассматривал дело Иванова.

Николай особого энтузиазма не испытывал. Поэтому не стал афишировать свои способности. Кому охота рвать пуп «на шару»? Но работать на свежем воздухе, общаться с рабочими было все же интереснее, чем давить клопов в камере.

Дни шли. По утрам тот же бригадир забирал Иванова из камеры, а по вечерам отводил назад в милицию. Обедать Николай ходил домой. Админарестованный смекнул, что работы на этом объекте еще непочатый край. И решил, когда кончится срок его ареста, попробовать наняться к судье за деньги. Это была бы неплохая возможность заработать и помочь семье.

Когда Николая выпустили из милиции, судья согласился. Договорились об оплате, и работяга с энтузиазмом взялся за дело. Хозяин нормально ему заплатил. Впервые за последнее время Иванов почувствовал себя человеком. Закончив обещанную работу и получив расчет, он намеревался пару дней отдохнуть, помочь матери. Но попросили помочь выполнить кое-какие работы то одни знакомые, то другие. А Николай, добрая душа, никому не мог отказать, иногда работал практически за спасибо и никогда не осуждал земляков, не способных заплатить.

Выполнив вроде бы все просьбы знакомых и родственников, Иванов снова пришел к судье. Определились с фронтом работ, оплатой, рабочий снова взялся за дело. Но, видать, не рассчитав силы, заболел.

«Ты не воровал? Ну так матерился и дебоширил!»

Лечиться пришлось за пределами родного городка. Как только Иванов вернулся домой, мама сказала, что снова приходила милиция. Милиционеры явились на следующее утро и предложили проехаться с ними в райотдел. Наученный горьким опытом, Николай понял, что спорить с ними чревато. В милиции ему заявили, что он подозревается в краже личного имущества некоего гражданина. Подозреваемый взмолился: «Хлопцы, отпустите, вы меня с кем-то перепутали!» Стражи порядка сказали: «Подожди, разберемся», – и заперли Иванова в камере.

«Разбирались» полдня. Где-то после обеда они составили протокол, что якобы в это послеобеденное время гражданин Иванов, находясь в центре города в пьяном виде, нецензурно выражался и нарушал порядок. Хотя уже с утра он находился в милиции! «Дебошира» снова быстренько доставили в суд, к тому же судье…

«Ну вот видишь. Не хотел за деньги работать, так теперь будешь пахать на меня бесплатно!..» – обрадовался старому знакомому служитель Фемиды. И опять впаял «нарушителю» пятнадцать суток.

И снова по утрам в милицию приходил знакомый бригадир и забирал админарестованного на рабский труд. Так длилось суток пять, пока невольник не взбунтовался. «Что хотите делайте со мной! Но работать бесплатно у вас я не буду. За деньги – пожалуйста… У нас не рабовладельческий строй!»

Как сообщил «ФАКТАМ» прокурор Житомирской области Николай Франтовский, против судьи возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление служебным положением», которая предполагает лишение свободы сроком от пяти до восьми лет и потом в течение трех лет запрещает отбывшему наказание занимать определенные должности.

Но задержать и посадить в камеру судью, как он сажал простого человека Николая Иванова, правоохранительные органы имеют право только с разрешения Верховной Рады.

Когда на областной судейской квалификационной комиссии зарвавшегося су-дью попытались пожурить, он удивился и заявил, что так, как он, поступают чуть ли не все правоохранители!

После тщательной доследственной проверки областная прокуратура возбудила уголовное дело также против милиционеров РОВД, сфабриковавших ложное обвинение, из-за которого невиновного человека незаконно взяли под стражу. За такое деяние работников правоохранительных органов закон предусматривает более суровое наказание – лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Потерпевший же имеет право предъявить своим обидчикам через суд гражданский иск о солидной компенсации морального ущерба.

Автор благодарит за помощь в организации материала прокурора Житомирской области Николая Франтовского.

Владимир Шуневич, «ФАКТЫ» (Житомир-Киев)

You may also like...