Живи тихо – не увидишь лиха!

Столичные адвокаты недовольны работой судов. По их мнению, судебная практика по уголовным делам в отношении несовершеннолетних приобретает карательный уклон. Так, в 2007 году к лишению свободы приговорено 492 подростка, что на 25% больше, чем в 2006-м. Недовольство адвокатского сообщества озвучил член правления Союза берлинских защитников по уголовным делам Штефан Конен (Stefan Conen): «Суды все чаще выносят молодым правонарушителям не условные приговоры, а о взятии под стражу. Судьи все больше отступают от требований закона о судопроизводстве по делам несовершеннолетних, ставящего на первое место воспитательное значение процесса, исходя вместо этого из принципа устрашения жесткостью». Сказано витиевато, но мысль понятна: по г-ну Конену, суд должен не столько наказывать, сколько воспитывать.

С тем, что лишение свободы автоматически не ведет к снижению преступности, согласны криминалисты и работники органов юстиции. Но насколько уместно рассуждать о воспитательной роли суда, когда речь идет о циничных уголовных деяниях? По данным берлинского отделения Организации защиты жертв преступлений Weier Ring, за тот же период (то есть с 2006 по 2007 год) и на те же 25% возросло число нападений на пожилых людей. Дня не проходит, чтобы в полиции не зарегистрировали с дюжину таких фактов! А в год это составляет более четырех тысяч! У стариков рвут сумки из рук, у них отнимают деньги, их бьют. Нападают, в основном, именно юнцы, которые в случае поимки не испытывают ни малейшего раскаяния.

«К реальному лишению свободы приговаривают тех, кто совершил тяжкое преступление и, несмотря на доказательства, не признает себя виновным», – комментирует судебную практику государственный секретарь сенатского управления юстиции Хассо Либер (Hasso Lieber).

«Судьи не свободны от давления – общество требует более сурово карать молодых правонарушителей, – продолжает юрист. – Нельзя забывать и о том, что сегодняшняя «клиентура» исправительных домов для несовершеннолетних радикально отличается от своих сверстников 10-летней давности. Они стали агрессивнее, у них совершенно отсутствует уважение к закону. Даже в местах лишения свободы они пытаются создать группировки, в которых царит «право сильного». Администрация с этим всемерно борется. В последние годы изменились сами задачи молодежных исправительных учреждений. Сейчас многое делается для повышения элементарной грамотности арестантов. Нередко встречаются такие, кто не умеет ни писать, ни читать. И их подготовка к жизни после отбытия наказания начинается со школьных занятий. На эти цели из бюджета ЕС земле Берлин выделено 2,1 млн. евро. Средства расходуются на школьное обучение арестантов, на привитие им знаний компьютера, а также на их социальную и профессиональную подготовку».

Сказанное г-ном Либером звучит убедительно, вот только кое-что он, к сожалению, недоговаривает. А именно: посещение занятий сидельцами не обязательное. Поэтому в 2006 году из более чем 5000 заключенных десяти берлинских молодежных тюрем свидетельства об окончании основной школы получили 55 человек, средней школы – 8, и еще 465 прошли профтехобучение. Вот бы чем озаботиться берлинским защитникам, чиновникам управления юстиции, а главное – политикам всех уровней. Ан нет. Первые сетуют на негуманность судов. Вторые собираются вводить в столичных тюрьмах униформу для заключенных – джинсы, футболки и куртки единого образца. Ну, а третьи – как, например, депутаты районного совета Marzahn-Hellersdorf, – уже три недели дебатируют, где и сколько устанавливать автоматов по продаже шприцев наркоманам. Левые предлагают по одному в каждом районе, категорически против выступают христианские демократы. Компромисс предложила фракция СДПГ: автоматы установят только в консультационных пунктах для наркозависимых или рядом. Так что хоть в этом отношении любимый город теперь может спать спокойно. А что касается жесткости судей, то на этот счет в словаре Даля есть чудесная поговорка, которую хорошо бы знать членам Союза берлинских защитников, а пуще того – их клиентуре. Поговорку эту я и вынес в заголовок.

Борис Губко, Русская Германия

You may also like...