Танк надуть можно. Противника надуть – нельзя

В течение нескольких последних лет идет полемика о принятии на снабжение Вооруженных сил РФ пневматических макетов бронетехники и самолетов. Необходимо поставить, наконец, точку в этом деле. Для чего и проведем краткий анализ целесообразности принятия на снабжение войск надувных устройств.

 

По мнению руководства МО РФ, пневматические макеты нужны для оборудования ложных позиций (районов обороны) общевойсковых подразделений, имитации транспортировки танков железнодорожным транспортом и тягачами с большегрузными прицепами. А также для оборудования ложных зон рассредоточения самолетов (аэродромов), призванных отвлечь внимание от реального, скрытного перебазирования авиационных частей с действующих аэродромов.

Это на выставке пневматические макеты выглядят эффектно, а в реальной боевой обстановке их использование проблематично.

Это на выставке пневматические макеты выглядят эффектно, а в реальной боевой обстановке их использование проблематично. Фото Виктора Мясникова

Разработчики макетов утверждают, что те воспроизводят излучение в радиолокационном диапазоне, тепловом и ближнем инфракрасном диапазоне, аналогичном приборам ночного видения. В планах – добиться того, чтобы они воспроизводили и радиотехнический диапазон. Здесь есть некое лукавство, сам по себе резиновый макет не может воспроизвести все свойства реальной боевой машины, современные средства обнаружения легко отличают резину от металла. Оговорюсь, слово «резиновый» не совсем корректно, но в данном случае это не принципиально. Не будем вдаваться в подробности, но на современном этапе резиновые макеты могут воспроизводить большинство параметров металлического изделия, но при помощи обеспечивающих систем и специальных материалов, что само по себе сложно и дорого.

ТАНКИ СДУВАЕТ ВЕТРОМ

В МО РФ принято решение ежегодно ставить на снабжение около 100 макетов военной техники, при этом общее количество должно достичь около 800 единиц. Макет танка будет стоить порядка 450 000 рублей, а макет самолета – около 1 200 000 рублей. Цены явно завышенные – не может резиновый танк так дорого стоить.

Теперь рассмотрим подробнее. Как всегда, существует несколько «но». Начнем от противоположного. Некоторые господа из МО, наверное, забыли про такой вид боевого обеспечения, как разведка. У любого противника она тоже имеется. Проведем небольшое исследование на примере: «Необходимо провести имитацию передислокации танкового батальона из пункта А в пункт Б на расстояние 500 километров». Данную передислокацию можно провести несколькими способами:

– перевезти технику по железной дороге;

– водным транспортом;

– воздушным транспортом;

– совершить марш своим ходом либо комбинированным методом.

Вроде бы все просто: скажем, загружай на железнодорожные платформы пневматические макеты и отправляй эшелон в путь. Но не тут-то было. Отправка воинского эшелона – непростая задача, это комплекс мероприятий, в котором задействовано большое количество должностных лиц как из Минобороны, так и ОАО РЖД…

При этом нельзя забывать о том, что у противника может быть агентурная сеть как в данных структурах, так и среди местного населения. Ведь появление в каком-либо районе танкового батальона у противника вызовет ряд вопросов. Что за батальон? Откуда прибыл? Каким путем? В каком количестве? Соответственно погрузить незаметно пневматические танки на железнодорожные платформы – задача довольно сложная и трудновыполнимая.

Причем необходимо учесть, что после всех переформирований в Вооруженных силах «нового облика» осталось ограниченное количество танковых бригад и танковых батальонов в мотострелковых бригадах, потенциальный противник прекрасно знает пункты их постоянной дислокации. А также необходимо учитывать особенности перевозки танков на железнодорожных платформах: башня должна быть развернута на 180 градусов назад и пушка застопорена буксирным тросом. Соответственно макет необходимо выполнять с поворотной башней, и не стоит забывать о тех нагрузках, которые будут воздействовать на макет при перевозке, их просто будет сдувать встречным потоком ветра с железнодорожных платформ.

При перевозке техники водным транспортом, а именно – речным и морским, также имеются уязвимые места. Если воинский эшелон в западной части страны, где довольно густая железнодорожная сеть, легко потерять из виду, то про водный транспорт такого не скажешь, его сравнительно легко проконтролировать.

Перевозка воздушным транспортом – вообще самое сложное мероприятие, так как потребует большого количества самолето-вылетов. Одним самолетом сложенные макеты, конечно, перевезти легко, но ведь нужно-то сымитировать перевозку целого танкового батальона, а это как минимум 30 танков. Так что в материальном плане выйдет крайне дорого. К тому же на современном этапе ВС РФ отказались от большого числа аэродромов, способных принимать транспортные самолеты, и все оставшиеся будут находиться под постоянным наблюдением противника.

Из всех перечисленных способов остается последний – совершение марша своим ходом, он наиболее подходит для боевых действий, позволяет скрытно осуществлять передвижение. Опять же, при этом способе переброски пневматических макетов все равно необходимо будет использовать некоторое количество реальных боевых танков. Поскольку надувные машины сами марш совершать не могут.

Теперь рассмотрим вопрос с имитацией самолетов, здесь все гораздо проще. Выше было указано, что количество аэродромов в ВС РФ было сокращено со всеми вытекающими… Допустим, на каком-либо аэродроме появились самолеты. У противника возникнут те же вопросы, что и относительно танков, но если передвижение танков еще реально скрыть, то провести незамеченным перелет самолетов при современных средствах слежения практически невозможно.

Реально воздушное пространство РФ можно проконтролировать, так как современные РЛС позволяют обнаруживать цели на несколько тысяч километров, не следует забывать и про летающие РЛС. Соответственно количество появившихся макетов самолетов должно соответствовать количеству реально прилетавших на аэродром самолетов.

Кто-то попытается возразить: дескать, самолеты тоже можно перевозить всеми видами транспорта, что и танки, а не только путем перелета. Да, можно, но только в разобранном виде. Чего будут стоить разборка самолета, погрузка, выгрузка, сборка и доставка на аэродром. При неединичной переброске авиатехники вряд ли кто стал бы этим заниматься в реальной боевой обстановке. В общем, при имитации такого процесса возникнет еще немало дополнительных вопросов.

ПРОТИВНИК НЕ ДУРАК

Подумаем теперь о возможном применении пневматических макетов в реальных боевых условиях. Тут же возникает вопрос: против какого противника и на каком театре военных действий необходимо применять данные макеты? Если это слаборазвитая страна – по примеру того же Афганистана, то там надобность таких макетов маловероятна, в этом нет практической пользы. А если противник высокоразвит – по примеру стран НАТО, то макетами их не удивишь и не испугаешь и, по всей видимости, применение ограничится эпизодическими действиями.

Многие могут возразить и привести в пример Югославию. Мол, там тупо включали микроволновые печи, и они сымитировали работу РЛС… Да, такое возможно, но только на определенное время, обман рано или поздно обнаружится. Тому пример бомбардировки Германии во время Второй мировой войны.

Англичане применили отражатели в виде алюминиевой фольги, немецким инженерам потребовалось 20 дней на то, чтобы научиться отличать сигнал от реального самолета и сигнал от облака отражателей. То же самое и с тепловыми ловушками. Уже научились отличать тепловой след ловушек от реального теплового следа самолета. В общем, на всякое действие всегда найдется противодействие. Во внутренних конфликтах по типу чеченской войны так вообще нет никакого смысла их применять, условия не позволяют.

Необходимо учесть и особенность применения танкового батальона в бою. Как правило, он используется с приданными и поддерживающими подразделениями, а это как минимум мотострелковая рота, артиллерийская батарея и зенитно-ракетная батарея. Соответственно необходимо иметь макеты техники для данных подразделений.

И нельзя ни в коем случае принимать противника за дурака, он им никогда не был. В сухопутных войсках стран НАТО в каждом батальоне по несколько РЛС, приборов наблюдения и тепловизионной аппаратуры. В наших – это все в разы меньше, а тепловизоров вообще нет.

Существует и конструктивная особенность в применении макетов техники, это связано с природно-климатическими условиями. Для территории РФ, где присутствуют большинство температурных зон от минус 50 до плюс 45, данная проблема актуальна. Макет должен обладать высокой надежностью в эксплуатации при резких перепадах температур – как при низких, так и при высоких – и не терять своих качеств.

При этом нужно учитывать и сезонную окраску, а это как минимум два цвета, зеленый и белый. Допустим, что макеты для Сухопутных войск будут изготавливать в зеленом, защитном исполнении, тогда в зимний период их придется перекрашивать в белый цвет, а делать макеты только для определенной местности и времени года – опять трата денежных средств, макет – это ведь не маскировочная сеть. А при применении макетов на юге РФ придется добавлять еще несколько цветов применительно для степной и горной местностей.

КОМУ ЭТО НА РУКУ

Если брать опыт Второй мировой войны, в частности советско-германский фронт, то в основном все макеты изготавливались из подручных средств применительно к тем условиям, в которых велись боевые действия. В послевоенный период на основе опыта войны были разработаны макеты боевой техники, которые изготавливаются из подручных средств силами войск, все это наглядно отражено в руководствах и наставлениях по инженерному обеспечению боя. На современном этапе это может показаться ретроградством, но тем не менее о каких макетах на сегодня можно вести речь, если средний возраст боевой техники в Сухопутных войсках составляет 20–25 лет.

Никто не собирается принижать необходимость иметь на снабжении Вооруженных сил макеты военной техники в мирное время. Только нужно ли такое количество – 800 единиц – и по таким запредельным ценам? Для локальных конфликтов – много, для крупномасштабной войны – мало. В пример можно привести Ирак, там в свое время закупили много макетов техники, но это все же не спасло от поражения.

В случае начала войны можно быстро развернуть производство надувных макетов даже в условиях коммунальной квартиры (несколько утрирую), но это тем не менее реально. Боевую технику в подворотне невозможно производить. Если мы не хотим повторения 41-го года, то в мирное время необходимо заниматься наращиванием количества современной боевой техники, а не резиновой бутафории.

Не стоит забывать и про человеческий фактор. Кто даст гарантию, что какая-нибудь швея «тетя Маша» не отдала, куда следует, образцы материала, из которого изготавливают макеты, а там, в свою очередь, не приняли соответствующие меры. Да и нисколько не удивлюсь, если по прошествии времени выяснится, что материал, из которого понаделали макетов, вообще производят в Китае. Пример тому – недавняя потеря трех спутников: оказалось, что промышленность использовала комплектующие, произведенные в Тайване.

В общем, разработчики надувных макетов молодцы, надули не только макеты, но и некоторых генералов из Минобороны. Или тем и другим было обоюдно выгодно такое надувательство? Ведь опыт прошедших войн, в том числе и чеченской, ясно показывает, что в вооруженной борьбе часто имеет решающее значение количество, но только количество реальной боевой техники, а не надувных макетов. Про условия в возможных будущих войнах все было сказано выше.

Автор: Влад Леонтьевский, военный журналист, НГ-НВО

You may also like...