Почему в Украине нет и в ближайшее время не будет качественного бензина

Уже через два месяца в Украине планируется ввести новые стандарты качества топлива. Но это вовсе не означает, что вскоре отечественные автолюбители смогут потреблять лишь добротный нефтепродукт. Скорее наоборот: за последние месяцы трейдеры научились легально ввозить в Украину «освобожденное от налогов» топливо, качество которого государство не контролирует вообще.

На прошлой неделе Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) подтвердил намерение Украины перейти с 1 января 2011 года на стандарты производства нефтепродуктов, соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-5. «Для этого (перехода на новые стандарты. — Авт.) украинским нефтеперерабатывающим заводам было отведено три года.

Нужно понимать, что переходный период не может длиться бесконечно», — сообщил директор департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Украины Андрей Нелепов. За этот промежуток времени модернизировать свои мощности смогли лишь три из шести нефтеперерабатывающих завода страны: Кременчугский (принадлежит ПАО «Укртатнафта» Игоря Коломойского), Лисичанский (ЗАО «ЛИНИК» Виктора Вексельберга) и Одесский (ПАО «Лукойл-Одесский НПЗ» Вагита Алекперова).

Таким образом, переработчики, продукт которых не соответствует требованиям Евро-4 и Евро-5, будут вынуждены с 1 января 2011 года попросту остановиться. Такая судьба ожидает три остальных НПЗ: Дрогобычский и Надворнянский (контролируются вышеупомянутым «Приватом»), а также Херсонский, который входит в сферу влияния группы «Континиум» Игоря Еремеева.

По идее такой расклад должен сыграть на руку отечественным автомобилистам. В первую очередь потому, что ужесточение стандартов качества топлива по умолчанию означает сокращение низкокачественных нефтепродуктов на рынке. Но не в наших условиях. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в Украине до сих пор не существует четкого переходного периода, в течение которого трейдеры обязаны реализовать нефтепродукты, произведенные по старым стандартам и регламентам. Де-факто это означает, что топливо, произведенное (по факту или «по бумагам») до конца текущего года можно продавать вплоть до окончания его гарантийного срока (для бензинов — это три года, для дизтоплива — пять лет).

Во-вторых, в нашей стране напрочь отсутствует государственный контроль за качеством топлива. Подтверждением является то, что в течение последних полутора лет Госпотребстандарт не провел ни одной проверки топлива на автозаправочных станциях. Официальной причиной стало отсутствие у комитета средств на соответствующие проверки. Несколько недель назад в комитете заявили, что намерены возобновить ревизию нефтетрейдеров в четвертом квартале 2010 года, но, судя по тому, что в госбюджете-2010 на эти меры предусмотрено аж 1,8 млн. грн., эти проверки не будут системными.

Безусловно, в следующем году государство может увеличить финансирование Госпотребстандарта. Но даже если комитет завалить бюджетными деньгами, фальсификата, который сейчас занимает около 40% на украинском рынке нефтепродуктов, не станет меньше. Прежде всего потому, что отечественное законодательство обязывает проверяющие органы (включая Госпортебстандарт) уведомлять трейдеров о проверках за десять дней до их проведения. Понятно, что этого времени более чем достаточно, чтобы контрафактное топливо исчезло с проверяемой АЗС.

Следует учитывать и то, что переход Украины на стандарты Евро-4 и Евро-5 касается в первую очередь отечественного нефтепродукта. Однако не следует забывать, что в нашей стране за последние пять лет переработка нефти снизилась в 2 раза — до 11 млн. т/год, в то время как доля импортного нефтепродукта выросла до более чем 3 млн. т/год.

По идее в этом нет ничего плохого, ведь импортируемое в страну литовское, румынское и белорусское топливо на несколько порядков качественнее нашего. Но даже в случае приобретения этого горючего у украинских автолюбителей нет гарантии покупки качественного продукта. Ведь нефтепродукт каждой марки необходимо хранить в отдельных резервуарах, а на заправках они очень часто смешиваются. И автомобильные бензины повышенного качества не исключение, ведь они получаются путем компаундирования импортного топлива с моющими присадками (например, Keropur DP-604 С, Keropur 3458 IV) и красителями (к примеру, Sudan Green 985L), меняющими цвет бензина.

Пару месяцев назад к этим проблемам добавилась еще одна: в Украину начало активно поставляться топливо по «оригинальным» схемам. Самый яркий пример — компания «Ливела», которая, пользуясь положениями Закона «Об иностранном инвестировании», завозит в страну нефтепродукты без оплаты акциза и НДС. Кстати, одна из последних таких поставок состоялась ннедавно — 19 октября Одесский порт принял для этой полтавской компании танкер с 20 тыс. т нефтепродуктов.

По оценкам экспертов, доля безналогового импорта в сентябре достигла 30% от общего объема ввезенного в страну топлива. Какого качества это топливо и когда государство намерено решать весь этот ворох проблем, остается только догадываться.28.10.2010

Автор: Юрий Савченко, КОММЕНТАРИИ

You may also like...