Везли на смерть. Трагедия в Охотском море: ради экономии были нарушены все правила безопасности

2011 год, похоже, запомнится в России как год катастроф на воде. Сначала была жуткая трагедия «Булгарии», теперь не менее страшная судьба постигла морских нефтяников в Охотском море, где затонула плавучая буровая установка «Кольская». Катастрофы «Булгарии» и «Кольской» похожи по многим параметрам. Но главное – первопричиной трагедии стала жажда наживы хозяев-коммерсантов.

Как развивалась катастрофа

СПРАВКА 

По горькой иронии, незадолго до трагедии в Охотском море, 6 декабря, пресс-центр ОАО «Арктикморнефтегазразведка», которому принадлежит «Кольская», разместил на сайте предприятия сообщение об открытии в октябре многофункционального учебно-тренажерного центра подготовки специалистов по выживанию на море. На фото с сайта компании – занятия в бассейне, где обучают пользоваться термогидрокостюмом.

Тренированный человек в таком гидрокостюме может продержаться в ледяной воде до 6 часов. Обычный – около 2 часов.

Самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Кольская» (судовладелец ОАО «Арктикморнефтегазразведка», входит в ОАО «Зарубежнефть», порт приписки — Мурманск) следовала на буксире у ледокола «Магадан» и буксира «Нефтегаз-55» от западного побережья Камчатки в бухту Зырянская на Сахалине. В ночь на воскресенье караван попал в шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду и высотой волн более 4 метров.

С буровой в 9.24 по местному времени был подан сигнал SOS. Там произошло разрушение газоотводящих трубок танков (хранилищ нефти), и туда начала поступать вода — судовые водоотливные средства работали на пределе. На платформе выбило иллюминаторы в столовой команды (ее тоже начало заливать), смыло спасательные шлюпки…

Все члены экипажа (53 человека) и прикомандированные (14 человек), как утверждается, имели спасательные термогидрокостюмы и спасжилеты, а на борту были 4 спасательных надувных плота. Однако на буровой установке во время общесудовой тревоги экипаж, не занятый в спасательных работах, находится как раз в столовой. И ждет либо отбоя тревоги, либо команды на эвакуацию. В 12.45 в Центр управления в кризисных ситуациях поступила информация о том, что «Кольская» перевернулась и идет ко дну. Если буровая опрокинулась быстро, люди могли просто не успеть покинуть установку.

Ледокол «Магадан» и буксир «Нефтегаз-55» сразу же после ЧП приступили к спасению людей. Впрочем, в условиях продолжавшегося шторма делать это было крайне тяжело. На борт удалось поднять 14 выживших (у всех — переохлаждение и травмы, двое из них в тяжелом состоянии) и четверых погибших. К месту катастрофы был направлен вертолет, который эвакуировал четырех наиболее пострадавших в поселок Ноглики на севере Сахалина. Также были обнаружены четыре надувных спасательных плота, но людей на них не было.

Воздушную разведку до темноты вели два вертолета и самолет Минобороны «Ил-38». В зону бедствия также шло спасательное судно «Атлас» и судно «Смит Сахалин». Кстати, «Нефтегаз-55», занимавшийся спасением нефтяников, и сам получил пробоину.

 

инфографика: Иван Скрипалев, МК

 

Трещина платформы

Построенная на судоверфи в Финляндии в 1985 году платформа «Кольская» считается довольно современной и неплохо оснащенной. Общая длина установки составляет 69,2 метра, ширина — 80 метров. В начале августа была завершена начавшаяся еще в мае весьма сложная морская операция: платформу перевезли из Мурманска в Магадан. Вез ее специальный грузовой теплоход «Трансшельф».

Сразу после бравурных репортажей об этом событии и случилось первое ЧП. Чтобы снять буровую с «Трансшельфа», его во время грузовой операции подтопили на небольшую глубину для того, чтобы установка сама встала на воду, после чего буксиры должны были доставить ее к берегу. Однако во время опускания «Трансшельфа» матросы обнаружили течь в одной из частей буровой. Как оказалось, центр тяжести на установке сместился, и по корпусу пошла трещина. Ее залатали — и буровую все же выгрузили.

В начале сентября платформа была уже на точке бурения на нефтегазовом шельфе Охотского моря. Здесь нефтяники вели работы по бурению и испытанию скважины «Первоочередная» на Западно-Камчатском лицензионном участке.

Но, как оказалось, с работами было не все в порядке. Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура направила в Черемушкинский районный суд Москвы исковое заявление к ОАО «Газпром», ООО «Газфлот» и ОАО «Арктикморнефтегазразведка». Прокуратура требовала признать незаконным бурение поисковой скважины № 1 на Первоочередной структуре Западно-Камчатского участка шельфа Охотского моря с использованием «Кольской» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и запретить работы.

 

инфографика: Иван Скрипалев. МК

 

Почему они пошли в шторм

Как указывается в специализированных документах, перегоны плавучих буровых установок (ПБУ) тщательно подготавливают, выбирая наиболее благоприятный маршрут. На маршруте должны быть районы, защищенные от волнения, где установка могла бы отстояться, встав на колонны при получении неблагоприятного метеорологического прогноза. Перегон осуществляется с помощью нескольких буксиров. Ограничение на перегон — 5 баллов по волнению и 7 баллов по ветру.

Как сообщили «МК» в Сахалинском региональном центре МЧС, прогноз погоды у каравана был, и в шторм они попали неожиданно. Впрочем, «неожиданностью» шторм в это время в Охотском море можно назвать с большой натяжкой. В районе Сахалина в ноябре и декабре довольно обыденным является усиление ветра до 30–40 м/с. При частых циклонах, формирующихся над северной частью Охотского моря, штормовое волнение в ноябре и декабре наблюдается как раз в центральной части моря.

Дальневосточное Следственное управление СКР на транспорте заявило: «В качестве основных рассматриваются следующие версии произошедшего: нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки, осуществление буксировки без учета погодных условий, поскольку в районе движения судов был сильный шторм». В ходе расследования будет проверено техническое состояние буровой установки (напомним, у нее уже была трещина), дана правовая оценка действиям капитанов судов, а также иным должностным лицам.

Между тем все эксперты сходятся во мнении, что отвечать должны именно «должностные лица». А точнее — те, кто пожелал выжать из установки и людей максимальную прибыль при минимальных затратах. Так, еще при СССР максимальное количество членов перегонной команды на ПБУ составляло 35 человек. Здесь было 67. То есть для того, чтобы везти их не на буровой, нужен был дополнительный транспорт, а значит, дополнительные расходы. Кроме того, бурение на шельфе заканчивали в октябре и выводили оттуда ПБУ, поскольку позже это было делать небезопасно. Теперь же ради прибыли на безопасности экономят. Также следствию предстоит выяснить: было ли разрешение Морского регистра на перегон в декабре, во льдах, да еще с пассажирами на борту?

Кто погиб на буровой

Среди пропавших без вести на «Кольской» — 13 бурильщиков, 4 слесаря, 5 механиков, капитан по радиоэлектронике, 2 моториста, 3 инженера, помощник начальника по материально-техническому обеспечению, 4 повара, 1 ведущий геолог, 2 инженера, 3 электрогазосварщика, 3 электрика, 1 врач, 1 крановщик, 1 токарь. Среди женщин — 4 горничных, 1 повар и один пекарь.

В этих списках — 24-летний Алексей Баканов. «Рубаха-парень, весельчак, отличный кулинар!» — говорят о нем друзья детства. Мечтал работать в японском ресторане, но применение своей профессии нашел на буровой установке. На своей страничке в социальной сети 8 декабря Алексей оставил запись: «Никогда не хотел домой, как сейчас… ведь меня по-настоящему любят и ждут». Летом Алексей планировал сыграть свадьбу…

 

Ничего не известно о судьбе 31-летней Ирины Пономарчук из Магадана. На буровой Ирина была горничной. Последняя запись на ее страничке в соцсети: «Стоим на рейде. Ждем погоды. Магадан, пусти домой!»

 

40-летний Сергей Гарькин из Мурманска — помощник бурильщика на СПБУ «Кольская». Без работы в море он себя не мыслил. Сегодня близкие Сергея ничего не знают о его судьбе. «Нам сказали только одно: в списках спасенных такой фамилии нет, но мы будем ждать…» — говорят родственники бурильщика.

 

Авторы: Дмитрий Попов, Дарья Федотова, Ирина Боброва, mk.ru

You may also like...