Шотландская схема: «Алло, это банк?» – «Да. Скажите срочно номер своей карточки»

Сотни тысяч латвийцев (и Kriminal.lv в том числе) получили письмо от имени Swedbank с требованием передать свои банковские данные. Таким образом — весенний сезон «фишинг»-мошенничества открыт. Кстати: возможно, скоро при телефонном разговоре с девушками из настоящего банка вас снова попросят о личной информации. Ничего не выдавайте…

Письмо

«Уважаемый действительный клиент,

17 марта 2009 года Ханзабанк поменяет свое бизнес-имя, новое имя будет «Сведбанк АС». Этот шаг является последней фазой в процессе смены брэнда, начатого прошлой осенью. В Латвии название банка будет «Сведбанк АС», в Литве «Сведбанк АБ».

Пока в системе не будут сделаны все обновления, нам понадобится некоторая личная информация о каждом держателе счета.

Нажмите СЮДА и заполните все требуемые данные.»

Такое письмо мы получили от мошенников, намеренных изъять немного денег с нашего счета. По словам пресс-секретаря Swedbank в Латвии Кристине Якубовской, они не имеют к банку никакого отношения. И вообще — банк такие письма не рассылает и никогда не требует ничего подобного.

«Пока у кого-то есть деньги, будут те, кто хочет их заполучить, поэтому попытки мошенничества происходят постоянно, — рассказала Телеграфу г-жа Якубовска. — Нынешняя попытка — причина еще раз напомнить клиентам о том, что банк никогда не просит от клиента личной информации, которая необходима для осуществления электронных услуг, в том числе и ПИН-коды с расчетных карт. Если возникают сомнения относительно какой-то сделки, письма или звонка, то всегда нужно связаться с банком и выяснить, действительно ли его прислал банк».

По словам Якубовски, ни один получатель письма не понес финансовых потерь. «Жители стали умнее, и вряд ли кому-то придет в голову поделиться, например, ПИН-кодом со своей расчетной карточки», — говорит она. Вся имеющаяся в распоряжении банка информация передана правоохранительным органам.

«ХасПабанк»

…В принципе, конечно, нужно быть сильно невнимательным, чтобы не заметить:

1) письмо пришло с адреса [email protected], что воскрешает в нашей памяти «адибас», «пансоаник» и другие брэнды 20-летней давности;

2) псевдобанковский сайт, на которую ведет ссылка, расположен (хотя и снабжен файрфоксовским предупреждением о мошенничестве) на домене http://netuall-54-130.cnt.nerim.net

А интерфейс псевдо-странички банка вполне идентичен натуральному. Кстати: есть основания полагать, что мошенники базируются в Литве. На это указывает наличие литовской версии сайта (язык малораспространенный, доступный только местным) и отсутствие, к примеру, латышской.

Последние веяния: «шотландская схема»!

Но гордиться своей внимательностью в отношении интернет-рассылок мало. Мы должны предупредить: впереди с высокой долей вероятности — новая разновидность мошенничества. В ней, скорее всего, будут участвовать настоящие работники латвийских банков. И это уже серьезно.

Дело вот в чем: как неоднократно отмечала наша полиция — все мошеннические схемы, реализуемые в Латвии, где-то когда-то уже прокатывались. И — «прокатывали». А значит, самое время обратиться к западноевропейскому опыту.

Так вот — как сообщает британская «Mail on Sunday», в Шотландии сейчас идёт настоящая эпидемия вербовки преступниками сотрудниц банковских колл-центров. Отшифровываем: когда вы звоните в свой банк с каким-нибудь вопросом, на том конце подымает трубку специально обученная девушка. Как правило, это девушка низкооплачиваемая. В Шотландии то же самое. Как отмечает газета, в шотландских колл-центрах сидит порядка 80 000 человек, по большей части студенты и подрабатывающие. По мнению авторов ежегодного полицейского доклада, до 10% этой массы «пронизано преступностью».

По словам самих работников колл-центров, 25% из них имеет подозрения, что коллеги «сливают» информацию криминалитету.

Были и случаи отлова «справочных девушек» с поличным: к примеру, одна из них записала личные данные клиента в кроссворде. Другая сфотографировала их с экрана своего компьютера мобильником…

Всего же Британии фишинг в год обходится в 1 200 000 000 фунтов. Это самая быстрорастущая отрасль преступности. 100% — то есть все поголовно опрошенные — сообщают, что имели дело с подозрительными телефонными звонками в финансовой сфере.

Ужас ситуации в том, что вашу личную информацию у вас вытягивают люди, облеченные некими полномочиями — то есть реальные работники банков. С учетом естественной робости человека перед инстанцией, мало-мальски приказной тон со стороны «девушки на том конце» может заставить человека раскрыть свои номера, пароли, явки и т.д.

Всё это Mail on Sunday уже успела метко окрестить «мягким подбрюшьем капитализма».

Возможно ли всё это у нас?

Официально, разумеется, нет. А практически — случаи, когда сотрудницы кредитных учреждений вступали в контакт с криминалами и всячески помогали им, уже зафиксированы. Причем и в судебных приговорах.

Так, стоит вспомнить дело Кристины Ванки, бывшей рядовой работницы Unibanka , инсценировавшей ограбление отделения. Преступление, ставшее крупнейшим банковским ограблением в истории Латвии, поначалу выглядело как операция матерых профессионалов. 19 мая 2004 года, как только инкассаторы привезли на Саркандаугаву мешки с деньгами, в филиал вбежали два преступника в масках.

Пригрозив работницам банка оружием, они проникли в сейф и похитили оттуда 183 тысячи латов (собственно в латах, а также в американских, канадских и австралийских долларах, фунтах, разнообразных марках, злотых и пр.). Перед тем как скрыться с места преступления, забрали видеокассеты с записью банковских видеокамер, а девушек-работниц связали… В общем, никаких следов и зацепок.

У полиции, правда, тут же возникли кое-какие сомнения: преступники были слишком уж в курсе всего происходящего в банке: время привоза денег, расположения записывающей техники… Вряд ли без помощи сотрудников отделения они могли бы так хорошо и быстро сориентироваться в здании. В общем, после проверки обеих главных свидетельниц – «специалисток по работе с клиентами» – задержали. А вслед за операторшами поймали и исполнителей.

Поначалу предполагалось, что организовал всю операцию старший из задержанных – 32-летний Гатис Зиемелис. Однако на суде оказалось, что главная обвиняемая – 27-летняя, ранее не судимая и замужняя дама, мать 3-летней девочки Кристине Ванка. Как установило следствие, идея ограбить банк пришла в голову именно ей. Вернее, даже не ограбить, а обокрасть, инсценировав ограбление с помощью верных людей… Суд в итоге дал Ванке как организаторше 6 лет.

Другой случай: в прошлом году рижская полиция задержала целую группу из простых мошенников и работниц кредитных учреждений, оформлявших на ничего не подозревающих клиентов разного рода кредиты. В итоге выдававшим их учреждениям был причинен ущерб на многие десятки тысяч.

Итого

Нет сомнений, что в период кризиса (когда банковским девушкам тоже подрезали зарплаты), персональные данные клиентов находятся под угрозой. Поэтому — совет: если во время телефонной консультации совершенно настоящая банковская работница начинает выяснять у вас что-то явно личное (вроде номера карточки, пароля и проч.) — не поддавайтесь.

Кriminal.lv

You may also like...