«Тревога» в аэропорту Мюнхена выявила серьёзные недостатки системы обеспечения безопасности полётов

20 января нынешнего года работа II терминала Мюнхенского международного аэропорта имени Франца-Йозефа Штрауса была на несколько часов парализована из-за подозрительного ноутбука, в котором сканеры электронной системы безопасности обнаружили следы взрывчатых веществ. Несколько часов кряду тысячи пассажиров не могли покинуть аэропорт. Десятки авиарейсов были задержаны. В здании царил хаос. 

Однако не сам факт обнаружения подозрительных веществ вызвал последующие дискуссии на тему безопасности полётов. Под обсуждение попала работа сотрудников охранных агентств, осуществляющих досмотр вещей пассажиров. 

Так что же привело к срыву работы мюнхенского аэропорта?

Известно, что сканеры безопасности в аэропортах очень часто срабатывают, что называется, не по делу, принимая за следы взрывчатки, например, остатки чистящих жидкостей и аэрозолей. Подобное случается регулярно. Поэтому при срабатывании тревожного сигнала проводится повторная проверка ручной клади пассажира, в редких случаях – дополнительный личный осмотр. Как правило, ничего не обнаруживается, инцидент считается исчерпанным, и пассажир продолжает свой путь. Терминалы при этом, естественно, никто не закрывает и рейсы не отменяют, иначе авиаполёты уже давно перестали бы считаться самым быстрым способом путешествий.

Причиной же инцидента в Мюнхене стала нерасторопность сотрудников охранной фирмы SGM. После того как сработал тревожный сигнал, они стали совещаться, стоит ли оповещать о произошедшем федеральную полицию. Обсуждение продлилось около 10 минут. Тем временем владелец ноутбука, вероятно, торопясь на свой рейс и не разобравшись в ситуации, забрал свои вещи и растворился в толпе. «Побег» потенциального террориста был замечен сотрудниками охраны далеко не сразу, но как таковой привёл к полному закрытию II терминала аэропорта. Полиция начала проверку всего здания. Пассажиров пришлось эвакуировать, затем подвергнуть повторному досмотру. Авиарейсы были отложены. Однако найти «беглеца» и его злополучный ноутбук не удалось.

При этом, по информации мюнхенской TZ, в промежуток времени между «побегом» пассажира с ноутбуком и прекращением работы II терминала стартовали более 30 самолётов. Конечно, отмечает издание, далеко не на все из них «террорист» мог успеть, но количество потенциальных целей поражает. Наиболее вероятным казался мадридский рейс, однако среди прилетевших в столицу испанского королевства «беглеца» не обнаружили.

Истинные масштабы прокола служб безопасности аэропорта стали понятны лишь через несколько дней, при расследовании инцидента. После проверки видеозаписей, сделанных в аэропорту 20 января, выяснилось много неприятных деталей. Во-первых, «беглец» никуда не спешил, его просто никто не пытался задержать и объяснить, что его ноутбук был сочтён подозрительным. А потому он, сам ничего не подозревая, спокойно отправился в магазин Duty-Free. Во-вторых, оказалось, что он никуда не улетел: камеры зафиксировали, что пассажир всё время находился в здании аэропорта (наверняка проклиная на чём свет стоит того, кто стал виновником многочасовой задержки рейсов). Также выяснилось, что он, как и все остальные пассажиры, прошёл повторный предполётный досмотр. Никаких следов взрывчатых веществ в этот раз на его вещах обнаружено не было. Но главное, что выявила видеозапись, – это то, что сотрудники служб безопасности аэропорта оказались не лучше случайных свидетелей, ведь даже при повторной проверке «беглец» так и остался не узнанным. И до сих пор личность его неизвестна. 

Столь скандальный инцидент не мог не вызвать острых дискуссий по вопросам обеспечения безопасности полётов. Тут же зашёл разговор о необходимости увеличения количества сотрудников, обеспечивающих безопасность в аэропортах, а также повышения им зарплаты. Что называется, под шумок вновь вылезла тема установки «раздевающих» сканеров во всех международных аэропортах страны. Устаревшими назвал существующие меры контроля в аэропортах Штефан Шульте (Stefan Schulte), глава Fraport AG, компании, владеющей и управляющей международным аэропортом Франкфурт. «Раздевающие» сканеры стали бы «существенным прогрессом для безопасности», высказался он в интервью Sddeutsche Zeitung. Непонятно, правда, каким образом сканер помог бы избежать прокола служб безопасности, подобного мюнхенскому.

Вероятно, не видит пользы от сканера в подобных ситуациях и глава Федерального министерства внутренних дел Томас де Мезьер (Thomas de Maizire). Он оценивает уровень современной системы безопасности аэропортов как достаточно высокий. Дать 100-процентной гарантии не может никто, отмечает он. «Но мы делаем всё, чтобы полёты были безопасными». Главной же проблемой, выявленной в результате мюнхенского инцидента, де Мезьер назвал недостаточный уровень подготовки сотрудников частных охранных агентств.

Дина Усманова, Русская Германия

 

You may also like...