Владельцам «нажитой непосильным трудом» роскоши предлагают поделиться
Госдума 12 мая рассмотрит поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие дополнительные фискальные сборы с владельцев дорогостоящих автомобилей, домов, яхт и самолётов. Хозяева предметов роскоши считают возможные нововведения непродуманными и несправедливыми. Как ни странно, думский комитет по бюджету и налогам придерживается схожего мнения.
Согласно представленному законопроекту брать дополнительный налог предлагается с земельных участков, жилых домов, квартир и других строений стоимостью более 15 млн. рублей. Также под дополнительное налогообложение могут попасть автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 2 млн. рублей и выше. Раскошелиться придётся и владельцам драгоценных металлов и камней и изделий из них, произведений живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей. При этом налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица, а размер налога устанавливается исходя из рыночной цены предмета роскоши.
Впрочем, законопроектом предусматриваются и исключения из правил. Например, для любого государственного имущества, а также произведений искусства, более 120 дней в год экспонирующихся в общедоступных музеях. Также не будут облагаться новым налогом земли сельскохозяйственного предназначения и здания, которые используются для осуществления основного вида деятельности (например, офисы или цеха предприятия). А любой транспорт не сочтут за роскошь, если основным видом деятельности его владельца являются пассажирские или грузовые перевозки.
Если же под все эти определения хозяин дорогостоящего имущества не подпадает, то тогда ему придётся ежегодно платить от 1% до 5% его стоимости. Например, владельцам автомобиля, стоившего от 2 до 20 млн. рублей — 1%, а от 20 до 50 млн. – уже 3%. Обладателям супердорогих авто ценой свыше 50 млн. рублей (хотя к этой ценовой категории относятся, скорее, воздушные суда) придётся ежегодно выплачивать 5% их стоимости, то есть более 2,5 млн рублей.
Правда, не стоит забывать, что если недвижимость с годами, как правило, лишь дорожает, то автомобили премиум-класса, напротив, уже через 2 года эксплуатации могут потерять до трети своей первоначальной стоимости. А значит владельцу, скажем, Porsche Cayenne стоимостью 3,5-4 млн. рублей, платить государству придётся 2, максимум 3 года, в общей сложности едва ли больше 100 тыс. рублей. «Для людей, покупающих автомобили премиального сегмента, такие суммы — совершенно не проблема. Другое дело, что введение ещё одного налога — это не совсем справедливо, как мне кажется. Они и так платят большие налоги, например транспортный, но взамен ничего не получают. У нас ведь плохие дороги, плохой бензин. Я согласен, что богатые люди должны платить больше, но ведь должен ещё быть и какой-то «выхлоп» с этого», – считает совладелец и генеральный директор холдинга «Олимп» Евгений Войтенков.
По данным «Автостата», в Петербурге на долю премиум-сегмента приходится около 8% зарегистрированных автомобилей (для сравнения: в Москве этот показатель превышает 12%). До кризиса в нашем городе продавалось 60-80 тыс. автомобилей стоимостью более 3 млн. рублей. Сейчас этот показатель упал на 30-40%. Всего в Петербурге зарегистрировано 1,2 млн. машин. 60 владельцев самых дорогих авто города в сумме заплатили за них более 50 млн. евро. В 2009 году средняя цена на автомобили, которые продавались на российском рынке, составляла почти $23 тыс.
А вот на развитии в России малой авиации введение новых сборов скажется очень негативно, фактически это будет равносильно недавней идее чиновников поднять транспортный налог до 250 рублей за «лошадь» – считают эксперты.
«А в небе — ещё хуже. У нас крайне нечеловеческие правила использования воздушного пространства, которые обещали поменять еще в 2008 году. По сей день уведомительной системы нет, зато уже предлагают платить еще больше. В нашей стране большинство воздушных судов ввозится из-за границы и изначально облагается немалыми ввозными пошлинами. Притом что своих самолётов и вертолётов мы сейчас почти не производим. И если действительно богатым людям, покупающим себе новые самолёты, платить в год несколько процентов стоимости в казну, наверное, не так сложно (было бы за что), то для аэроклубов — это серьёзные деньги. А ведь существенная часть авиации общего назначения находится именно на их балансе. Они и так платят транспортный налог, по 125 рублей за лошадиную силу. Если авиаклуб владеет, скажем, пятью самолётами Як-52, то это уже почти четверть миллиона в год. А теперь получается, что платить придётся ещё столько же, что явно не пойдёт на пользу малой авиации», – говорит пилот-любитель и директор компании «Взлетим.ру» Сергей Иванов. По его словам, принятие поправок может привести к тому, что некоторые владельцы самолётов и вертолётов просто не будут регистрировать свою собственность в России и летать нелегально.
Впрочем, шансов на то, что поправки в налоговый кодекс пройдут именно в том виде, в каком их предложили разработчики, не так много. Ведь законопроект не был одобрен в комитете Госдумы по бюджету и налогам. Парламентарии посчитали, что появление нового сбора приведет к двойному налогообложению, так как перечисленные в предлагаемом к рассмотрению документе предметы роскоши уже являются «объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций», а это противоречит существующему законодательству.
Павел Гинёв, Фонтанка