Перспективы автопроката в Украине

Услуги автопроката в Украине на треть дороже, чем в Европе. Но это не мешает участникам рынка зарабатывать несколько миллионов в год. 

История мирового автопроката насчитывает не одно десятилетие. В 1918 году американский предприниматель Уолтер Джекобс стал основателем известного во всем мире бренда Hertz. Конкуренты долго ждать себя не заставили. Через несколько лет теснить монополиста стали такие компании, как Avis и Budget. Если сегодня прокат автомобилей – привычная и востребованная за рубежом услуга, то в Украине ее развитие динамичным не назовешь. В чем кроется причина?

Во-первых, отечественный автопрокат еще слишком молод и не сформирован окончательно, во-вторых, ему не хватает лояльности потребителей и действенных механизмов работы. А вот что касается ценовых моментов, как раз их-то и не стоит списывать со счетов. Услуга по прокату автомобилей в Украине относится к разряду новых и дорогих, из-за чего мало востребована в период экономических трудностей. Тем не менее динамика роста отечественного рынка автопроката до наступления финансового кризиса составляла 25-30% в год. Сейчас он сбавил темпы развития, рынок покидают мелкие игроки, чем активно пользуются представительства крупных зарубежных компаний. Богатый опыт работы в прокатном бизнесе позволяет им не только удержаться на украинском рынке, но и заработать неплохие деньги.

Свой путь

Именно с ними связано появление в нашей стране давно освоенной на Западе услуги по прокату автомобилей. В середине 90-х годов крупные международные компании, работающие в этой сфере, расширяли сети своих представительств, внимательно приглядываясь к новым развивающимся рынкам. Одним из них стал украинский рынок. Он имел не только большой потенциал, но и высокую концентрацию рисков, поэтому иностранцы выходили на него постепенно и осторожно. «В 1997 году у компании «Avis Украина» прокатный автопарк состоял из пятнадцати автомобилей, маленького офиса и штата из семи сотрудников», — вспоминает Марина Ковалева, бренд-специалист этой компании.

По ее словам, тогда перед «Avis Украина» стояла задача не только упорядочить операционную составляющую бизнеса, но и рассказать об услуге проката и ее преимуществах украинскому потребителю. Кроме Avis свои силы в нашей стране поочередно пробовали такие международные компании, как Budget, Sixt, Hertz и Europcar. Притом каждая делала это по-своему. «Компания Hertz начинала свою деятельность в рамках сотрудничества с лизинговой компанией, Europcar – в рамках автомобильного холдинга. Такие схемы работы гарантировали поддержку и наличие сформированного канала продаж», — рассказала Анна Котковец, маркетинг-менеджер компании «Budget Украина».

Динамика роста рынка на уровне 25-30% в год позволяет говорить, что их попытки увенчались успехом. На сегодняшний день объем рынка компаний предоставляющих услугу прокат авто, аналитики оценивают приблизительно в $15-20 млн., 60% которых делят между собой международные бренды. В целом, по словам Марины Ковалевой, игроков отечественного рынка автомобильного проката можно поделить на три категории. К первой относятся представительства крупных иностранных компаний, в автопарке которых насчитывается как минимум 150 машин. Вторая категория представлена средними национальными фирмами с пятьюдесятью и больше автомобилями, третья – небольшими агентствами с автопарком менее двадцати машин. Из-за отсутствия статистики сложно назвать точное количество игроков прокатного рынка. Сами его участники говорят, что это более пятидесяти компаний,работающих в Киеве и нескольких крупных городах, таких как Одесса, Днепропетровск, Львов и Харьков.

Дария Исакова
, ИнвестГазета 

Читайте также: