В Украине чаще всего пропадают россияне и японцы
Автоворы не дремлют, каждый день в милицейские сводки попадает информация об угонах. В прошлом году правоохранителям удалось найти только треть похищенных машин. А владельцам вернули и того меньше, так как часть железных коней уже успели разобрать.
Какие модели предпочитают преступники и как их ловят, выясняли «ВВ».
Схема классического угона довольно проста: один или двое злоумышленников в удобный момент вскрывают машину и уводят ее. В условленном месте авто передается сообщнику, который перегоняет ее в гараж или мастерскую. Иногда эта цепочка длиннее. Транспортное средство очень быстро переоборудуют, перекрашивают, перебивают номера кузова, агрегатов. Затем по липовым документам передают новому владельцу, который уже вполне официально продает его ничего не подозревающему покупателю. Проблема в том, что члены преступной группировки не знают друг друга в лицо. Во всяком случае тот, кто непосредственно угоняет машину, может никогда в глаза не видеть подставных владельцев или автомастеров.
Самая большая проблема, которая стоит перед правоохранителями, — найти очевидцев. К примеру, на Полтавщине в прошлом году удалось раскрыть почти 80% угонов — своеобразный рекорд. Во всяком случае, по сравнению с другими регионами, где ловят только каждого третьего похитителя. В милиции объясняют, что в последнее время им активнее начали помогать жители региона — свидетели и просто небезразличные люди.
Хотя, как рассказали в пресс-службе ГУ МВД в Полтавской области, шансы вернуть украденный автомобиль в первую очередь зависят от того, с какой целью его умыкнули. Одно дело, если машину взяли подростки, чтобы доехать до ближайшего ночного клуба, и совсем другое, если работали профессионалы. В общем, похищают авто и для продажи, и для разборки на запчасти, и просто для передвижения.
А как свидетельствует статистика Департамента Государственной автоинспекции, в 2009 году в Украине особой популярностью пользовались «Жигули» — увели 1605 единиц этой марки. За ними следуют Daewoo (1304 автомобиля), Skoda (193), Toyota (181), Mercedes (173), Lexus (157), Volkswagen (148), Chevrolet (144), Mitsubishi (134) и «Волга» (128).
А вот популярность BMW и Porsche среди злоумышленников упала. Если с 2006 по 2008 гг. Porsche Cayenne и BMW X5 страховые компании вносили в черный список самых угоняемых, то в 2009-м тенденция поменялась. В Киеве всего четыре владельца лишились своих X5 (по Украине — около 25), а Porsche Cayenne «помахали ручкой» лишь один житель Киева и шестеро по всей Украине. Только в столице в прошлом году умыкнули 19 Land Cruiser 100/200 и четыре Land Cruiser Prado.
По словам специалистов, чем больше преград на пути злоумышленника, тем больше шансов, что он пройдет мимо. Так что сигнализация, особый замок, блокировка руля и так далее — вовсе не излишества. Самые опасные места для железного коня — рынки, стихийные стоянки, паркинги возле жилых домов. Профессиональные угонщики предпочитают работать ночью, ближе к рассвету. Пока хозяин проснется и заметит пропажу, преступники будут уже далеко.
Марина БРЫЛЬ