Безопасность Украины: военная доктрина активного нейтралитета

Перезагрузка Украинского государства предполагает коренную реформу всего сектора национальной безопасности державы. При этом сам принцип безопасности как базовый при построении государства и общества, к которым мы стремимся, предполагает развитие от основополагающего постулата о безопасности личности к безопасности державы.

В целом это слишком широкая тема, но в качестве базы мы предлагаем строить систему безопасности в Украине и вокруг нее, исходя из следующих моментов:

А) Безопасность, жизнь и здоровье личности признаются главной ценностью державы. Это предполагает самый широкий спектр мероприятий – обеспечение обороноспособности страны, привелирование и защита прав граждан, ответственность за сохранность жизни и здоровья (включая ответственность правоохранителей, судей, врачей), решительное пресечение перманентно возникающих угроз (включая жесткое наказание за фальсификацию и торговлю продуктами питания и медикаментами, а равно любыми товарами, угрожающими здоровью).

Б) Исходя из этого, безопасность державы является условием безопасности граждан. Держава гарантирует безопасность каждому гражданину, при этом каждый гражданин несет ответственность за безопасность державы, обеспечивая свой вклад (налоги, прохождение воинской службы).

Военная безопасность Украины основывается на провозглашенном принципе активного нейтралитета нашей державы.

В отличие от внеблокового статуса, который подразумевает сколь угодно активное сотрудничество с любыми военно-политическими союзами без получения от них гарантий коллективной безопасности, активный нейтралитет подразумевает сотрудничество с международными организациями и военно-политическими союзами без участия в их военных операциях против третьих стран.

Активный нейтралитет подразумевает проведение реформы всего военного сектора безопасности державы с тем, чтобы обеспечить фактически круговую оборону страны и обеспечение способности нейтрализовать военные угрозы на любом направлении. Решение этой задачи происходит в два этапа:

Первый этап состоит в реформе Вооруженных сил и обеспечении их современными образцами вооружения и военной техники; наращивании подготовленного мобилизационного ресурса; создании с опорой на базу частей и подразделений Вооруженных сил в регионах подразделений Войск территориальной обороны и базы партизанской войны, а также устойчивой системы управления этими структурами.

При этом костяк военного сектора составляют:

– кадровые немногочисленные профессионально подготовленные Вооруженные силы;

– резерв Вооруженных сил, приписанный к частям и подразделениям и проходящий подготовку на их базе;

– Войска территориальной обороны (ВТО), предназначенные для выполнения внутренних задач (ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, борьба с экстремистскими группировками и бандформированиями, помощь ВС в отражении внешней агрессии в приграничных районах) и ведения партизанской войны, представляющие собой структуры управления и материально-техническую базу;

– резерв Войск территориальной обороны, проходящий начальную подготовку на базе частей Вооруженных сил (затем вопросами поддержания боеготовности занимаются непосредственно структуры ВТО).

(Прим. Реформу Вооруженных сил и всего военного сектора державы мы выделяем в отдельную тему, соображения по которой представим позже).

Второй этап состоит в создании военно-политического оружия сдерживания (тактическое ядерное оружие, ТЯО) и обеспечении с его помощью оборонной достаточности державы. С достижением этой цели Украина постепенно отходит от содержания и подготовки мощного резерва Вооруженных сил, создавая профессиональный резерв ВС (освобождающийся ресурс переходит в распоряжение ВТО).

В плане военной безопасности державы Украина выстраивает отношения с соседями (военное и военно-техническое сотрудничество), исходя из принципов:

– у Украины нет «друзей», на угрозы со стороны которых она может закрывать глаза, в основе военного и военно-технического сотрудничества лежит исключительно принцип целесообразности, выполнения взятых на себя обязательств и требования того же от других стран;

– Украина классифицирует круг своих соседей по категориям: партнеры, нейтральные и потенциально опасные (при определении категории учитывается не только политический курс действующей власти, но и оппозиционных сил, которые могут прийти к власти в той или иной стране). Стратегическая задача – вовлечь всех своих соседей в партнерские инициативы (как двух- так и многосторонние) в сфере военной безопасности (многонациональные подразделения, учения, инициативы по противостоянию актуальным угрозам и поддержанию стабильности в регионе);

– учитывая, что институт международного права в настоящее время полностью дискредитирован, Украина опирается в первую очередь на двустороннюю договорную базу, в контексте чего ставит своей целью четко очертить взаимные обязательства с соседями в сфере безопасности и требовать их неукоснительного выполнения, а также вовлечь в число партнеров максимальное (в идеале – всех) своих соседей.

Конкретно по некоторым соседним странам предлагается следующий формат отношений в военной сфере:

Беларусь. Важным форматом обеспечения своей военной безопасности Украина должна считать выстраивание отношений по линии Киев- Минск и Киев-Анкара. Направления сотрудничества с Беларусью – военное приграничное сотрудничество, миротворчество (подготовка миротворцев), ОПК.

Россия. По понятным причинам – стратегический партнер. Вместе с тем, необходима срочная дезинтеграция украинской ПВО из Объединенной ПВО СНГ под управлением России, поскольку без этого шага невозможно говорить о нейтралитете Украины. В настоящее время украинская ПВО фактически решает задачи в интересах ПВО РФ, делая Украину «буферной зоной» для РФ с запада, – в случае любого конфликта по линии Россия-Запад это автоматически ставит под удар территорию Украины, средства ПВО которой работают на РФ.

Украина должна выработать четкое и однозначное понимание сотрудничества с ОДКБ. На данном этапе оно должно строиться на декларации того, что ОДКБ – карманный союз России, с которой Украина сотрудничает на двусторонней основе. Таким образом, тесное сотрудничество с ОДКБ исключается (возможно участие в различных мероприятиях в роли наблюдателя).

Военное сотрудничество с РФ должно осуществляться с упором на совместные действия в приграничных районах (борьба с терроризмом, экстремистскими группировками и бандформированиями), антитеррористические действия военно-морских сил в Черном море и совместные учения сил спецопераций (спецназа).

Основной формат сотрудничества с Россией – военно-технический. Должен быть выработан простой взаимовыгодный формат сотрудничества ОПК двух стран, стоящийся исключительно на прагматизме и соблюдении прав и интересов обеих сторон.

Турция. Очень перспективный военно-политический партнер для Украины, сотрудничество с которым к тому же на данном этапе не раздражает других соседей. Исключительная роль Турции в регионе делает необходимым для Украины реализацию совместных (с привлечением третьих сторон) военных инициатив в Черноморском регионе. Основное направление – ВМС.

Румыния. Украина должна четко определить степень опасности для нее военно-политических амбиций Румынии и дать неоднозначно понять, что готова к ассиметричному ответу на любую возникающую военную угрозу, вплоть до применения ядерного оружия. При уважении Румынией этой позиции упор в военном сотрудничестве должен делаться на военно-морскую составляющую, с участием Турции и др. стран региона.

Венгрия. Украина должна признать недопустимой любые действия Венгрии, представляющие собой угрозу для национальной безопасности нашей страны (двойное гражданство, культурная экспансия в Закарпатье, инициирование требований автономии в местах компактного проживания венгров на украинской территории), переводя проблему в военно-политическую плоскость. При адекватном восприятии Венгрией этой позиции Украины должно продолжаться военное сотрудничество в приграничных районах.

В целом по отношению к соседям Украина должна задекларировать, что считает недопустимым выдвижение любых территориальных претензий с их стороны и раздувание сепаратистских настроений в отдельных регионах. При озвучивании территориальных требований официальными лицами любой державы последняя автоматически становится потенциальным противником Украины (реанимация этого термина в Военной доктрине Украины представляется необходимой). Это относится также и к доказанным действиям любой державы, направленным на изменение государственного строя и нарушение территориальной целостности Украины. В подобном случае Украина оставляет за собой право применения военно-политических мер – от сосредоточения войск в приграничных районах с этой державой до проведения ими демонстрационных учений с отработкой в т.ч. наступательных задач с применением ТЯО.

В ответ на уважение и понимание этой позиции Украина гарантирует, что ни при каких условиях не проводит подрывную деятельность на территории других держав (кроме общепринятых действий разведывательных структур), и не выдвигает к ним территориальных претензий.

В целом безопасность в регионе является условием стабильности вокруг границ Украины. Это означает, что:

– Украина принимает участие в региональных инициативах по безопасности, стремясь к региональному лидерству в этой сфере. Также Украина всеми силами и средствами противостоит тем региональным инициативам, которые не отвечают ее интересам;

– Украина должна быть способной нейтрализовать или противостоять всем угрозам, которые возникают или могут возникнуть в регионе. При этом Украина оставляет за собой право ассиметричного ответа на угрозы;

– Украина признает для себя приоритетными именно региональные проекты, участвуя в международных инициативах по безопасности (т.е. в операциях военно-политических союзов и в миротворческих операциях под эгидой международных организаций) за пределами региона исключительно в тех случаях, когда это аргументировано соответствует ее интересам.

Важной составляющей реализации политики военной безопасности державы является миротворческая деятельность.

За все годы миротворчества Украины (т.е. с 1992 года), как ни парадоксально, самым выгодным с точки зрения здорового прагматизма и экономической целесообразности оказалось участие украинских военных в операции в Ираке, которая на первом своем этапе была ярко выраженной военной агрессией (проводимая Многонациональными силами под управлением США, «миротворческой» эта операция изначально называлась лишь в Украине).

Именно в результате такого участия, с подачи США (выделивших деньги на вооружение силовых структур Ирака) украинский ОПК получил контракты на полмиллиарда долларов, с перспективным заказом продукции еще на 2 млрд долл. Ни одна миротворческая операция под эгидой ООН или НАТО (Афганистан, Ливан, Сьерра-Леоне, Либерия, Косово, Югославия и пр.) никаких не то что соизмеримых, но даже просто ощутимых дивидендов Киеву не дали.

О том, что широкомасштабное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН (или НАТО) ничего не дает и в политическом плане, также можно судить по собственному опыту, – участие Киева в таких операциях не повлияло на решение каких-либо важных внешнеполитических вопросов за все годы украинского миротворчества

С другой стороны, миротворчество пользуется популярностью среди самих украинских военных исключительно в плане «заробитчанства», т.е. возможности заработать пристойные деньги, на фоне нищенского их обеспечения в Украине.

Исходя из этого, Украина должна отказаться от участия во всех операциях, в которые ее только приглашают международные организации или отдельные страны. Главный вопрос, на который должно ответить высшее военно-политическое руководство страны, направляя контингент за границу, – с какой целью мы принимаем участие в операции, и что конкретно (кроме виртуального «укрепления международного авторитета Украины») это участие даст державе. При этом важнейшее и всенепременное условие для участия украинских Вооруженных сил в любой операции должно состоять в том, что эта операция не проводится против легитимной власти той или иной страны.

Украина должна четко определить для себя географию своего участия в миротворческих операциях, определив приоритетные (в плане укрепления собственной безопасности и перспектив экономических связей со странами, которым предоставляется помощь) и второстепенные регионы. В качестве «компенсации» для ООН после отказа предоставлять в миссии во второстепенных регионах «пушечное мясо», Украина должна изъявлять стремление предоставлять для участия в миротворческих операциях штабных офицеров и гражданский персонал, не участвующий в боевых действиях.

 

Автор: Дмитрий Тымчук, руководитель ЦВПИ, ХВИЛЯ

 

You may also like...