Есть ли жизнь на пенсии. Заслуженный отдых украинцев хотят оценить по-новому
Президент и Кабмин Украины тоже заявили о том, что намерены в ближайшее время возобновить процесс реформирования пенсионной системы, который фактически был заморожен последние пять лет. Эксперты в один голос утверждают: это не просто отдаленная перспектива, это — насущная необходимость. Весь вопрос в том, удастся ли новой власти в нынешней экономической ситуации сохранить заявленный курс на повышение социальных стандартов.
Кризис заставил все страны мира пересмотреть даже социально защищенные статьи государственных расходов. Международное исследование Pensions at a Glance looks показало, что в странах ОЭСР реформирование государственной системы пенсионного обеспечения происходит в трех вариантах. Первый — урезание всех видов пенсий в среднем на 22% с параллельным развитием негосударственных пенсионных фондов. Второй — уменьшение размера пенсий с учетом интересов самых бедных слоев населения. Третий — перераспределение пенсий согласно уровню последней зарплаты: низкие пенсии урезаются максимально, средние — менее чем на 5%, а высокие стали еще выше, чем до кризиса. Президент и Кабмин Украины тоже заявили о том, что намерены в ближайшее время возобновить процесс реформирования пенсионной системы, который фактически был заморожен последние пять лет. Эксперты в один голос утверждают: это не просто отдаленная перспектива, это — насущная необходимость. Весь вопрос в том, удастся ли новой власти в нынешней экономической ситуации сохранить заявленный курс на повышение социальных стандартов.
Инициаторы и инициативы
Ни для кого не секрет, что наша страна идет к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, в основу которой заложен страховой принцип. Идет, правда, черепашьим шагом: последние законы в этой сфере — «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении» — были приняты еще в 2003 году. В отдаленной, но очень радужной перспективе они рисовали украинским гражданам аж три источника пенсионных выплат: Пенсионный фонд (общеобязательная солидарная система), Накопительный фонд (общеобязательная накопительная система) и негосударственные пенсионные фонды (добровольная накопительная система). Прошел без малого десяток лет, но из трех обещанных уровней до сих пор работают только два: ПФ — «на износ» и НПФ — «на честном слове».
Правда, осенью прошлого года Кабмин Тимошенко таки принял Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы на период с 2010-го по 2017 год. Разбив указанный период на два этапа и красиво расписав «социально-ориентированные» задачи, экс-премьер умыла руки и отправилась готовиться к выборам, так и не сделав ни одного шага в обозначенном направлении. В результате новая власть получила в наследство туманные обещания, но в то же время не освободилась от необходимости их выполнять.
Одним из первых указов Виктора Януковича на посту Президента Украины был Указ «О первоочередных мерах по преодолению бедности». Он обязал Кабмин обеспечить исполнение Закона «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» и в ближайшее время разработать целевую госпрограмму преодоления и предупреждения бедности. Ключевым моментом этой программы станет реформа пенсионной системы, направленная на создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, которая позволит сбалансировать бюджет ПФ. Последнее, кстати, является первоочередным: по прогнозам Минфина, совокупный дефицит ПФ на конец первого квартала текущего года составит 29,8 млрд. грн., а уже сейчас каждая шестая гривня госфинансов идет на пенсионные выплаты. Но если раньше процесс балансирования бюджета фонда сводился к попыткам увеличить поступления (повышение размера пенсионного сбора для работодателей, попытки взимать отчисления с предпринимателей-физлиц), то теперь государство планирует пойти по другому пути.
Размер имеет значение
«Государственные расходы на финансирование пенсионной системы составляют около 16% ВВП. Этот показатель является наивысшим в мире и почти вдвое превышает средние расходы на государственное пенсионное обеспечение в Европе… Все политики должны осознавать, что Украина не имеет возможностей для больших социальных расходов и любые попытки повысить их приведут только к уменьшению экономического благосостояния», — такие соображения высказал директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский в докладе группы международных экспертов «Предложения для Украины: 2010 — время для реформ».
В то же время правительство серьезно намерено повысить соцстандарты по закону, который вступил в силу с ноября прошлого года, но был проигнорирован предыдущим Кабмином. Как только сверстают проект бюджета, станут известны конкретные сроки и цифры, пока же планируется поднять минимальные пенсии с мая-июня, минзарплаты — с июля, а недоплату за ноябрь-июнь компенсировать равными долями до конца года. По мнению госчиновников, большую часть вопросов реализации данного проекта (и с пенсиями в том числе) можно будет решить «за счет богатых».
Неоднократно отмечалось, что нынешнее пенсионное законодательство Украины явным образом поделено на две части. Первая часть касается «белой кости» — депутатов, министров, судей, прокуроров, госслужащих — и регламентирует начисление пенсий по «особым» правилам. Вторая часть затрагивает «пересічних» украинцев и содержит в себе совершенно иные правила начисления и перерасчета пенсий. «На первом этапе проведения пенсионной реформы прежде всего необходимо принять меры по обеспечению справедливого определения размеров пенсий. Наполнение бюджета ПФ не в последнюю очередь должно проходить путем ликвидации льгот с уплаты взносов», — сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Украины. Основные требования к пенсионной реформе, которые на сегодня выдвигают профсоюзы, заключаются в ликвидации «уравниловки», внедрении справедливых принципов начисления пенсии в зависимости от стажа и заработка, а также сокращении разрыва между минимальными и максимальными пенсиями.
Именно на этом и делает акцент новый Кабмин, в планах которого — привести начисление пенсий высокопоставленных должностных лиц к общей формуле, а также ограничить максимальный уровень пенсий 10—12 минзарплатами. Также возможны ограничение пенсий работающих пенсионеров до 50%, но не ниже прожиточного минимума, и отмена выплаты досрочных пенсий до достижения пенсионного возраста. Среди потенциальных важнейших структурных мер по пересмотру системы начисления пенсий к тому же значится увеличение необходимого стажа для получения минимальной пенсии до 25-30 лет для женщин и до 30-35 лет для мужчин.
Старикам здесь не место
Возрастной ценз — один из самых спорных вопросов пенсионной реформы, ведь принятие такого непопулярного в народе решения лоббируют не только международные организации. В его пользу говорит также объективная реальность.
То, что реформы украинской пенсионной системы необходимо начать именно с повышения возраста, когда украинцы будут выходить на пенсию, неоднократно отмечал Всемирный банк. В Украине, России и Беларуси самый низкий порог пенсионного возраста в Европе (мужчины выходят на пенсию в 60, женщины — в 55 лет, тогда как средний возрастной ценз для пенсионеров в ЕС составляет 65 лет). Еврокомиссия и ООН неоднократно официально рекомендовали украинской власти его повысить. Это было также одним из условий предоставления Украине второго транша кредита МВФ.
Сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни — это характерная черта всех стран «золотого миллиарда», однако Западная Европа «омолаживается» за счет массовой иммиграции из Азии, Африки и Латинской Америки. Трудоспособные украинцы, наоборот, едут искать счастье в Россию, Польшу, Италию, Чехию, Португалию. Сегодня за пределами Украины легально или нелегально работают до 3 млн. ее граждан. Это также является важным фактором старения украинской нации. Данные Госкомстата свидетельствуют: сейчас в Украине 20 млн. населения трудоспособного возраста и 13,7 млн. пенсионеров. По оценкам аналитического центра «Голубая лента» Программы развития ООН, к 2050 году трудоспособных граждан в Украине станет еще на 5,6 млн. меньше. Так что уже через 40 лет процент пенсионных отчислений в зарплате составит около 30%, что явно не в интересах тех, кто сейчас работает на свою пенсию.
Посему повышение пенсионного возраста в Украине неминуемо. Впрочем, официальная позиция власти заключается в том, что делать это будут медленно и постепенно. Во-первых, и население, и работодатели пока психологически к такому шагу не готовы: в трудовых отношениях дискриминация по возрастному признаку проявляется постоянно. Во-вторых, по данным отечественной геронтологии, средняя продолжительность жизни украинских мужчин 62 года, женщин — 74. То есть мужчины рискуют просто не дожить до пенсии, а женщины после 55-ти в большинстве случаев требуют усиленной поддержки здоровья. Кроме того, увеличение пенсионного возраста может увеличить число безработных среди выпускников вузов, и тогда нынешние 40% безработицы испанской молодежи для украинской покажутся радостной цифрой.
Судьба копилки
Все вышеизложенные инициативы являются достаточно дискуссионными, требуют взвешенного подхода и тщательного обсуждения. Ведь у каждой из позиций есть противники и сторонники, аргументы которых одинаково сильны. При этом наиболее сильным остается один объективный аргумент: по расчетам Института демографии и социальных исследований НАНУ, при неизменном положении вещей в 2025 году государственный бюджет будет вынужден замещать своими средствами 12%, а в 2050-м — 30% объема выплат из Пенсионного фонда. Так что активизировать реформу необходимо. «Проблемы, которые сегодня существуют в солидарной пенсионной системе и в негосударственном пенсионном обеспечении, всем известны, — сообщили в Федерации профсоюзов Украины. — Сейчас нужны реальные действия: наработка конкретных предложений и подробный пошаговый план реформ с изменениями, дополнениями и уточнениями к существующим законодательным актам».
Мнение эксперта
Ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований Дмитрий Ляпин:
— Пенсионная реформа в Украине является незаконченной. Полноценное внедрение второго уровня — обязательное государственное накопительное страхование — связано с принятием парламентом на основе актуарных расчетов отдельного Закона и на протяжении ряда лет из-за хронического дефицита бюджета Пенсионного фонда не осуществляется. Основная проблема поступлений в ПФ связана с демографической ситуацией в Украине, низкими возрастами выхода на пенсию и, соответственно, высокими начислениями на фонд заработной платы для работающих.
Высокий уровень начислений приводит к тому, что у работодателя появляется сильное искушение в нарушение национального законодательства выплачивать часть заработной платы в «теневой зоне», без уплаты обязательных платежей в ПФ. При этом выплата заработной платы «в конвертах» похожа на айсберг. С одной стороны, явно видна часть минимизации обязательных платежей, что вроде бы повышает экономическую выживаемость субъекта хозяйствования. Но одновременно присутствует «невидимая часть айсберга»: работодатель становится заложником своих наемных работников, так как любой минимальный трудовой конфликт может закончиться их обращением в прокуратуру. Это серьезным образом деформирует трудовые отношения «работодатель — наемный работник». Однако наличие в стране распространенной практики выплаты «теневой» зарплаты приводит к тому, что возможное решение правительства о повышении уровня обязательных отчислений работодателя (с сегодняшних 33,2% до более высоких значений) выглядит абсолютно нереальным.
Таким образом, следует констатировать, что экономика Украины сегодня находится на верхнем пределе своих возможностей по уплате обязательных платежей в ПФ, что, однако, не обеспечивает надлежащего размера бюджета фонда. Это вызывает необходимость пенсионной реформы, которая должна быть направлена на расширение базы обязательных страховых взносов, увеличение пенсионного возраста при одновременном желательном снижении уровня отчислений до экономически обоснованного уровня. Что, однако, невозможно при существующем неблагоприятном бизнес-климате в стране. Улучшение же бизнес-климата требует ряда реформ, которые непосредственно не связаны с пенсионной реформой, но косвенно влияют на ее реализуемость. Поэтому развитие и стимулирование предпринимательского потенциала нации в Украине является второй необходимой частью пенсионной реформы.
Важнейшей составляющей этой реформы в Украине сегодня является решение о повышении пенсионного возраста. И эта составляющая также имеет несколько аспектов. С одной стороны, повышение пенсионного уровня в Украине (как стране с чрезвычайно завышенными социальными ожиданиями граждан от государства) является электорально непривлекательным решением. Но также необходимо отметить, что правительство на протяжении последних лет само активно подогревало эти социальные ожидания, чем только усугубляло проблему и приводило ее в режим практически неразрешимого гордиевого узла. С другой стороны, увеличение пенсионного возраста является практически единственно возможным решением для исправления демографической ситуации в пользу работающих.
Рассматривая пенсионную проблему, необходимо отдельно отметить, что государственная власть в любом демократическом государстве имеет прецедентную природу и может требовать безусловного исполнения законодательства гражданами и бизнесом только в том случае, когда она сама безупречно исполняет законодательство. Однако в Украине степень соблюдения органами власти законодательства крайне низка, что является дополнительным негативным фактором в перспективах позитивного разрешения как пенсионной реформы, так и улучшения бизнес-климата. Таким образом, качественное улучшение системы государственного управления (административная реформа) составляет третью необходимую часть реформ, комплексная реализация которых позволит решить проблемы пенсионного обеспечения.
Алина Полищук, «Киевский ТелеграфЪ»