На каком расстоянии у нас живет власть от народа

Взлетевшие цены на гречку и опустевшие полки в некоторых магазинах, точечное подорожание хлеба и тревожное ожидание, что еще и на сколько может подорожать. Так Украина в этом году встречает осень.

Нашим правительствам катастрофически везет на разные кризисы. В этом году «подсобили» небывалая жара и неурожай во многих странах мира. Достаточно было нескольких сообщений о продуктовом ажиотаже в соседней России, и началось…

Поставили на гречку

Узнав, что у россиян перебои с дорожающей гречкой, украинцы решили и себе сделать мало-мальский запас – еще неизвестно, что там будет с остальными продуктами, а с кашей все же перезимовать можно. В итоге из некоторых магазинов гречка за пару дней исчезла вовсе, в другие ее завозили, но запасы таяли буквально на глазах. При этом ее цена на прилавках выросла на 3–5 грн за килограмм, достигнув 14 грн, а кое-где и 16–18 грн.

Но если бы все только этим и обошлось. Ан нет – в рост пошли и другие продукты: в столице огурцы буквально за месяц подорожали вдвое (и это – в августе!), начали прибавлять в цене и другие овощи и фрукты, молокопродукты, яйца и даже мясо. Понемногу, но в общем «сходить в магазин» стало дороже на десятку-другую гривен.

Эксперты агрорынка в подорожании гречки «винят» ее малое предложение в конце продовольственного сезона, который заканчивается одновременно с летом. При этом посевы гречихи у нас за последнее десятилетие стабильно снижались: с 712 тыс. га в 2001 году до 215 тыс. га в нынешнем – а это в 3,3 раза! И это притом, что потребление данного продукта выросло как со стороны населения, так и в промышленности.

«Гречиха не слишком рентабельна, при довольно низких ценах выращивать ее довольно затратно, а урожайность невысокая. Вот аграрии и отдают предпочтение другим, более выгодным культурам», – пояснила «Профилю» руководитель аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. Однако, считает она, экономических причин для столь резкого повышения цен на гречку нет. «Гречки будет меньше, но это не значит, что она должна стоить вдвое дороже», – подчеркивает эксперт.

Вот тут и проявился один из моментов, свидетельствующих о том, на каком расстоянии у нас живет власть от народа. Как утверждают в ААА, для стабильного и доступного потребления внутренний урожай гречки должен составлять не менее 360–400 тыс. тонн в год или по 75–85 кг на душу населения. Приведенная же Минагрополитики статистика о среднем потреблении населением гречки в объеме около 2 кг в год выглядит просто нереальной, так как только бананы в Украине потребляются из расчета около 1,7 кг на человека в год.

Итак, если в прошлом году, по экспертным оценкам, в нашей стране было произведено 228 тыс. тонн гречки, то в нынешнем ее производство составит лишь около 160 тыс. тонн. Выходит, что без импорта никак не обойтись. А поскольку массово гречиху, кроме стран СНГ, выращивают только в Китае (причем в достаточном для экспорта количестве), вывод напрашивается сам собой. Кстати, Россия уже начала закупать китайскую продукцию. Хорошо еще, что гречка не является предметом столь широкой торговли на агробиржах, как зерно, и мирового ажиотажа на этом рынке, скорее всего, не предвидится.

Однако и здесь нужно действовать осторожно: если импортировать и сразу же выбросить на рынок значительные объемы гречки, можно навредить и отечественным аграриям, которым придется в таком случае продавать родной продукт по заниженной цене, себе в убыток, и таким образом отбить им охоту выращивать гречиху вообще. Впрочем, неурожай и спрос со стороны россиян наверняка могут вызвать желание подзаработать на экспорте украинской гречки в соседнюю страну. А это будет дополнительно давить на наши внутренние цены.

Пока наши власти традиционно и практически в унисон с российскими коллегами кивают на панику и чьи-то провокации, министр агрополитики Николай Присяжнюк уверен, что потребности Украины в гречневой крупе сегодня обеспечены на 100% и причин для ажиотажного спроса нет.

«Это синдром, который раскручивается, и неизвестно почему раскручивается искусственно… Это и приводит к такому положению вещей», – добавил министр. Он также предположил, что одной из причин роста спроса может быть низкий урожай этой культуры в России: «Может, это и причина», – сказал он. А председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев смело спрогнозировал, что уже после 10 сентября – когда поступит гречка нового урожая – ее стоимость снизится чуть ли не до 8 грн за килограмм.

Тем временем аналитики рынка, видимо, не слишком веря в возможности чиновников по обузданию цен, прогнозируют, что к концу года гречка на внутреннем рынке может подорожать еще на 30–40%. И добавляют, что традиционно гречку заменяют рисом, а значит, есть угроза, что и этот продукт может показать ту же ценовую тенденцию.

Не крупой единой

Похоже, гречневая история стала катализатором процесса тотального подорожания продуктов питания в Украине. Если рис пока еще продается без перебоев и по более-менее стабильным ценам, то картошка уже демонстрирует желание рвануть вслед за гречкой. Традиционному «второму хлебу» славян из-за неблагоприятных погодных условий резко снижают прогнозы урожая.

Аграрный министр г-н Присяжнюк считает, что в этом году можно будет собрать не 19,5 млн. (как год назад), а хотя бы 18,6 млн. тонн картофеля, которого при потреблении населением 5,8 млн. тонн вполне должно хватить. Но мы помним, как рассчитано потребление гречневой крупы.

Поэтому лучше ориентироваться на прогноз ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ). Его специалисты полагают, что сбор картофеля снизился на 30% и составит около 14 млн. тонн. Так что до конца нынешнего года можно ожидать 50-процентного подорожания. А уже в январе-феврале цена «второго хлеба» будет зависеть от того, насколько холодной окажется зима – судя по прогнозам, дальнейшего роста цен также не избежать.

Хлеб связали

Начавший было дорожать хлеб власти сразу постарались довольно жестко поставить на место. Через глав обладминистраций аграриям и пекарям «подсказали», что с ценами на продукт первой необходимости играться не стоит. До выборов – так точно. Пекари при этом кряхтели и стонали, ссылаясь на заметное подорожание основных составляющих при ценообразовании: по словам президента Всеукраинской ассоциации пекарей Владимира Слабовского, сегодня к фактору роста цен на зерно добавилось повышение тарифов на газ для предприятий, а также плановое повышение заработной платы.

Однако, по его словам, хлебопеки совместно с правительством разработали план мероприятий, позволяющий компенсировать это повышение. Если все эти наработки будут претворены в жизнь и «не будут извращены на местах», повышения цен на массовые сорта хлеба удастся избежать, считает г-н Слабовский. Главное, чтобы производители хлеба получали зерно и муку из Аграрного фонда по ценам до подорожания.

После ценовых скачков в качестве возможных вариантов решения проблемы власти начали рассматривать дотации – либо производителям хлеба, либо малообеспеченным покупателям. Что касается дотирования производителей хлеба из госбюджета, то, по мнению г-на Слабовского, это можно реализовать разве что с нового года, поскольку в нынешнем бюджете эти средства не предусмотрены. «Хлебные субсидии» предлагает ввести аграрный вице-премьер Виктор Слаута – их могли бы предоставлять малообеспеченным слоям населения уже с 2011 года. Чиновник убежден, что этот механизм был бы значительно эффективней дотаций производителям хлеба и аграриям.

А пока этот вопрос дискутируется, зерно продолжает дорожать и в Украине, и в мире – ввиду неблагоприятных погодных условий урожаи во многих странах ожидаются значительно ниже, чем прогнозировалось ранее. При этом у нас вполне может повториться сценарий 2006 года: тогда при не слишком богатом урожае экспорт зерна на какое-то время закрыли вообще, а затем уже распределили квоты на его вывоз между компаниями-экспортерами.

Однако пострадавших тогда оказалось предостаточно: зернотрейдеры со штрафами, простоями и сорванными контрактами влетели на $100 млн., а аграрии (им пришлось отдавать продукцию задешево на переполненном рынке) – почти на $2,4 млрд. А через полгода, в начале лета-2007, последствия ощутили и граждане, следя за стремительно дорожающим хлебобулочным ассортиментом.

Сейчас сценарий очень похож: в портах «застряло» немало судов с экспортным зерном, их активно проверяют. А вопрос квотирования, который бы прояснил ситуацию с легальным экспортом в нынешних непростых условиях, несколько раз откладывался. Эта волынка уже вызвала недовольство со стороны различных международных институтов, о чем они в письменном виде оповестили всех украинских руководителей. В конце сентября эти вопросы планирует рассмотреть и Всемирная торговая организация, а это уже чревато санкциями против нашей страны.

Цепная реакция

Поскольку к стоимости дорожающих зерновых привязана масса других продуктов АПК, специалисты уже подсчитывают, во что это выльется. Кроме хлебобулочных изделий, пойдет в рост и кондитерка. Подорожание кормов вместе с сокращением поголовья коров повлияет на молочный рынок. В августе молоко и так прибавило в цене почти 50 коп за литр, и в ближайшее время его стоимость может вырасти еще на столько же. До конца года, по словам Марии Колесник, молокопродукция может подорожать еще на 20%.

Поскольку в себестоимости мяса доля зерновых кормов занимает порядка 60%, а кроме подорожания газа прогнозируют еще и более дорогие нефтепродукты, мясопродукты также могут прибавить в цене до конца года еще процентов 20. Участники этого рынка пока говорят не так определенно – «не менее чем на 10%».

Спиртовики, также ссылаясь на дороговизну сырья, третий раз за этот год намерены повысить стоимость своей продукции – аж на 30%. Соответственно, подорожает и водка: по разным оценкам, на 2–3 грн за поллитровку.

В итоге можно констатировать: Украина на пороге очередного продуктового кризиса, к которому власть снова оказалась не готова. И применяемые сегодня меры вызывают больше вопросов (а со стороны иностранцев еще и претензии), чем дают результатов. Успокоительные мантры про достаточность урожая (зерна, гречки и т. д.) на рынок слабо действуют, поскольку не в силах обеспечить ажиотажный спрос. А Аграрному фонду попросту не хватает финансов для проведения всех необходимых закупок, и пока на рынке затишье: все выжидают. И наверняка дождутся. Нового витка цен.

Юрий СКОЛОЗДРА, «Профиль»

You may also like...