Три года 19 дней – за несовершенное убийство

Владимир Чумаков из станицы Марьинской Ставропольского края сначала добился признания невиновности, а потом – моральной компенсации

Последняя ночь бабы Любы

Поздно ночью в воскресенье 29 сентября 2002 года в окно бабы Любы Шаповаловой, жительницы станицы Марьинской Кировского района, постучали. Подвыпивший мужчина уговаривал старушку открыть дверь. Баба Люба церемониться не стала – предложила гостю пойти проспаться. Пьяный полез на рожон, дернул входную дверь. Хлипкий навесной крючок упал на землю. Мужчина оказался в хатке. Но там его уже встречала баба Люба, вооруженная кочергой. Не такой уж и грозной была маленькая щупленькая 72-летняя старушка в ночнушке, но грабитель, недолго думая, повалил ее на пол и стал душить. Руками не получалось. Тогда он выдернул из телевизора «Рекорд» электрический шнур и тремя витками довершил начатое. Мертвую старушку перенес на железную кровать с подушками в пестрый горох, накрыл простынью и поджег. Утром к бабе Любе по привычке заглянула сестра…

– Маньяк! – причитали соседки, – и ведь ничего ж не взял окаянный – только крестик нагрудный да кошелек ейный и покрывало! На водку ему не хватало! Одним словом, маньяк!

Преступника нашли быстро. Вполне приличный с виду молодой человек сознался сразу, только вот на суде вдруг начал все отрицать. Судья Леонид Щербаков приговорил парня к девяти годам строгача.

Казалось бы, что тут особенного? Обычная чернуха. А что парень пошел в отказ, так следователи шутят, тюрьмы у нас переполнены невиновными… Можно было и остановиться. Только вот Владимир Чумаков, мотавшийся по СИЗО

3 года и 19 дней, упорно твердил одно – не виноват! Только в мае 2006-го четвертый раз пересмотрели дело и признали – не убивал он ту старушку.

Явку с повинной выбили в милиции?

23-летнего Владимира Чумакова, линейного обходчика газопровода, задержали 2 октября 2002-го. В день убийства пенсионерки он с утра возился с отцом в огороде. Вечером пошел с друзьями пивка попить. Зашел в гости к девушке. Потом затарился в торговом вагончике лимонадом и вернулся домой. Через пару дней его вызвали в милицию – вроде кого-то обругал матом. Административное правонарушение закончилось для Чумакова 5 сутками в ИВС Кировского РОВД – достаточно, чтобы невиновный оказался виновным.

– Нас сидело в камере человек пять-шесть, – рассказывает Владимир. – Каждого дергали, заставляли явку с повинной написать. Меня каждый день водили на третий этаж и били. Запугивали. Другие, бывалые зеки, знали – побьют и отстанут. А я ж не знал. Вот и подписал… Хотя в момент убийства я был с друзьями на другом конце станицы! Но на это  никто не обращал внимания. Убийца есть убийца.

А были ли другие версии?

Наталья Чумакова из-за случившегося с братом стала ярой правозащитницей и до сих пор считает – дотошного расследования по делу не было. По селу ходили разговоры, что после убийства соседки нашли в огороде бабы Любы чьи-то следы и прикрыли их черепицей, чтоб сохранить для следователей. Но на следы никто не обратил внимания. У милиции был и фоторобот подозреваемого, составленный со слов сторожихи торгового вагончика. У нее в ту ночь то подвыпивший мужик покупал водку и все время прятал лицо, то два незнакомца дорогу на улицу, где жила баба Люба, спрашивали. Сторожихе эти ночные посетители показались подозрительными. Одного из незнакомцев она запомнила. Составили фоторобот. Но искали ли незнакомца с фоторобота?

– Они даже вещи, в которых Вова в тот день ходил, не осмотрели, – злится Наташа, – говорили, может, мы их в химчистку сдавали. Боялись, ничего не найдут?

Может быть, старушку хотели ограбить? Деньги у нее были, и она их особо не прятала. Да только в доме почти ничего не тронули. Может, мстили? Даже дочь признавала, что баба Люба постоянно ссорилась с одной из местных жительниц, и та в сердцах поклялась, что баба Люба ее надолго запомнит. А еще рассказывали, как незадолго до смерти старушка накричала на молодежь на мотоциклах. Дескать, все ездите, гудите, покоя от вас нет. А те возьми да и стукни ее. Старушка грохнулась наземь. Парни бабку подняли, в дом занесли и уехали. А баба Люба припасла на кухне кочергу для самообороны…

После обвинительного приговора станица раскололась надвое – для многих Чумаковы вмиг стали изгоями.

– Половина станицы перестала с нами здороваться, – вспоминает Наталья Чумакова. – Смеялись прямо в лицо. И так нам было не мед, а тут еще… Однажды мама пошла в церковь на Троицу, а ей в глаза говорили: «Ты – мать убийцы, чего пришла?» Представьте, как нам жилось!

«Мы верили в чудо»

Но Чумаковы не сдавались: суд трижды выносил обвинительный приговор, и каждый раз они подавали на кассацию, дело направлялось на новое рассмотрение. Чумаковы стучались во все правозащитные организации, 124 раза съездили к Владимиру в СИЗО.

– Как я там жил? – переспрашивает Чумаков. – В камерах людей вдвое больше положенного. Спали по очереди. Кроватей на всех не хватало – кто-то ночью спит, кто-то днем. Я вот по два часа спал. Условия… Бетонный пол. Кровати железные, матрасы тонкие. Одеяло родители передали. В камере постоянно дым – курят все, даже кто раньше не курил. Кто хотел, тот кололся… Тараканы бегают. Суп выглядел так – курицу повара не ощипывали. Окунут в кипяток, перья большие выдернут, все остальное в котел. И это варится…

  – А однажды тюремная почта донесла – сидит в нашем же СИЗО еще один парень из моей станицы. Потом меня перевели с ним по соседству. Переговариваемся как-то через стенку, через кружку, и он мне сказал, что сидит за убийство той же самой бабы Любы… Давно, спрашиваю, сидишь? Да вот с полгода как посадили, – отвечает… А я уже к тому времени два года по камерам… Вот дела, думаю. Но может, и не был он из моей станицы, а на признание меня хотели раскрутить… Не знаю уже… С парнем мы больше не разговаривали.

Владимир перенес 3 суда (судьи Леонид Щербаков, Олег Дыкань, Николай Зинченко), каждый из которых по очереди признавал его виновным, и только четвертый суд под председательством Татьяны Карпенко его оправдал.

В октябре 2005-го Владимира Чумакова выпустили из СИЗО, но взяли подписку о невыезде. Чумаков вернулся домой, да только в родной семье его сразу не признали.

– На него смотреть было больно, – вспоминает мама Володи Людмила Александровна.

– Лицо бледно-желтое, как у покойника, – передергивает плечами сестра Наташа.

Из крепкого, пышущего здоровьем парня он превратился в собственную тень.

Зашли родители с сыном в дом, а Владимир шагу без спроса не делает. Притулился на стульчике у стенки и все переспрашивал: «Можно я в другую комнату зайду? Можно свет включу? Включите мне воду». Наталья сначала решила – шутка такая. Потом поняла – за три года Владимир привык все только с разрешения делать. А еще привык бояться.

– Он, наверное, полгода входил обратно в колею. Ему тяжело было дома. Не человек, а сплошной комок нервов. Хорошо хоть на работе на следующий же день восстановился, его там сразу приняли.

Поверить, что им удалось добиться справедливости, Чумаковы не могут до сих пор:

– Мы же трижды подавали на кассацию. В суде Володю, когда он приходил на очередное заседание, уже узнавали и охранники, и секретари, и судьи: мол, опять этот.  Быстренько посовещаются и обвинительный приговор утвердят. А мы сразу подаем жалобу.

495 310 рублей 89 копеек – за искалеченную жизнь

Только 2 мая 2006 года суд признал: признался в убийстве Владимир не добровольно. В день, когда Чумаков якобы писал явку с повинной в кабинете следователя, он не покидал своей камеры в ИВС Кировского РОВД – в журнале вывода административно арестованных об этом не стояло ни единой пометки (!). Зато было записано, как его неоднократно забирали на допросы в другие дни. Того, что Чумакова били и угрожали, доказать невозможно. Но родители счастливы уже потому, что сына оправдали в связи с его непричастностью к преступлению и признали за ним право на реабилитацию.

О том, как незаконно осужденный Чумаков добивался судебного решения о моральной компенсации, можно написать отдельную историю! Самый гуманный суд в мире оценил 3 года и 19 дней, проведенных в камере в компании с наркоманами, ворами и убийцами, в 495 310 рублей 89 копеек. Решение о выплате вступило в силу еще 8 месяцев назад, в апреле. Но таким решением Владимир Чумаков не доволен. Написал в Верховный суд и позвонил на «Прямую линию» с премьером Владимиром Путиным:

– Я хочу получить свои пять миллионов компенсации. Думаю, такая сумма вполне отражает моральные страдания, которые я перенес. Подал документы в Страсбургский суд по правам человека. Надеюсь, Страсбург поддержит меня. Потому что в объективности нашей Фемиды я уже убедился. И разочаровался. Но, кроме торжества справедливости, я хочу обустроить нормальный быт, жениться, детишек нарожать. И минувшие годы забыть как страшный сон…

P. S. Владимира Чумакова оправдали. Только вот найден ли настоящий убийца пенсионерки Шаповаловой и несет ли заслуженное наказание?

Оксана ЛихачеваКомсомольская правда

You may also like...