Как защитить себя от мошенничества с пластиковыми картами? Рекомендации экспертов

Как банки борются со скиммерами, которые цепляют на банкоматы специальные устройства, чтобы похитить данные о пластиковых картах, а затем подделывают их? Какие еще виды мошенничества с картами существуют, и как их можно предотвратить? В каких случаях банк вернет держателю карты средства, похищенные мошенниками? Расспрашивал экспертов Prostobank.ua.

Юлия Морозова, Директор департамента развития карточного бизнеса 
Банк: VAB Банк

Наиболее действенный метод борьбы с мошенниками, в частности, со скиммерами, – это наличие в банке службы, которая проводит круглосуточный мониторинг операций по картам клиентов. Новые технологии позволяют сегодня распознавать мошеннические операции в режиме реального времени. При первом же подозрении на несанкционированность операции карта блокируется. Также одним из эффективных методов борьбы является сотрудничество с другими украинскими банками и правоохранительными органами при выявлении мошеннического использования платежных карт.

1 В ящике, прикрепленном возле банкомата, установлена скрытая камера, фиксирующая ПИН-код, который вводит владелец карты 

2,3,5 Скиммеры. Отличаются от настоящего приемного устройства банкомата выпуклой формой и железной окантовкой отверстия для карты 

4 Накладка для клавиатуры банкомата. Используется мошенниками для определения ПИН-кода карты

Кроме этого, на самом деле каждый банк проводит целый ряд мероприятий, чтобы уберечь карточные средства своих клиентов от посягательств третьих лиц. Ведь только комплексный подход позволяет противостоять уловкам мошенников.

Некоторые предпринимаемые меры являются превентивными и направлены на снижение возможностей для  несанкционированного доступа к карте. Например, обучение клиентов с помощью консультаций и специальных брошюр правилам пользования картами и хранения конфиденциальной информации. Эффективная превентивная мера, к которой часто прибегают банки, – использование системы лимитов, которая позволяет установить ограничения на использование средств по карте (как по количеству, так и по сумме операций).

К категории эффективных превентивных мер стоит отнести также договоренности с другими банками и платежными системами об отправке уведомлений в случае обнаружения той или иной мошеннической активности. Так, платежные системы периодически, на основании собственных расследований, уведомляют банки-эмитенты о подозрении на возможную компрометацию данных по картам и потенциальной возможности мошеннического использования карт при проведении операций. Получив такое уведомление с перечнем карт, по которым есть подозрение на компрометацию, банк тут же принимает надлежащие меры.

Есть инструменты, которые позволяют снизить риски клиента за счет быстрого и эффективного реагирования в случае обнаружения факта мошенничества. Это круглосуточный мониторинг операций по картам клиентов с возможностью распознавания мошеннических операций в режиме реального времени.

При подозрении на несанкционированность операции карта блокируется. Наш банк всегда предлагает клиенту подключить услугу SMS-банкинга, которая позволяет контролировать доступ к средствам на счете и получать отчет о любой только что проведенной операции. В банке работает круглосуточная служба поддержки (Контакт-центр), куда можно и нужно обращаться в случае кражи или утери карты, а также при обнаружении несанкционированных операций. Своевременное обращение в службу поддержки, как правило, почти всегда позволяет избежать нежелательного развития событий.

Как правило, клиенту отказывают в возмещении средств по мошенническим операциям, если в ходе проведенного банком расследования была доказана прямая или косвенная причастность самого клиента или лиц из его окружения к проведению мошеннических операций.

Если расследование, проведенное банком, указывало на непричастность клиента к проведению операций по платежной карте и доказывало, что клиент пострадал от действий мошенников, убытки клиенту банк компенсировал в полном объеме.

Татьяна Калиновская. Начальник управления платежных карточек
Банк: Киев

Основными видами мошенничества с пластиковыми картами являются скимминг и фишинг. Менее распространено такое понятие как «трапинг» – когда в картоприемник банкомата вставляется фотопленка, удерживающая карту в определенном положении. Далее злоумышленник, под видом сотрудника банка или просто желающего помочь предлагает ввести пин-код якобы для того, чтобы извлечь карту из банкомата. Когда же жертва отчаивается и уходит разбираться с банком, злоумышленник извлекает карту и, при помощи подсмотренного пин-кода, тут же снимает с нее денежные средства.

Иногда деньги пропадают с карточных счетов в результате кражи кошелька. Происходит это, как правило, потому, что держатели карт пренебрегают правилами пользования платежной картой и хранят карты вместе с пин-кодом или же пишут его прямо на карте.
Известны также случаи подмены карт – когда у владельца берут карту для расчета, скажем в ресторане – и возвращают, но уже не его карту. Не заметивший подмены клиент в ближайшем времени узнает о пропаже денег со своего карточного счета.

Методы борьбы с так называемым «скиммингом», конечно же, применяются самые разнообразные. При этом одними из самих активных «борцов» являются производители банкоматов, которые в стремлении защитить свою продукцию, изобретают различные приспособления, препятствующие установке несанкционированного оборудования, с помощью которого скиммеры похищают информацию о картах.

Антискимминговый модуль безопасности, устанавливаемый на банкомат, оборудован специальными датчиками для контроля области картоприемника, позволяющими выявлять несанкционированную установку на банкомат любых посторонних устройств. При подозрении на подобное подключение модуль подает сигнал оповещения в соответствующие службы, ответственные за обеспечение безопасности банкоматов, одновременно останавливая работу банкомата, подвергнувшегося атаке.

Некоторые производители стараются заложить средства и механизмы обеспечения безопасности в самой основе конструкции банкоматов. Например, устройство считывания пластиковых карт имеет специальное исполнение наружной части — закругленная форма участка передней панели банкоматов вокруг картоприемника делает практически невозможной установку скиммера. Кроме того, устройство считывания пластиковых карт оснащается механизмом вибрации, который встряхивает карту во время загрузки — меняет скорость движения карты и использует серию быстрых остановок и пусков. Подобный эффект тряски препятствует точному считыванию данных с карты с помощью скиммера, установленного преступником.

Одним из средств борьбы со скиммингом является эмиссия банком платежных карт с использованием микрочипа. Данные с такой карты считать гораздо сложнее, кроме того, в случае если это получится – существует возможность возврата похищенных денежных средств.

Но самое главное оружие в борьбе со скиммерами – это бдительность держателей платежных карт. При работе с банкоматом следует учесть ряд простых правил:

  1. если вы, подойдя к банкомату, на месте углубления картоприемника видите выпуклость или какое-то иное «новшество дизайна» – звоните в банк, выясняйте подробности дизайна данного банкомата. Как правило, любые усовершенствования банкоматов никак не затрагивают лицевую панель;
  2. набирая пин-код, всегда прикрывайте рукой клавиатуру. Это поможет, если для считывания кода установлена мини-камера, и при этом нет накладки на клавиатуре;
  3. банкоматы некоторых банков предлагают сверить изображение банкомата на мониторе с тем, который перед вами. Если заметили разницу – звоните в банк;
  4. вводя пин-код, убедитесь, что никто не заглядывает вам через плечо. Некоторые модели банкоматов оборудованы специальными зеркальцами специально для этой цели.

Похищенные деньги вернут держателю карты – в случае, если доказана вина сотрудников банка или же найден мошенник. В случае, если деньги похищены вследствие несоблюдения держателем платежной карты правил ее использования, банк может помочь только в плане предоставления информации о движениях на карточном счете.

Андрей Игнатов. Начальник управления операционных рисков
Банк: Platinum Bank

Методы борьбы с мошенниками-скиммерами действительно есть. Существуют как аппаратно-технические методы (установление противоскиммерных устройств, специальное программное обеспечение), так и организационные (проведение круглосуточного мониторинга операций по ПК, автоматические блокировки, работа с картодержателями по повышению знаний в части безопасности).

Самый действенный способ предотвращения мошенничества – это понимание самим картодержателем необходимости соблюдать все требования по безопасности операций с картой. Если клиенты будут осознавать серьезность этого вопроса и придерживаться установленных правил использования пластиковой карты, вероятность стать жертвой карточных мошенников у них будет намного ниже.

Максим Кошевцов. Руководитель индивидуального бизнеса
Банк: Всеукраинский Банк Развития

Для того чтобы защитить своих клиентов от карточных мошенников, банки осуществляют круглосуточный мониторинг электронных операций: при проведении подозрительных операций по счету клиента банк по умолчанию может заблокировать счет. Также сейчас все банки предоставляют такую услугу как SMS-информирование клиентов обо всех операциях по их счетам. В целях повышения безопасности, некоторые банки уже начинают эмитировать чиповые карты, потому как микропроцесор, который содержит всю информацию, обеспечивает лучшую защиту от подделки.

Еще одним из способов снижения возможных финансовых потерь клиента от карточных мошенников является установление лимитов на снятие наличных, т. е. клиент заранее самостоятельно указывает сумму и количество операций, которые будут проводиться по его счету.

Источник: Простобанк Консалтинг

You may also like...