Подельник-сынок за подонка-отца не ответит

Многострадальный закон о борьбе с коррупцией, устанавливающий новые нормы для чиновников, принят во втором чтении. Скорее всего этот законопроект укрепит практику управления бизнесом чиновников через родственников и доверенных лиц. Семейные кланы прочно обосновались в самых высоких эшелонах власти…

Как пишет газета «Сегодня» ВР продолжает не спеша бороться со взяточниками. Многострадальный закон о борьбе с коррупцией, устанавливающий новые нормы для чиновников, принят во втором чтении. Но не в окончательном. За скобки были вынесены три спорные статьи, за которые будут голосовать еще раз (скорее всего, уже на следующей пленарной неделе с 5 апреля).

Самая первая — кого касается этот закон. По мнению депутатов, нечетко выписано, что такое непосредственное подчинение, близкие лица, конфликт интересов, коррупция, коррупционное правонарушение (это же надо, какую въедливость демонстрируют депутаты, когда законы касаются их и чиновников!). А также — 11-я, как необходимо проверять претендента на госдолжность и, наконец, 12-я — как контролировать доходы и расходы чиновников.

В частности, ключевой момент — должны ли их декларировать родственники чиновника или нет. В нынешнем варианте подавать декларацию должно только само должностное лицо, что вызвало много возмущений. Говорилось, в частности, что это позволит чиновникам записывать все свои траты на родню, и таким образом пропадет смысл декларирования расходов (которое позволяет сопоставить их с официальными доходами чиновника и сделать соответствующие выводы).

 

ЗА И ПРОТИВ

 Депутаты-оппозиционеры законопроект критикуют. Так, Арсению Яценюку не нравится, что основные положения законопроекта об ответственности высших должностных лиц исключены из подпадающих под действие закона. По мнению его коллеги Юрия Кармазина, непонятно, за что привлекать к административной ответственности, за что — к уголовной: например, за взятку можно наказать как за админнарушение — штраф 850 грн. и как за уголовное преступление — тут минимальный штраф в 10 раз больше.

Депутаты от большинства в целом закон одобряют, но также считают правильным доработку трех упомянутых статей, являющихся ключевыми. Так, по мнению Евгения Царькова (КПУ), нынешняя формулировка термина «коррупция» позволяет привлекать к неоправданно суровой ответственности любого, начиная от самого мелкого клерка.

«Нынешний закон направлен на выявление коррупционеров прежде всего среди чиновников низшего и среднего звена, а «крупные рыбы» выведены из-под ответственности. Надо также установить предел декларирования расходов (например, все траты более определенной, достаточно крупной суммы), иначе даже чиновник самого низшего ранга вынужден будет подшивать к декларации о расходах чеки из супермаркетов, это абсурд. В то же время предложение декларировать только очень крупные покупки — от 200—300 тысяч — гривен также ущербно. Выходит, десятки более мелких расходов останутся неучтенными», — говорит Царьков.

«Три статьи не зря отправлены нами на доработку, — говорит нардеп Михаил Чечетов. — В частности, неясно, кого включать в круг близких лиц — брата чиновника, проживающего в Австралии и имеющего свои доходы и расходы, или тещу, проживающую с ним под одной крышей. То же касается и деклараций — возможно, мы вернемся к рассмотрению вопроса о декларировании расходов родственников чиновника. Но сначала надо определиться с тем, кого считать близкими лицами. Нет согласия и в вопросе, когда закон вступает в силу — сразу или через несколько месяцев».

«ПОДСТАВУ» ВЫЧИСЛЯТ, БРАТЬ БУДУТ, КАК И РАНЬШЕ

Сами чиновники на тему борьбы с коррупцией и о том, что для них изменится, если новый закон о коррупции вступит в силу, говорят неохотно и только на условиях анонимности. Многие говорят, что в их случае вся «коррупция» сводится к презентам в виде конфет, цветов и шампанского, которые дарят в виде благодарности посетители.

«Мы своих пациентов знаем, поэтому 20—30 грн. или конфеты принимаем с благодарностью, а от чужих ничего не возьмем», — утверждает врач райполиклиники Днепровского р-на Киева Валентина Михайловна. А по мнению учителя математики одной из школ Голосеевского района Людмилы Васильевны, у них в школе «сплошная коррупция, ведь на учительскую зарплату выжить невозможно, поэтому берут все, что дают родители и никакой антикоррупционный закон этого не изменит».

ДВЕ КОРРУПЦИИ

Один из бывших сотрудников такой «взяткоемкой» структуры, как Госкомзем, назовем его В., считает, что коррупцию надо разделять на мелкую за своевременное законное решение вопроса со специалистом или завотделом (например, присвоение кадастрового номера земельному участку, на что отводится не более двух недель) и крупную, когда надо узаконить выделение крупного надела в хорошем месте и за небольшие деньги.

«Мелкая коррупция неистребима и вряд ли с ней кто-то станет серьезно бороться, разве для показухи, игра не стоит свеч, — говорит В. — Но и здесь доказать факт коррупции будет сложно, ведь взятку не требуют напрямую, а намекают: мол, очередь большая, надо ждать неизвестно сколько. И догадливый клиент сам предлагает магарыч. Кроме того, глаз у клерка наметан — провокацию они чуют за версту. Что касается решения серьезных земельных вопросов, то это возможно только через «своих» людей. Чужака будут долго и серьезно проверять и в конце концов вычислят милицейскую «подставу».

Поэтому брать будут, как и раньше, а попадутся только глупые и жадные». «Серьезная проблема у чиновников будет только в том случае, если нардепы введут обязательное декларирование доходов и расходов родственников, — говорит нам один из бывших крупных чиновников Кабмина. — Конечно, можно и здесь будет писать доходы и расходы на третьих лиц, но эти третьи лица могут просто чиновников «кинуть» и сбежать с деньгами. А на такой риск не все пойдут. Но пока непонятен механизм контроля за расходами. Для этого нужно, чтобы дорогие покупки в стране делались именными».

КАК ТЕПЕРЬ ЖИТЬ ЧИНОВНИКАМ

ПОДАРКИ

Чиновнику запрещается принимать любые подарки «в благодарность» за любые действия, связанные с его работой. Разрешены подарки от близких родственников в любых количествах и на любую сумму и подарок от посторонних на сумму, не превышающую половины минимальной зарплаты (сейчас это 470 грн.), но не чаще, чем 2 раза в год.

За нарушение — штраф 425—850 грн. и изъятие подарка.

ЗАПРЕТ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Всем госструктурам — СБУ, прокуратуре, судам, госадминистрациям, школам и учреждениям Минздрава — запрещается принимать спонсорскую или благотворительную помощь от любых фирм или частных лиц. Исключение составляет лишь милиция, так как в законе о милиции разрешена помощь со стороны на материально-техническое оснащение.

ЗАПРЕТ НА БИЗНЕС

Всем госслужащим, а также прокурорам, дипломатам, милиционерам и налоговикам запрещается заниматься оплачиваемой предпринимательской деятельностью, а также иметь бизнес, переданный кому-то в управление. Исключение составляют лишь преподавательская и научная деятельность.

За нарушение — штраф 850—1700 грн. и изъятие прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.

РАБОТА С РОДСТВЕННИКАМИ

Госслужащему запретят иметь в своем подчинении близкого родственника (жена, муж, дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки*). Нельзя иметь в подчинении даже формально постороннего человека, если он живет вместе с чиновником. Если факт такого подчинения уже имеет место, дается месяц на то, чтобы исправить ситуацию — перевести одного из родственников на должность, где он не будет в подчинении у чиновника, или уволить.

За нарушение — штраф 850—2525 грн.

ТЮРЬМА ЗА ВЗЯТКУ

Закон усиливает ответственность за получение взятки в крупных размерах (от 3400 гривен). Раньше самым мягким наказанием за это мог быть штраф, теперь сразу начинается уголовная ответственность — от пяти лет лишения свободы. За более мелкие взятки может быть и штраф от 850 до 8500 гривен.

* Перечень близких родственников не утвержден

Автор: АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО, «Сегодня»

 

You may also like...