Почему трагические истории молодых российских спортсменов – зловещая закономерность

В обществе сформировалось отношение к спорту как к одному из наиболее простых способов заработать себе на кусок хлеба. И в стране, где расслоение общества видно невооружённым глазом, появилось немало людей из числа «заботливых» родителей, которые готовы за счёт здоровья своего ребёнка обеспечить себе безбедную старость. .

Российская бобслеистка Ирина Скворцова вернулась на родину… История молодой спортсменки, получившей осенью прошлого года на тренировке в Германии страшную травму, была одной из главных тем обсуждения в газетах и телепрограммах. Два года назад столь же широкую огласку получила смерть во время хоккейного матча игрока омского «Авангарда» Алексея Черепанова. Ответственных за гибель 19-летнего парня, кажется, так и не нашли, и уж тем более ничего кардинально не изменилось в системе организации спорта в нашей стране. А она между тем далека от совершенства и продолжает множить мартиролог молодых спортсменов.

Популярная в Советском Союзе сказка про «любительский спорт» успешно забыта. Все мы теперь знаем, что за свои победы лучшие атлеты нашей прежней страны получали вполне осязаемые деньги, квартиры и машины. То есть были по сути своей точно такими же профессионалами, как и атлеты капиталистического мира. Лидеры современного российского спорта, уже совершенно не стесняясь, говорят в интервью про премиальные рубли и доллары. И гораздо чаще, между прочим, чем про чувство патриотизма и привлекательность спорта как способа общения с представителями других стран.

Соответственно в обществе сформировалось отношение к спорту как к одному из наиболее простых способов заработать себе на кусок хлеба. И в стране, где расслоение общества видно невооружённым глазом, появилось немало людей из числа «заботливых» родителей, которые готовы за счёт здоровья своего ребёнка обеспечить себе безбедную старость.

Папами и мамами, ведущими детей в спортивные секции, нынче всё чаще движут сугубо меркантильные интересы. Вместо посыла «сделайте моего ребёнка здоровым и сильным» в ходу тезис «сделайте его чемпионом». Но в своей мнимой заботе о будущем родители идут до конца. Тот же Алексей Черепанов, по одной из версий, страдал врождённым заболеванием сердца, с которым путь в большой спорт закрыт. И об этом якобы знали его родные. В нашем списке смертей (см. справку «Нашей Версии») есть и история каратиста Артёма Короткова. Тренеры любой ценой хотели вывести его в чемпионы. Получилось, что этой ценой стала жизнь юного атлета…

В СССР в спортивные секции ребят отбирали по реальному состоянию здоровья и задаткам к тому или иному спорту. Сейчас за плату принимают всех без разбору, и тем охотнее, чем выше «цена» родителей. Ну а в бесплатные секции идут дети из бедных семей, стремящиеся любой ценой вырваться из нищеты. Но и те и другие работают изо всех сил, а потому среди юных спортсменов в возрасте 10–13 лет множество нездоровых, подорвавших силы беспощадными тренировками…

«Наша Версия» не раз уже писала, что в тандеме с не самыми умными родителями повсеместно работают и детские тренеры, среди которых слишком мало истинных энтузиастов, но предостаточно неудачников или карьеристов. Именно отсутствие должной квалификации и ответственности у тренеров юных биатлонистов привело к гибели в Ижевске 15-летнего Ильи Истомина. Его застрелил товарищ по команде: ребята то ли баловались, то ли хвастались друг перед другом заряженным оружием… Впрочем, и смерть баскетболистки Ольги Яковлевой в бассейне прежде всего на совести руководителей профессиональной команды «Вологда-Чеваката».

Руководители самого высокого уровня ищут способ поймать за руку нечестных менеджеров ведущих футбольных или баскетбольных клубов. В то же время многие детские тренеры не стесняясь говорят, что на уровне юниорских и молодёжных команд существуют пресловутые фиксированные результаты и обмен победами.

«Сегодня ты помог мне, завтра я тебя выручу» – этот принцип заменяет в российском детском спорте олимпийские девизы «Быстрее, выше, сильнее!» и «Главное не победа, а участие». С младых ногтей внушается, что спорт – это не всегда честное состязание, а скорее договорённость между заинтересованными сторонами.

К тому же число стартов непрерывно растёт, а обеспечение безопасности участников оставляет желать лучшего. После истории с Ириной Скворцовой вся прогрессивная общественность гневно обличала немецкого судью, допустившего роковую ошибку на бобслейной трассе. Но к смертям хоккеиста Черепанова, биатлониста Истомина и каратиста Короткова руку приложили наши функционеры и медики, не обеспечившие безопасность на внутрироссийских стартах.

Или взять гибель надежды российского сноуборда Полины Петроченко. Спортсменка разбилась на альпийском склоне, выполняя прыжок, сотни раз опробованный в отечественных горах. Но, быть может, перед тем как ставить бесшабашную 14-летнюю девочку на незнакомую трассу, тренерам стоило самим испытать спуск?

В нашем списке смертей есть и ветеран спорта Владимир Ладыженский, погибший в Финляндии из-за ошибки организаторов чемпионата мира по сауне. Его история показательна: сейчас появилось множество новых, иногда совершенно фантастических соревнований, в которых, как кажется их апологетам, можно быстро начать «стричь купоны». Но эта лёгкость обманчива.

Так, Центральный институт травматологии сегодня в качестве постоянных пациентов буквально оккупировали молодые поклонники паркура – преодоления естественных препятствий в виде деревьев, городских крыш и отвесных стен. Молодые воспринимают беготню с прыжками и кувырками как забаву, а между тем это развлечение крайне травмоопасно.

…ещё одна проблема детского и юношеского спорта, которая пришла из спорта высших достижений, – допинг. С помощью медицинских препаратов единовременно достигают высоких результатов и пытаются бороться с усталостью и перетренированностью. Родители, тренеры и медики в этом вопросе тоже, к сожалению, заодно…
Наконец, ещё одна проблема детского и юношеского спорта, которая пришла из спорта высших достижений, – допинг. С помощью медицинских препаратов единовременно достигают высоких результатов и пытаются бороться с усталостью и перетренированностью. Родители, тренеры и медики в этом вопросе тоже, к сожалению, заодно.

В детских школах, выстроенных с прицелом на максимально быстрый результат, очень рано начинается специализация юных спортсменов и не даётся времени на общефизическую подготовку. Это уже наносит мощнейший удар по сердцу и другим важнейшим органам молодого организма.

При этом массово востребованы препараты, в том числе запрещённые, которые позволяют достичь высоких результатов, когда не хватает силы и выносливости. Все знают, что в нашем спорте широко применяются различные фармакологические средства. Об этом вспоминают, когда знаменитые спортсмены попадаются на допинге на стартах высшего ранга. Но промежуточный контроль во время тренировочной работы обмануть очень просто, тем более что существует множество методов «почистить» организм перед соревнованиями…

Перед теми, кому государство доверило наше будущее, ставятся бесконечные задачи «выиграть всё». То есть в самой сути воспитания спортивной смены заложен пресловутый принцип: выиграв, получишь деньги, проиграв – останешься ни с чем. В этом смысле интересы родителей и детских тренеров совпадают, но, думается, глобальная цель государства в области спорта должна быть принципиально иной.

Справка

Потери последних лет

Алексей Черепанов, хоккей, 19 лет.

Дебютировал в профессиональном хоккее в возрасте 17 лет, умер от внезапной остановки сердца в октябре 2008 года, случившейся во время матча его команды «Авангард» против чеховского «Витязя». Несмотря на усилия медиков, хоккеист скончался в реанимации.

Артём Коротков, карате, 16 лет.

Юный каратист в ноябре 2008 года погиб прямо во время соревнований в Кемерове. После удара соперника он упал, произошла остановка сердца, он вошёл в кому, а затем скончался. Расследование показало, что допуска от врачей на турнир мальчик не получил, а его руководители и мать предоставили в судейскую коллегию липовую справку о здоровье.

Ирина Скворцова, бобслей, 22 года.

Несчастный случай с бобслеисткой Ириной Скворцовой произошёл осенью 2009 года в немецком Кёнигзее во время тренировочных заездов по вине судьи, который, несмотря на красный свет на трассе, настоял на выходе на старт женской двойки. В результате произошло столкновение двух российских экипажей, и мужской врезался в женский. Скворцова получила тяжёлые травмы таза и ног, перенесла множество операций в Германии, сейчас на реабилитации в Москве.

Наталья Сафронова, волейбол, 31 год.

В декабре 2009 года потеряла сознание на тренировке своей команды. Оказалось, что у неё обширное кровоизлияние в мозг. 18 дней девушка находилась в коме, за её жизнь боролись лучшие медики нашей страны и Германии. Нынче состояние спортсменки стабильное, она проходит реабилитацию.

Илья Истомин, биатлон, 15 лет.

На сборах молодых биатлонистов в Ижевске в июле 2010 года произошёл трагический инцидент, в результате которого Илья Истомин в гостинице из-за неосторожного обращения с заряженным оружием получил пулевое ранение и скончался в больнице Ижевска.

Ольга Яковлева, баскетбол, 24 года.

Перспективная баскетболистка утонула в бассейне во время тренировочного сбора команды «Вологда-Чеваката» в Одесской области, Украина, в августе 2010 года. По одним сведениям, спортсменка на спор хотела переплыть бассейн, но захлебнулась. По другим – она не смогла выбраться из-под мостика и, несмотря на помощь инструктора и усилия «скорой помощи», скончалась.

Владимир Ладыженский, спортивная сауна, 62 года.

Причиной трагедии на чемпионате мира по спортивной сауне в Финляндии (август 2010 года), где погиб российский спортсмен Владимир Ладыженский, стали недостаточно ответственная работа арбитров, отсутствие должного медицинского сопровождения и сомнительный статус полулюбительских соревнований.

Полина Петроченко, сноуборд, 14 лет.

Юная сноубордистка погибла в сентябре 2010 года во время тренировки в Швейцарских Альпах. Самая молодая в сборной России спортсменка неудачно упала, отрабатывая один из элементов прохождения снежного трамплина. Скончалась в госпитале города Висп от сложной черепно-мозговой травмы.

Дмитрий Ледашин, Виктор Хрущёв, Наша версия

You may also like...