Сауроново око Интернета: стать лучше или плевать на репутацию

Сегодня ролик на Youtube позволяет увидеть все своими глазами, стать едва ли не участником, добиться такого эмоционального вовлечения, с каким не способно конкурировать даже словесное мастерство Толстого. Событие не искажено словами, не омертвлено на газетной бумаге, не кастрировано редакционной политикой, не отфильтровано, не отцензурено. Вот оно, перед тобой, что думаешь, как относишься?

Важно понять, чему научит нас всевидящее сауроново око Интернета: стать лучше или плевать на репутацию.

У Толстого, Льва Николаевича, есть рассказ «После бала». Главный герой влюблен в дочку некоего воинского начальника, Вареньку Б. На балу у губернского предводителя он вальсирует с объектом, трепетно прячет подаренную перчатку и с восхищением наблюдает за отцом Вареньки: с какой заботой и любовью вояка относится к дочери.

А утром после бала герой, не в силах сдержать высоких чувств, выходит прогуляться и видит, как вчерашний любящий отец колотит своих солдат за то, что они недостаточно сурово секут шпицрутенами беглого татарина. И так потрясла эта сцена героя, так поразило превращение отца в мучителя, что всякая любовь к Вареньке сошла на нет.

И вот представьте: пришел герой домой, весь в расстройстве, да и написал с горечи в Twitter: «Только что видел, как полковник Б. бил солдата. Как бесчеловечны бывают люди((» А в фолловерах у него – те же господа, что были на вчерашнем балу. И они как возмутятся – надо же какая страшная правда о приличном человеке! – и как понесется: ретвиты, реплаи. И все бы ничего, да кто-то вдруг раздобыл запись с камеры наблюдения на углу девического института, что смотрит аккурат на место действия.

С Youtube, конечно, по всем блогам разбежалось; Салтыков-Щедрин и Чернышевский в уютных дневничках осуждают в прозе, Некрасов пишет фельетоны, либералы голосят: что за бесчеловечная у нас армия, отмените шпицрутены, это уродует личность и искореняет гуманизм. Тут как тут критики власти из «Современника», «Отечественных записок» и «Вестника Европы». К полудню слухи о невиданном общественном возмущении дошли до военного министра…

Конечно, ничего подобного в эпоху Толстого быть не могло (особенно смайлики в Твиттере – дурной тон!), ведь не было способа сделать тысячи людей свидетелями события и дать им возможность самим выбирать, как к нему относится. Даже если бы герой решился рассказать свою историю миру, она осела бы печатной краской в новостной прессе, обросла бы подробностями при пересказе из уст в уста и превратилась бы в рядовой случай «бывает, слава богу, не с нами».

А сегодня ролик на Youtube позволяет увидеть все своими глазами, стать едва ли не участником, добиться такого эмоционального вовлечения, с каким не способно конкурировать даже словесное мастерство Льва Николаевича. Событие не искажено словами, не омертвлено на газетной бумаге, не кастрировано редакционной политикой, не отфильтровано, не отцензурено. Вот оно, перед тобой, что думаешь, как относишься?

***

На видео с камер наблюдения в самарской гостинице компания молодых людей устраивает разнос администраторше. Сотрудница советской закалки (это когда еще никто не знал, что клиент всегда прав) прячется в подсобке от шквала нецензурной брани, угроз и унижений…

Лишь обители информационного вакуума не слышали о том, как оскандалились рейсеры с сайта smotra.ru, которые в рамках благотворительного автопробега развозили вещи и игрушки по детским домам в регионах. Более всех в ролике геройствуют владелец smotra.ru Эрик Китуашвили и Рома Жиган, победитель рэп-шоу «Битва за респект 3» на Муз-ТВ. Артист известен своим русофильским месседжем, личным знакомством с Путиным и участием в олимпийской делегации в Ванкувер. На видео он призывает «обоссать и отвезти на 101-ый километр» женщину, которая задела его недружелюбным тоном.

Ролик с интересом смотрели на Dirty, Лепре, в блогах Навального и Апача. Народное ополчение принялось за дело: кто – строчить заявления в прокуратуру, кто – рисовать комиксы на тему «к тебе звезды из Москвы приехали». Подключились новостные порталы и даже Жириновский (у него трепетное отношение к рэпперам – то Тимати в армию норовит отправить, то вот Жигана за решетку). Smotra.ru лег под DDoS-ом, стенки гонщиков в сети «Вконтакте» покрылись «комплиментами».

Страсти в этой истории натурально по Толстому. Вот варенькин родитель хлещет по щекам подчиненного той же ладонью, которой пару часов назад сжимал ручку дочери во время великосветской мазурки; а вот угрозы в адрес недостаточно любезной рецепционистки выкрикивает тот же голос, что в песнях вещает о любви к простому русскому люду.

Вот несчастный влюбленный ищет оправдания увиденному: наверное, так положено, все-таки закон, военная дисциплина, субординация. Вот некоторые блоггеры осторожничают, не спешат чернить гонщиков: все-таки гостиница, сервис, тетка и сама могла быть повежливей.

Но когда становишься свидетелем такого, язык не поворачивает рассуждать о компетентности сотрудницы и приоритетах гостиничного бизнеса. Всякие чувства к Вареньке испаряются, остается только смотреть, как поведут себя эти, со шпицрутенами.

А ведут они себя странно. Утверждают, что выложили видео, дабы показать «сколько проблем есть в России». Горды, что им были принесены извинения, а сотрудница уволилась. Чуть позже признали: ну да, это мы не по-джентльменски, но она-то, она – сама виновата, нечего хамить клиентам, поделом ей. Им бы пасть ниц да извиниться бы – без оговорок, без всяких «да, но», по-человечески. Но рейсеры-благотворители и рэперы-патриоты предпочитают до последнего вести себя не как люди, а как клиенты, которые были правы.

***

Актуальные темы, больные вопросы, политические позиции, уровень жизни – все это есть у аудитории. У человека есть эмоции, принципы и нравственные устои. Как только пропадает посредник, подгоняющий событие под параметры аудитории, пропадает и сама аудитория. Остается человек. Вот стоит он, один на один с увиденным, соотносит его со своими нравственными нормативами, и рождается у него личная позиция, основанная на глубоко личном, неискоренимом, впитанном.

И когда много человек резонируют в своей оценке происшествия… Нет, не будем называть это общественным мнением. Общественная эмоция – вот так правильнее. На мнение можно влиять: формировать, манипулировать, использовать в своих интересах. А эмоция неподконтрольна, денег на ней не сделаешь, электората не прибавишь. Она волной прокатывается по социальным сетям, по блогосфере, увеличивая количество свидетелей, увлекая за собой новых неравнодушных. На берегу остаются рациональные доводы. Например, что шпицрутены у нас дозволены и мало ли рядовых секут ими у нас в империи, так к чему столько шуму из-за одного единственного?

Общественная эмоция неспособна воспринять такой довод, как «мы устали, а она хамила». Общественная эмоция не видит разницы между «оскорбить женщину» и «оскорбить некомпетентную женщину». Да и вообще общественная эмоция туга на ухо, когда к ней обращается голос разума. Из-за этого, кстати, иногда получаются казусы.

***

Камера наружного наблюдения в английском городе Ковентри зафиксировала, как средних лет женщина бросила в мусорный бак кошку. Кошка оказалась хозяйская, хозяева оказались в гневе, видео оказалось в Интернете, женщина оказалась работницей банка по имени Мэри Бэйл, тут же получившая кличку Cat bin lady.

Влияние кошек на онлайн-сообщество велико, необъяснимо и, в случае с Мэри Бэйл, фатально. Когда хозяева пострадавшей кисы выложили видео в Интернет с просьбой опознать злодейку, Мэри мгновенно идентифицировали и признали врагом всех кошек, людей и людей, любящих кошек. В Фейсбуке появилась страница «Смерть Мэри Бэйл», затем более мягкие версии «Арестовать Мэри Бейл» и «Мэри Бейл должна провести 20 минут в мусорном баке».

Cat bin lady попыталась отрезвить общественность, заявив, что это всего лишь шутка и всего лишь кошка. Любители четвероногих начали угрожать шутнице и атаковать ее дом. Мэри ничего не оставалось, как принести извинения зверюшке, ее хозяевам и всему неравнодушному онлайн-социуму. Покаяние лучше, чем подпалины от лучей ненависти на одежде.

Вся эта история смахивает на пьесу абсурда. Тут уже не Толстого вспоминать хочется, а Гоголя. Не похоже, что издевательство над кошками у тетки в числе любимых хобби. Видимо, просто нашло. Мало ли на нас такого находит: перед зеркалом в лифте покривляться, спеть в зубную щетку, оставить мешок мусора в паре шагов от помойки, когда лень.

Эрик Шмидт говаривал, что «если вы собираетесь сделать то, о чем никто не должен знать, то, возможно, не стоит этого делать». Потому что большой брат хладнокровно фиксирует и возмутительное окаянство, и безобидные провинности, а общественная эмоция может разжечь скандал из того и из другого. И это отличный повод всякий раз думать: хочу ли я, чтобы о моем действии узнал весь мир?

Теперь, когда свидетелями любого поступка могут стать миллионы пользователей, у нас появился отлично работающий алгоритм проверки своих дел на правильность. «Нестыдно, если заснимут и выложат» – делай. «Стыдно» – повремени. А вдруг страх оказаться в одном ряду с Cat bin lady и «Смотрой» хоть немного отучит нас от повседневных пакостей? От хамства, ругани, бросков мимо урны. Как знать. Ведь все мы попеременно то вальсируем с Варенькой, то избиваем солдата.

Как высказался поэт Олег Груз, «в новой-то нашей эре – каждый немного "Эрик"» (это он про владельца smotra.ru, а не про Шмидта). Вот здорово было бы, кабы каждый «Эрик» столкнулся с непробиваемой стеной общественной эмоции и массового осуждения, раскаялся бы, перевоспитался, попросил бы прощения и впредь не делал бяки. Знаю, знаю. Дайте помечтать.

Иначе задаешься вопросом: если бы скандал с варенькиным родителем выплыл в топ Яндекса и обзавелся бы хэштэгом в Твиттере – привело бы это к отмене шпицрутенов лет на 10 раньше? Или хотя бы к публичному раскаянию полковника Б.? Потому что важно понять, чему научит нас всевидящее сауроново око Интернета: стать лучше или плевать на репутацию.

Автор: Надя Франк, Вебпланета

You may also like...